Конспект НОД по теме «Растения» с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий.

Задачи:

Обучающие: Способствовать накоплению опыта детей о растениях;

-формировать навыки классификации и обобщения по существенным признакам;

-формирование  сходства и различие предметов.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к жизни растений;

-развивать связную речь, логическое мышление;

-развивать эстетический вкус,  творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к растительному миру;

- бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_triz.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Растения»

с использованием элементов ТРИЗ

с детьми старшего дошкольного возраста.

Подготовила и провела:

 воспитатель МБДОУ

 «Лямбирский д/с № 3

 комбинированного вида»

Волкова Наталья Александровна

Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий.

Задачи:

Обучающие: Способствовать накоплению опыта детей о растениях;

-формировать навыки классификации и обобщения по существенным признакам;

-формирование  сходства и различие предметов.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к жизни растений;

-развивать связную речь, логическое мышление;

-развивать эстетический вкус,  творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к растительному миру;

- бережное отношение к природе.

Оборудование:

Игрушка   кукла Маша, карточки с рисунками различных  растений, фланелеграф.  Д/И «Пятиэкранка»: круг, сшитый из ткани для  классификации растений. Листы цветной бумаги, белая гуашь,  кусочки поролона, салфетки, листья (роза, туя.),влажные салфетки.Презентация «Знатоки растений», ноутбук, экран, проектор.

Ход  НОД.

Сюрпризный момент.Стук в дверь, появляется игрушка Маша.

Маша.  Здравствуйте ребята! Ох,  как я замерзла!  Брр…. На улице настоящая зима. Все кругом белым- бело. Зима, конечно хорошо, но я больше люблю, когда греет солнышко и все начинает расти и расцветать! Когда природа начинает пробуждаться!

Воспитатель.  Ребята, а в какое время года природа начинает пробуждаться и все начинает расти?

Дети.  Весной.

Маша.  Подождите-подождите. Это что же, получается: весной начинает все расти, так и вы тоже за зиму подрастете. Значит, мы все растения?

Воспитатель. Ты Маша, наверное, что-то путаешь?

Маша.  А вот и нет. Растения – это то,  что растет. Значит и день и я, и вы (и волосы на голове, и  ногти на руках) – то же растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

Дети.  Нет.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Маше разобраться,  что же такое растение. Представьте что вы маленькие исследователи.

Слайд.2 «Растения».

Воспитатель.Как вы считаете: главный признак для растения- это его рост и увеличение в размере?

Дети.  Нет.

Воспитатель.  А какие еще признаки характерны для растений?

Дети. Растения живут в земле.

Слайд 3. «Земля».

Воспитатель. Хорошо, если они живут в земле   то, значит, они постоянно находятся в одном месте. Могут ли они передвигаться?

Дети.  Нет.

Воспитатель.  Почему растения не передвигаются? Что их держит на месте?

Дети.  Растения держат корни.

Слайд 4. «Корни».

Воспитатель. А какие еще части растения вы знаете?

Дети.  Стебель, листья, ветки.

Слайд 5. «Стебель, листья».

Воспитатель.  Без чего не может жить растение?

Дети: Оно не может жить без воды, воздуха, света, земли.

Слайд 7.«Вода, воздух, тепло - свет, земля».

Воспитатель.  Из чего появляется растение?

Дети.  Растение появляется из семян.

Слайд 6. «Семена».

Маша.  И что все-все растения имеют такие признаки?

Воспитатель.  Давайте проверим.

Дидактическая игра «Пятиэкранка».

На наборном полотне воспитатель поочередно выставляет по одной карточке растений из разных классов– груша, береза, одуванчик, подсолнух, гриб, помидор, морковь и т.д. Вначале следует кратко « прокатить» по «пятиэкранке» каждое растение, а затем обсудить, что у них было общего, и чем отличаются.

Воспитатель.  И так что же является общим для всех растений?

Дети.  Все растения живут в земле. Размножаются семенами. Для их жизни нужно тепло, свет, вода, воздух. Все растения имеют корень, стебель, листья.

Воспитатель.  А чем же они отличаются?

Дети. Некоторые растения используются человеком.

Воспитатель.  Молодцы! Ну что Маша смогли мы тебя убедить и показать что такое растение?

Маша.  Да, спасибо, ребятки, я все поняла. Но я к вам  пришла не с пустыми руками. Я принесла вам карточки с различными растениями, но я не знаю,  что мне с ними делать?

Воспитатель.  Ребята, давайте подумаем, на какие группы можно разделить, разложить эти растения.

Упражнение на классификацию растений.

Воспитатель.  Посмотрите, перед вами круг, который разделен на пять частей.  У меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, малина. Давайте придумаем название каждой части круга. Я беру карточку с изображением березы, помещаю в часть круга- это будут деревья.

Детисамостоятельно раскладывают карточки  и дают название каждой части круга-« цветы», «грибы», «овощи», « ягоды».

Воспитатель.  Ребята,  а теперь разложите по группам карточки, которые принесла Маша.

Дети дополнительно раскладывают оставшиеся карточки по пяти частям круга.

Воспитатель. Молодцы, ребята!А сейчас давайте подумаем и посмотрим, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растений, разделить еще на какие- ни будь группы?

Дети раскладывают карточки по подгруппам:

«Деревья»:  с « иголками»  с «листьями»;

«Цветы»: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, в поле, на лугу);

«Грибы»:  «съедобные», «несъедобен»;

«Овощи»:  «подземные», « надземные»;

«Ягоды»:  « лесные», « садовые».

Воспитатель.Молодцы! Да  ребята групп, на которые можно разделить растения, на самом  деле не пять, а гораздо больше, но об этом вы узнаете позже.

Воспитатель.  Ну, а сейчас мы отдохнем  и проверим ваше внимание.

Этюды на переключение внимания.

В процессе игры воспитатель произносит конкретные  названия, например: «Слива» - дети поднимают руки вверх, и тянуться на носочках.

«Картофель» - сесть на корточки и руками опереться об пол.

«Земляника» - собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодой и т.д.

Воспитатель.  Молодцы! Ребята, что- то наша Маша  загрустила она, наверное, не знает о том,  что в каждом растении есть и хорошее и плохое.

Я сейчас буду называть  слова,  а вы дадите определения, что хорошо и что плохо.

Воспитатель. «Гриб» -  «Хорошо».

Дети. Пища,  лекарство  для зверей,  улучшают почву, создают красоту в природе и т. д.

Воспитатель.  «Плохо».

Дети.   Можно отравиться ядовитыми грибами.

Воспитатель.  «Цветок»  - «Хорошо».

Дети.   Создает красоту, аромат,   нектар для пчел,  очищают воздух и т.д.

Воспитатель.  «Дерево» - «Хорошо».

Дети.  Дает тень в жаркий день, осенью  созревают плоды,  орехи, желуди, выделяют кислород, украшают природу и т.д.

Воспитатель.  «Дерево» - «Плохо».

Дети. Высокие деревья опасны – ломаются ветки, задевают  провода, падают на здания, на машины…

Воспитатель.  Как же быть? Мы любим деревья. Хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными  для людей.

Дети.  Деревья надо обрезать, гнилые ветки вырубать, высаживать молодые деревья…

Воспитатель. Молодцы, ребята!А  сейчас я предлагаю  вам нарисовать Машена память картину с изображением зимнего леса.

Самостоятельная работа детей.

Итог.

Воспитатель. Ребята, понравилось вам быть маленькими исследователями?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте напомним Маше основные признаки растений.

Слайд 8 «Пятиэкранка».

Дети. Все растения живут в земле, у них есть корень, стебель, листья. Растения  размножаются семенами. Для роста и развития растениям нужен свет, тепло, вода, воздух.

Воспитатель. Ребята вы знаете, что Маша тоже очень хороший художник, помните, как она раскрасила зимний лес. И я, думаю, что она по достоинству оценит вашу работу и то, как вы смогли помочь ей разобраться в том, что такое растение. Вы сегодня были молодцы, и я хочу угостить вас дарами одного дерева (мандариновое).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»

1.    Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....

КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.

Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...

Конспект НОД по теме «Растения» с использованием элементов ТРИЗ

Человек и природа — одно целое. Природа щедра, но черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня всё чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. При...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе по теме "Путешествие в сказку"

Развивать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, соотносить знаковые символы с образами....

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа ) Тема: « Путешествие в сказочную страну»

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии(средняя группа )Тема: « Путешествие в сказочную страну»...