Рабочая программа По развивающим играм В.В. Воскобовича
рабочая программа (средняя группа) по теме

Немченко Наталья Анатольевна

Пояснительная записка

1.1.Введение

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

·        интеллектуальное развитие;

·        создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой  и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней  учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики  мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.

Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В  процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.

(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).

Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).

Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф  «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)

1.2.  Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются:

·         Обучение  пониманию и  решению логических задач.

·         Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.

·         Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. 

·         Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.

·         Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».

·         Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.

·         Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.

·         Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.

·         Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

·         Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

1.4.  Возраст детей – 4-5 лет

1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2016-2017 учебного года.

К концу года дети научатся:

·        различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;

·        использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;

·        ориентироваться в пространстве и на плоскости;

·        Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.

·        высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

·        Повышение педагогической культуры родителей.

·        Формирование интереса к развивающим играм.

1.6. Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В., Харько Т.Г.  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

2. Учебно-тематический план

Работа осуществляется под руководством педагога,  проводится 1 раз в неделю, в четверг, в форме игрового тренинга длительностью  30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарак­терных дидактических играх.

В течение года будет запланировано провести  31 занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_igry_voskobovicha.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 33»

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Рабочая программа

По развивающим играм В.В. Воскобовича

Составитель:

Немченко Наталья Анатольевна

Первая  квалификационная категория

2016г

Пояснительная записка

1.1.Введение

В последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:

  • интеллектуальное развитие;
  • создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.

Современные дети  живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода  обучения к наиболее  перспективному  - развивающему обучению.

Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных платных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления, креативности, высокого интеллекта. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней  учиться, лучше ориентироваться в социуме.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики  мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.

Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В  процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.

(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Чудо-крестики», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).

Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Звуки и буквы», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1», », «Читайка на шариках 2»).

Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф  «Ларчик», «Игровизор», «Геовизор»)

1.2.  Цель  работы по данной программе – развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.

1.3. Основными задачами реализации программы являются:

  • Обучение  пониманию и  решению логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.  
  • Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации  в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
  • Формирование устойчивого интереса у детей и родителей  к развивающим играм.

1.4.  Возраст детей – 4-5 лет

1.5. Продолжительность реализации программы и ожидаемые результаты.

Программа рассчитана на реализацию в течение  2016-2017 учебного года.

К концу года дети научатся:

  • различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
  • использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать  закономерность;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости;
  • Повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
  • высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

1.6. Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В., Харько Т.Г.  «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика».

2. Учебно-тематический план

Работа осуществляется под руководством педагога,  проводится 1 раз в неделю, в четверг, в форме игрового тренинга длительностью  30 минут. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх.

В течение года будет запланировано провести  31 занятие.

Неделя

Тема занятия

и используемые игры

Задачи

Октябрь

1

 Тема: «В гостях у зверят цифроцирка»

«Цифроцирк», «Чудо-соты»

(стр.12; Т.Г.Харько  «Сказки Фиолетового леса» средний возраст)

Обучающие:

  • учить самостоятельно составлять изображения цифр по схемам с помощью деталей игры «Чудо-соты»;
  • упражнять в счете от 1до 5, называть цифры, располагать их  по-порядку.

Развивающие:        

  • развивать зрительную память, внимание через игру «Что изменилось?»;  
  •  формировать элементы театрализованной деятельности посредством изображения действий цирковых артистов.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать ответы сверстников, не выкрикивать.

2

Тема  «Как Кораблик Плюх-Плюх готовился к путешествию»

(«Кораблик Плюх-Плюх» и «Прозрачный квадрат»

(стр. 61 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» и стр.14 «Сказки Фиолетового леса»)

Обучающие:

  • познакомить с новой игрой «Кораблик Плюх-Плюх», ее персонажами;
  • учить самостоятельно группировать предметы по одному признаку (цвету), определять и называть высоту предметов.
  • учить  складывать фигуру «лодочка» за счет перемещения частей в пространстве из деталей игры «Прозрачный квадрат»

Развивающие:

  • развивать пространственные представления (слева – справа, вверху – внизу);

  • развивать умение аргументировать выбор предмета определенной формы;
  • формировать умения анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

3

Тема «Как лягушата пополняли запасы пресной воды»              

(«Чудо-соты», «Коврограф Ларчик» игра «Игрушечный дождь»)

стр.16 «Сказки Фиолетового леса»,  стр. 6  методичка к пособию  «Коврограф Ларчик»

Обучающие:

  • развивать умение конструировать контуры геометрических фигур разного размера, выбирать картинки с частями силуэта «ведро» по описанию и составлять его;
  • пополнять и активизировать словарь за счет образования прилагательных (прямоугольное, четырехугольное,  многоугольное, узкое, высокое).

Развивающие:

  • формировать  понимание антонимов величины: высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий;
  • продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, элементы логического мышления, память.

Воспитательные

  • формировать навыки саморефлексии;
  • воспитывать нравственные и волевые качества.

4

Тема «Фабрика фигур»

(«Чудо-соты», «Прозрачный квадрат», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина)

Обучающие:

  • закреплять навык счета в пределах 5;
  •  учить устанавливать закономерность в расположении ряда геометрических фигур;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Развивающие:

  • развивать элементы логического мышления, умение расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не»;
  • упражнять в конструировании фигур по схемам.

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать задания педагога, контролировать свое поведение.

Ноябрь

1

Тема «Путешествие в Фиолетовый лес»

(«Цифроцирк», «Чудо-цветик»)

стр.64 Г.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»

Обучающие:

  • познакомить детей с игрой «Чудо-цветик», учить находить детали, соответствующие заданному числу, учить называть их: одноглазка, двухглазка и т.д.)
  • продолжать учить  детей конструировать заданную форму, складывать фигуры по желанию по схемам игры «Чудо-цветик».

Развивающие:

  • формировать умение обводить карандашом сконструированную фигуру по контуру, развивать зрительно-моторную координацию;
  • развивать умение находить большее или меньшее число к названному, ориентируясь на цифровой ряд  игры «Цифроцирк».

Воспитательные:

  • воспитывать умение выслушивать внимательно ответы детей, помогать при затруднениях сверстникам.

2

Тема «В гости к веселым гномам»

(Эталоны цвета «Лепестки» и  «Геовизор»)

(стр. 42 «Развивающие игры в ДОУ»)

Обучающие:

  • познакомить с персонажами игры – клоунами (Кохле, Охле, Желе. Зеле, Геле, Селе, Фи), помочь запомнить их имена;
  • учить детей ориентироваться на координатной плоскости игры, находить и соединять точки для получения изображения зонтика.

Развивающие:

  • упражнять в количественном счете, развивать умение определять порядковый номер «лепестка»;
  • развивать пространственную ориентировку при расположении элементов  игры «Лепестки» по словесным указаниям  и его смысловое отражение в речи (над, под, между, рядом, слева, справа);
  • продолжать развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений.

Воспитательные:

  • приобретение детьми опыта коллективной деятельности, навыков сотрудничества, умения работать в группе.

3

Тема «В гостях у сказки»

(«Чудо-соты», «Чудо-цветик», «Геоконт»)

Обучающие:

  • познакомить детей с новой игрой «Геоконт», ее персонажами: Паук Юк и паучата.
  • продолжать формировать умение детей работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэты  персонажей из знакомых сказок

Развивающие:

  • закреплять умение различать и называть цвет, форму, составлять геометрические фигуры  на поле игры «Геоконт» и находить в окружающей обстановке предметы аналогичной формы;
  • побуждать детей к высказыванию мыслей в форме простых распространенных предложений.

Воспитательные:

  • предоставлять детям возможность быть активными помощниками героям сказок.

4

Тема: «Как Лопушок и Гусеница Фифа гуляли по ковровой дорожке»

(«Коврограф: Ларчик», «Чудо-соты», «Чудо-цветик»)

стр. 21«Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить детей ориентироваться на листе в клетку, используя ориентиры «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Развивающие:

  • развивать умение отгадывать загадки, придумывать и конструировать контуры и силуэты отгаданных предметов;
  • развитие пространственного  и логического мышления, воображения;
  • активизировать речевую деятельность, словарь по теме «Растения».

Воспитательные:

  • воспитывать умение доводить работу до конца, добиваться желаемого результата, оценивать его.

Декабрь

1

Тема: «Как малыш Гео гостил у девочки Дольки и Ворона Метра»

(«Чудо-цветик», «Игровой квадрат Воскобовича» (двухцветный)

стр. 23 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать знакомить с эталонами формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины);
  • учить   приёму конструирования фигуры «башмачок», используя  алгоритм сложения  и план действий.

Развивающие:

  • развивать восприятие формы, определять на ощупь части игры «Чудо-цветик», составлять целое из разного количества частей,
  • продолжать формировать конструктивные навыки, пространственную ориентировку, логическое мышление;
  • формировать планирующую функцию речи.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества, умение радоваться успехам товарищей и оценивать результат работы.

2

Тема: «Как малыш Гео оказался на островах»

(«Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат»)

стр. 25 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять представления о транспорте, его видах;
  • упражнять в складывании фигуры «самолет» по выбору из деталей игр «Прозрачный квадрат» и «Чудо – соты».

Развивающие:

  • развивать аналитические способности, умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;
  • тренировать мелкую моторику рук и координацию действий (глаз – рука).

Воспитательные:

  • воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.

3

Тема: «Как друзья разгадывали загадки Краб-Крабыча»

(«Чудо – соты», «Прозрачная цифра»)

стр. 27«Сказки Фиолетового леса»

 

Обучающие:

  • упражнять детей в отгадывании загадок  о геометрических фигурах, нахождении фигуры по количеству углов и сторон (квадрат и прямоугольник), по описанию их признаков (цвет, размер);
  • продолжать учить расшифровывать (декодировать) информацию о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям с отрицательной частицей «не».

Развивающие:

  • развивать умение связно и грамотно выражать свою мысль и слушать окружающих;
  • продолжать формировать умение делать простейшие выводы, используя сложноподчиненные предложения с союзом «потому что».

Воспитательные:

  • воспитывать умение соревноваться между собой при выполнении задания, соблюдать очередность, проявлять нравственные качества.

4

Тема: «Как зверята выступали на арене Цифроцирка»

(«Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)

Стр.34 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • познакомить с игрой «Колумбово яйцо», учить составлять изображения разных артистов цирка из ее деталей по  предложенной конструктивной схеме;
  • закреплять умение составлять числовой ряд от 1 до 5, обозначать числа цифрами, аргументировать свой выбор.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение – придумывать и составлять силуэт «бабочка», конструировать силуэт «гантель» по образцу;
  • формировать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и  изобразительные навыки, умение обводить придуманный силуэт карандашом.

Воспитательные:

  • воспитывать умение поддерживать беседу на тему «Выступление в цирке», придумывать и показывать действия сказочных артистов (элементы театрализации).

Январь

1

Тема: «Как кораблик попал в шторм»

(«Кораблик Плюх-Плюх», «Геовизор»

стр. 35 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить детей определять высоту предметов, их порядковый номер, решать логическую задачу на определение формы предмета.

Развивающие:

  • развивать понимание пространственных характеристик «низкий», «высокий», «верхний», «нижний», «между»;
  • тренировать мелкую моторику рук и координацию действий «глаз - рука».

Воспитательные:

  • воспитывать в детях умение прийти на помощь сверстникам в трудной ситуации, проявить взаимовыручку.

2

Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 1 занятие

(«Танграм», «Прозрачный квадрат»)

1 игровая ситуация «Загадочный конверт»

2 игровая ситуация «Портреты друзей»

Обучающие:

  • познакомить с новой игрой «Танграм»;
  • учить составлять фигуры животных по схемам в масштабе 1:1;

Развивающие:

  • развивать  игровые умения (принятие задания, анализ образца, воссоздание изображения);
  • упражнять в нахождении лишней фигуры в ряду (пластинки), умении объяснять, доказывать, обосновывать свой выбор;
  • упражнять в умении высказывать предположения о правильном решении поставленной задачи.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность при выполнении заданий, инициативность.

Февраль

1

Тема: «Встречаем гостя из страны Волшебных игр» - 2 занятие

(«Танграм»), «Лепестки»)

3 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (звери)»

4 игровая ситуация «Волшебный зоопарк (птицы)»

«Методика ознакомления с игрой»

(распечатка)

Обучающие:

  • учить самостоятельно составлять фигуры животных и птиц из деталей игры, используя схемы уменьшенного масштаба;
  •  упражнять в установлении закономерности в расположении элементов игры «Лепестки» и    ее продолжении.  

 Развивающие:

  • развивать  умение объединения выделенных при анализе компонентов целого, пространственного воображения;
  • развивать пространственную ориентировку, умение словами обозначать направление предмета (влево, вправо, налево, направо);  
  • закреплять умение  наклеивать полученное изображения на лист.

Воспитательные:

  • формировать  доброжелательные отношения между  педагогом и детьми.

2

Тема: «Найди фигуру»

 («Танграм», «Геоконт», игра из пособия «Логика» М.В.Кралина, стр.42)

Обучающие:

  • учить находить среди деталей игры «Танграм»  соответствующие знаково-символическому коду, познакомить с обозначением – размера         , расшифровывать (декодировать) с отрицательной частицей «не»         ;
  • продолжать учить детей  создавать контуры геометрических фигур с помощью резинок на поле игры «Геоконт» по знаково-символическому коду.
  • в правильном употреблении грамматических категорий (окончание прилагательных);
  • развивать  у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения, умение видеть  противоположные свойства в предметах

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать

задание взрослого до конца.

3

Тема: «Как гусеница Фифа наряжалась»

(«Сложи узор» Никитина, пособие «Коврограф «Ларчик», «Эталоны цвета», «Прозрачный квадрат»)

Стр. 49 и стр. 158  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить складывать фигуру «Бантик» из кубиков игры «Сложи узор» по схеме путем перемещения  частей в пространстве;                                                                                                                                                            
  • продолжать формировать умение придумывать и конструировать головной убор (шляпа)  для сказочного персонажа по замыслу.

Развивающие: 

  • развивать умение ориентироваться на плоскости, понимать пространственные характеристики «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • развивать творческое воображение, умение рассказывать о назначении предметов.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к конструктивной деятельности;

  • воспитывать наблюдательность и умение делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности взрослого и ребенка, учить работать в парах.

4

Тема: «Волшебные превращения счетных палочек»

Обучающие:

  • учить детей составлять геометрические фигуры и узоры из геометрических палочек, пользуясь схематичным изображением;
  • упражнять в счете (учить отсчитывать нужное количество палочек);

Развивающие:

  • развивать конструктивные возможности, пространственное воображение, смекалку, сообразительность;
  • способствовать развитию новых способов действия при решении поставленных задач.

Воспитательные:

  • развивать и поддерживать активность и самостоятельность у детей.

Март

1

Тема: «Вечернее представление в Цифроцирке»

(«Прозрачная цифра», пособие «Коврограф «Ларчик» - «Цветные квадраты», «Забавные цифры», «Сложи узор»

Стр. 60  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить  детей сортировать предметы и сравнивать их по цвету, составлять цифры 1,2,3 путем наложения пластинок друг на друга и на трафарет;
  • закреплять умение составлять фигуры из кубиков игры «Сложи узор» по  схеме № 9 («фонарик»);

Развивающие:

  • развивать пространственную ориентировку, логическое мышление, умение анализировать и обобщать.

Воспитательные:

  • воспитывать произвольность поведения, волевые качества.

2

Тема: «Как малыш Гео нашел грибы»

««Чудо-цветик», «Квадрат Воскобовича (двухцветный), «Забавные цифры»)

Стр. 65 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить конструировать объемную фигуру «самолет» путем перемещения частей в пространстве;
  • упражнять в соотношении цифры и количества, отсчитывании заданного количества предметов и делении их на подгруппы.

Развивающие:

  • формировать умение понимать и прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на основе этих связей.
  • развивать умение видеть в простой ситуации проблему и предлагать варианты ее решения;

Воспитательные:

  • продолжать формировать умение устанавливать взаимодействие со сверстниками.

3

Тема: «Как Медвежонокс Галчонком поссорились и помирились»

«Выбери фигуры» пособие «Логика» М.В.Кралина, «Чудо-соты», «Танграм»)

Стр. 67 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера», предлагать варианты решения проблемной ситуации;
  • упражнять в расшифровке (декодировании) несложной информации о свойствах фигур: цвет и форма по знаково-символическим обозначениям и  с отрицательной частицей «не»;

Развивающие:

  • развивать элементы логического и конструктивного мышления, память, умение работать со схемой;
  • помогать детям сравнивать и делать выводы в ходе самостоятельной и совместной практической деятельности.

Воспитательные:

воспитывать элементы коммуникативной культуры: умение слушать друг друга и договариваться между собой в процессе решения различных задач, работать в парах.

4

Тема: «Как артисты Цифроцирка плавали на Кораблике  Плюх-Плюх»

(«Кораблик  Плюх-Плюх», пособие «Коврограф «Ларчик», «Колумбово яйцо»)

Стр. 82 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение группировать предметы по цвету, определять высоту, находить предметы  по порядку, сортировать их по пространственному положению;
  • учить самостоятельно составлять силуэт  «Рыбка» по схеме из деталей игры «Колумбово яйцо».

Развивающие:

  • развивать умение решать логическую задачу на поиск предмета по признаку;
  • продолжать развивать конструктивные умения, речевую активность, волевые качества.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные  навыки, воспитывать желание вовремя придти на помощь сверстникам, радоваться их успехам.

Апрель

1

Тема: «Как артисты Цифроцирка получили волшебную стрелочку»

(«Прозрачный квадрат»,  «Чудо-цветик», «Забавные цифры», «Колумбово яйцо»)

Стр. 85 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в нахождении геометрических фигур по форме;
  • учить придумывать и составлять сюжетную картинку «Что увидели друзья?» из деталей игры «Колумбово яйцо».

Развивающие:

  • развивать умение составлять силуэт «стрелочка» приемом наложения пластинок на схему, конструировать силуэт «мостик» из частей по образцу;
  • формирование творческого воображения, целостности восприятия, внимания.

Воспитательные:

  • поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр;
  • развивать стремление к преодолению трудностей и уверенность в себе.

2

Тема: «Как гусеница Фифа вырастила цветы»

(«»Чудо-соты», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), пособие «Коврограф «Ларчик», «Геовизор»)

Стр. 93 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • учить детей устанавливать последовательность событий, называть этапы процесса выращивания растений;
  • закреплять представления о геометрических фигурах: квадрат, треугольник, прямоугольник, умение конструировать их за счет перемещения частей в пространстве;
  • учить детей обводить (зарисовывать)  полученное изображение на листе.

Развивающие:

  • развивать умение решать логическую задачу на определение предмета по признакам, словесно-логическое мышление;
  • продолжать формировать умение работать с конструктивными схемами, придумывать и конструировать силуэты «цветы»;
  • активизировать речевую деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать отзывчивость, поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями игр и желание оказывать им помощь.

3

Тема: «Как у гусеницы Фифы осыпался цветок»

(«Лепестки», » пособие «Логика» М.В.Кралина (знаки - символы), наборы геометрических фигур, «Геоконт»)

Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение понимать порядковый счет, пространственное положение предметов относительно друг друга и плоскости;
  • упражнять в умении расшифровывать (декодировать) знаково-символические обозначения, понимать отрицание «не», выборе геометрических фигур, соответствующих этим обозначениям.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, умение придумывать названия цветку, изображение вазы на поле игры «Геоконт»;
  • развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

  • формировать умение слушать и слышать задания взрослого, контролировать своё поведение.

4

Тема: «Как на Чудо-островах появилась необычная машина»

(«Чудо-соты», «Танграм»)

Стр. 99 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный), составлять силуэт «легковая машина» по образцу, заменять в нем одни части на другие;
  • учить самостоятельно придумывать силуэт «лодочка» из деталей игры «Танграм», называть геометрические фигуры,  их размер и количество.

Развивающие:

  • развивать элементы логического мышления, выделять в предмете хорошее и плохое (технология ТРИЗ), решать проблемную ситуацию;
  • развивать целостное восприятие, устойчивость внимания.

Воспитательные:

  • развивать инициативность, самостоятельность
  • продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата

Май

Апрель

1

Тема «Как друзья помогли Девочке Дольке»

(«Чудо-цветик», «Колумбово яйцо», пособие «Коврограф «Ларчик»)

Стр. 102 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в умении устанавливать закономерность в расположении фигур и, руководствуясь ею выкладывать ряд из фигур;
  • учить составлять целое из 5 частей, понимать соотношение целого и части.

Развивающие:

  • развивать умение конструировать по собственному замыслу силуэт «цветок» из деталей игры «Колумбово яйцо», придумывать ему название и для чего он нужен;
  • формировать произвольность внимания, творческое воображения, целостность восприятия.

Воспитательные:

  • поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки, желание оказывать им помощь.

2

Тема: «Как друзья играли с Крутиком  По»

(«Прозрачный квадрат», «Счетные палочки»)

Обучающие:

  • познакомить с вариантом игры «Прозрачный квадрат» - «Вертикальное домино»;
  • учить решать логическую задачу на преобразование одной фигуры в другую путем перемещения заданного количества деталей (домик – флажок: № 8).

Развивающие:

  • развивать любознательность и пытливость;
  • стимулировать детей к проговариванию своих действий;
  • развивать инициативность, самостоятельность в создании образов различных персонажей.

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки: умение работать в парах, договариваться, помогать друг другу и соблюдать очередность.

3

Тема: «Как Ворон Метр спас команду кораблика Плюх-Плюх»

(«Кораблик Плюх-Плюх», «Чудо-соты», «Колумбово яйцо»)

Стр. 109 «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • закреплять умение сортировать флажки по цвету и пространственному положению, менять пространственное положение флажков в зависимости от задания;
  • упражнять в нахождении предметов по высоте.

Развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление, умение видоизменять силуэт путем изменения количества деталей и их расположения;
  • закреплять умение самостоятельно работать с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «жук» и «рыбка» (№18)

Воспитательные:

  • воспитывать умение проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.

4

Тема: «Как Галчонок Каррчик помогал Пчелке Жуже».  

(«Прозрачный квадрат», пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 114  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • упражнять в расположении цветных карточек по цветам радуги, умении видеть ошибку и исправлять ее;
  • развивать понимание пространственных отношений, умение словами обозначать положение карточки

( между, после, перед, после, впереди, за);

Развивающие:

  • закреплять умение сортировать пластинки игры по нарисованным геометрическим фигурам, составлять из них квадраты путем наложения друг на друга;
  • закреплять навык работы с составными конструктивными схемами, составлять силуэт «китенок»;
  • продолжать развивать зрительно-моторную координацию, умение обводить части на листе бумаги, дорисовывать изображение, рассказывать о его содержании.

Воспитательные:

  • стимулировать проявление самостоятельности и инициативности в процессе игр.

5

Тема «Как Лопушок и Гусеница Фифа делили фигуры»

 (наборы геометрических фигур, «Игровизор» лист № 1, пособие «Коврограф «Ларчик», «Цветные квадраты»)

Стр. 118  «Сказки Фиолетового леса»

Обучающие:

  • продолжать учить решать задачи на пересечение множеств (круги Эйлера);
  •  учить детей сохранять направление движения руки (плавного и неотрывного)

Развивающие:

  • Закреплять навык счета, соотношения цифры и количества предметов;
  • закреплять умение выделять свойства геометрических фигур (цвет, форма, размер), сравнивать и обобщать по ним фигуры;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости в клетку, предлагать варианты решения проблемной ситуации.  

Воспитательные:

  • продолжать формировать навык самооценки и оценки общего результата.


3. Соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта ДО.

Программа дополнительных платных услуг составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, в которых  утверждены основные принципы, цели и задачи.

Основные принципы:

  • самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности,
  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей.

Стандарт позволяет решить основную цель - обеспечение равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

ФГОС нацеливает на решение следующих задач:

  • сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
  • формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

В соответствии с ФГОС программа платных услуг направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Методика работы кружка «Занимательная математика»  направлена на освоение детьми задач образовательных областей:

  • коммуникативно-личностное развитие;
  • познавательно-речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Программа учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников группы, членов их семей и педагогов, и  ориентирована на сложившиеся традиции  группы.

В соответствии с ФГОС создана предметно-развивающая среда:

  • развивающие игры математического характера: «Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Прозрачная цифра», «Чудо – соты», «Двухцветный квадрат Воскобовича»,  «Чудо-цветик», «Чудо-крестики», «Прозрачный квадрат» «Сложи узор», «Танграм», «Колумбово яйцо».  
  • игры с буквами, звуками, слогами и словами: «Яблонька», «Парус», «Снеговик», «Шнур-затейник», «Читайка на шариках 1»,  «Читайка на шариках 2».  
  • универсальные игровые обучающие средства: Коврограф  «Ларчик», «Игровизор».

4. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы организации работы с детьми:

1. Логико-математические игры.

2. Интегрированные игровые занятия.

3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.

4. Конструктивную деятельность.

5. Развлечения.

Методы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы:
  • манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
  • побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  1. Практические приемы:
  • манипуляция,
  • превращение,
  • складывание,
  • выбор,
  • складывание,
  • показ,
  • совместные действия,
  • сравнение.
  1. Словесные приемы:
  • диалог с игровыми персонажами,
  • объяснение,
  • описание,
  • рассказ,
  • сказка,
  • уточнение,
  • стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,  оценка, взаимооценка, саморефлексия);
  • игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

Формы организации работы с родителями:

  • консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
  • индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
  • развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания  с показом фрагментов деятельности детей;
  • совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
  • подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
  • организация «Домашней игротеки»;
  • разъяснительная и образовательная работа.

Методы и приемы:

  • Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
  • Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
  • Практические (показ предоставляемых услуг)

Литература:

  1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
  2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
  3. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.

Краткая характеристика логических операций, доступных для детей

среднего возраста.

Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Систематизация – приведение  в систему, расположение  объектов в определенном порядке, установление между ними определенной  последовательности.

Обобщение -  процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.

Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..

Классификация включает такие логические действия, как:

1.     выделение общего признака – основание классификации;

2.     деление на классы по основанию классификации.

         Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Игры

Цель

1. «Цифроцирк»

  • Формирование представлений о количественном составе чисел, обучение счету.
  • Совершенствование мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему плану действий.
  • Знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа.
  • Усвоение счета и отсчета в пределах десяти.
  • Развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и объединять.

2.  «Чудо-соты»

  • Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки и умения конструирования целых фигур из частей.
  • Развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины, глазомера.
  • Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование процессов логического мышления.
  • Знакомство  с приемами сложения предметов из частей по образцу, развитие умения самостоятельно создавать образы предметов и называть их.

3.  «Кораблик Плюх-Плюх»

  • Совершенствование интеллекта.
  • Тренировка мелкой моторики рук.
  • Развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, пространственных представлениях, условной мерке (флажок), количественном и порядковом счете, составе числа.
  • Развитие умений решать логико-математических задач.

4.  «Чудо-цветик»

  • Освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей).
  • Развитие умения составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу.
  •  Формирование умения анализировать, сравнивать.
  •  Развитие внимания, памяти, воображение, творческих способностей.
  •  Развитие мелкой моторики рук.

5. «Прозрачный

квадрат»

  • Знакомство  с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
  • Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения.
  • Знакомство с такими физическими свойствами, как гибкость, прозрачность.
  • Развитие умения находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы, конструировать квадраты из 2-3 геометрических фигур, складывать из пластин простые фигуры,  созданию образов объектов по собственному замыслу.

6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

  • Развитие тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять.
  • Усвоение эталонов формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины) и приёмов конструирования геометрических фигур,  алгоритмов сложения предметных форм.
  • Освоение приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных фигур.
  • Развитие умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их.

7.Эталоны цвета «Лепестки»

  • Знакомство с основными цветами радуги и количественным счетом.
  • Формирование умения  отсчитывать нужное количество и определять порядковый номер.
  •  Знакомство  с понятием пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между).
  • Развитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, мелкой моторики руки, речи.

8. «Прозрачная цифра»

  • Знакомство с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность.
  • Развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам, сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок.
  •  Усвоение  знаний о том, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами.
  • Формирование конструктивных навыков, умения составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти.
  • Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов.
  • Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического  мышления, творческого воображения и творческих способностей, мелкой моторики рук и речь.

9. «Геовизор»

  • Развитие интеллектуальной сферы.
  • Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; обучение решению логико-математических задач.
  • Развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления, воображения и творческих способностей, тренировка мелкой моторики рук.
  • Освоение технических умений рисовать предмет по заданным точкам различными способами.

10.«Игровизор»

  • Совершенствование психических процессов  и развитие математических представлений, знакомство  с предметным и природным миром.  
  • Развитие сенсорных и познавательных способностей; с помощью зрительного, тактильного и осязательного анализаторов учить конструировать  разнообразные фигуры.
  • Развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений, памяти, речи, пространственного мышления и творческого воображения. Готовить детей к простейшему программированию.

11. «Шнур-затейник»

  • Развитие творческих и сенсорных способностей, мышления, памяти, внимания и воображения.
  • Формирование речевых навыков, интеллектуальных способностей, подготовленности руки к письму.

12. «Геоконт»

  • Развитие сенсорных и познавательных способностей, умения называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, освоение цветов радуги.
  • Развитие умения самостоятельно создавать образцы объектов.

Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:

  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
  • ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»; «подскажите критические замечания» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"

Представлена рабочая программа кружка  "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"...

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В. В.Воскобовича «Умка».

рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка по играм В.В. Воскобовича "Умка"...

Программа кружка «Сказочные лабиринты игры» Развивающие игры В.В.Воскобовича 3-4 года

ПРОГРАММА «Сказочные лабиринты игры»Развивающие игры В.В.Воскобовича3-4 года...

Дополнительная общеразвивающая программа по развивающим играм В. В. Воскобовича в младшей группе

Развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. Основными задачами реализации программы являются:Обучение  пониманию и  ...