Конспект НОД по теме «Растения» с использованием элементов ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру

Анна Николаевна Хребтова

Человек и природа — одно целое. Природа щедра, но черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. К сожалению, сегодня всё чаще говорят об ухудшении экологического состояния нашей планеты. Природа всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому охрана окружающей среды является проблемой века. Одним из шагов на пути к её решению может стать экологическое воспитание подрастающего поколения. Прививать детям любовь к природе необходимо с раннего возраста. В педагогической науке недостаточно раскрыта актуальная проблема формирования интереса и бережного отношения к миру растений у  дошкольников. Поэтому не случайно данная тема была выбрана  для изучения и углублённой работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Растения»

с использованием элементов ТРИЗ

Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий.

Задачи:

Обучающие: Способствовать накоплению опыта детей о растениях;

-формировать навыки классификации и обобщения по существенным признакам;

-формирование  сходства и различие предметов.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к жизни растений;

-развивать связную речь, логическое мышление;

-развивать эстетический вкус,  творческое воображение.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к растительному миру;

- бережное отношение к природе.

Ход НОД.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь, появляется игрушка Маша.

Маша.  Здравствуйте ребята! Ох, как я замерзла!  Брр…. На улице настоящая зима. Все кругом белым- бело. Зима, конечно хорошо, но я больше люблю, когда греет солнышко и все начинает расти и расцветать! Когда природа начинает пробуждаться!

Воспитатель. Ребята, скажите, а в какое время года природа начинает пробуждаться и все начинает расти?

Дети. Весной.

Маша.  Подождите-подождите. Это что же, получается: весной начинает все расти, так и вы тоже за зиму подрастете. Значит, мы все растения?

Воспитатель. Ты Маша, наверное, что-то путаешь?

Маша.  А вот и нет. Растения – это то, что растет. Значит и день и я, и вы (и волосы на голове, и ногти на руках) – то же растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

Дети. Нет.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Маше разобраться, что же такое растение. Давайте посмотрим на слайде. Что общего между человеком и растением, и в чем их различие? Растения и человек (питаются, двигаются, растут).

Я предлагаю вам рассмотреть схемы и сравнить общие признаки. (На столе лежат картинки. Воспитатель предлагает составить схемы)

Человек питается чем? (Пищей, которая хранится в холодильнике). Ребята, а как вы думаете, чем питаются растения (Солнцем, воздухом, водой). Правильно, молодцы.

Скажите, человек двигается? (Да) А, давайте мы с вами сейчас проверим. Я предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка

Наши красные цветки

Распускают лепестки

(плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

(качание руками влево - вправо)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

(присели, спрятались)

Головой качают,

(движение головой влево – вправо)

Тихо засыпают.

-Ребята вы молодцы, мы с вами показали Маше, что человек двигается. А как вы думаете, растение двигается как человек? (Да). Ребята растение тоже двигается, я вам предлагаю посмотреть на экран?

-Ребята растение двигается, а скажите оно может ходит, как человек? (Нет)

-Правильно. А как вы думаете, что мешает нашему растению ходить? (Корни)

-Правильно корни держат наше растение, а еще корни дают нашему растению питание, корни задерживают влагу, и наше растение начинает расти.

Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами проверим. Как же растение растет.

Рассказ воспитателя с показом на коврографе. Сначала нужно вскопать землю. Положить семя в землю. (Воспитатель выкладывает из веревочки коричневого цвета прямую и под прямой выкладывает кружочек желтого цвета). И стали ждать, когда же взойдет росток. Но росточек не появлялся. Семя было слишком твердое. Что же делать? Как помочь росточку, чтоб он взошел? (Нужно полить семя)

-А давайте попросим дождик:

«Дождик, дождик поливай,

Наше семя вырастай» (Вместе с детьми произносим слова)

На коврографе воспитатель изображает тучу из разноцветной веревочки синего цвета, а детям предлагает изобразить капельки из синих кружочков.

Воспитатель:

-Дождик стал поливать землю изо всех сил. Он пробирался все ниже и ниже, пока не дотронулся до семени. Стало семя мягким от сырости и росточек смог выбраться из семени. Но в земле было темно. Но тут появилось солнышко и сказало: «Нужно помочь росточку выбраться из - под земли». Оно опустило свои лучики, согрело землю. (Воспитатель показывает солнышко). Росточек потянулся, выпрямился, зацепился своими корешками за землю и выбрался на свет. (Воспитатель вытягивает зеленую веревочку вверх, мелом дорисовывает корешки). Солнышко пригревало землю, дарило росточку зеленый цвет, появились листья.

Ребята, скажите, а чего еще не хватает у растения. (Цветка)

Правильно, ребята. Я вам предлагаю нарисовать цветок с помощью нитки. (Кляксография. Показ воспитателя. Для начала мы с вами подготавливаем лист для рисования, складываем его пополам выравниваем края, хорошо проминаем середину. Затем берем нитку, и потихоньку опускаем ее в краску при помощи кисти, чтобы нитка была полностью в краске. Затем нитку аккуратно вытаскиваем с краски. Кистью убираем лишнюю краску. И приступаем к рисованию: лист выкладываем спиралью рисуя узор. Чистый конец без краски выводим за лист. Накрываем листом бумаги левой рукой держим лист бумаги, а правой вытягиваем нить и кладем на тарелку. Раскройте лист и посмотрите что у вас получилось. (Цветок).

Молодцы ребята? Давайте еще раз с вами вспомним, что общего между человеком и растением? (Питается, двигается, растет).

А скажите, а в чем разница между человеком и растением? А чтобы вы ответили на этот вопрос, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Пазлы». (Дети делятся на две команды, мальчики и девочки. Девочки собирают пазлы - тело человека, а мальчики пазлы – строение растения).

Молодцы, справились с заданием, а теперь посмотрите на картинки и скажите, в чем различия между человеком и растением? (У человека есть голова, туловище, руки, ноги, а у растения корни, стебель, листики, цветок.)

Воспитатель. Молодцы! Ну что Маша смогли мы тебя убедить и показать что такое растение?

Маша.  Да, спасибо, ребятки, я все поняла. Но я к вам  пришла не с пустыми руками. Я принесла вам карточки с различными растениями, но я не знаю,  что мне с ними делать?

Воспитатель: Ребята поможем Маше? (Да)

Упражнение на классификацию растений.

Воспитатель. Посмотрите, перед вами 4 картинки, скажите что на них изображено? (Деревья, цветы, грибы, ягоды), я предлагаю вам разложить карточки так чтобы они соответствовали данному виду растений.

Воспитатель. Правильно ребята! Итак, давайте с вами вспомним, что же является общим для всех растений?

Дети.  Все растения живут в земле. Для их жизни нужно тепло, свет, вода, воздух. Все растения имеют корень, стебель, листья.

Воспитатель. Молодцы! Ребята, что- то наша Маша загрустила она, наверное, не знает о том,  что в каждом растении есть и хорошее и плохое.

Я сейчас буду называть  слова,  а вы дадите определения, что хорошо и что плохо.

Воспитатель. «Гриб» -  «Хорошо».

Дети. Пища, лекарство для зверей, улучшают почву, создают красоту в природе.

Воспитатель. «Плохо».

Дети. Можно отравиться ядовитыми грибами.

Воспитатель.  «Цветок»  - «Хорошо».

Дети. Создает красоту, аромат,   нектар для пчел,  очищают воздух и т.д.

Воспитатель.  «Дерево» - «Хорошо».

Дети.  Дает тень в жаркий день, осенью  созревают плоды,  орехи, желуди, выделяют кислород, украшают природу и т.д.

Воспитатель.  «Дерево» - «Плохо».

Дети. Высокие деревья опасны – ломаются ветки, задевают  провода, падают на здания, на машины…

Воспитатель. Как же быть? Мы любим деревья. Хотим, чтобы их было много, но они не должны быть опасными  для людей.

Дети. Деревья надо обрезать, гнилые ветки вырубать, высаживать молодые деревья…

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Воспитатель. Ребята вы знаете, я, думаю, Маша по достоинству оценит вашу работу и то, как вы смогли помочь ей разобраться в том, что такое растение.

Перед вами лежат смайлики. Если вам понравилось занятие вы поднимаете смайлик с улыбкой, если нет смайлик с грустью.

Маша: Ребята спасибо вы сегодня были молодцы, и я хочу угостить вас дарами одного дерева (мандарин).

Воспитатель: Спасибо Маша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)

Конспект комплексного занятия «Игра-соревнование» (с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, развивающих игр)Программное содержание:1. Развитие комбинаторных способностей, вычислитель...

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ На тему: «Волшебная вода»

Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность,вкус, цвет, умение растворять и не растворять вещества, с запахом воды). Развивать наблюдательность, любознательность. Учить составлять рассказ...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием элементов ТРИЗ и РТВ в старшей группе на тему: «Обитатели морского дна»

1.    Познакомить детей с различными способами рисования (пальцевая живопись, техника работы по сырому), аппликации (образование, скручивание или скатывание бумаги в шарик);2....

Конспект НОД по теме «Растения» с использованием элементов ТРИЗ

Цель: Формирование познавательных способностей через использование ТРИЗ – технологий.Задачи:Обучающие: Способствовать накоплению опыта детей о растениях;-формировать навыки классификации и обобщения п...

КОНСПЕКТ познавательного цикла в средней группе на тему: «Осень « с использованием элементов ТРИЗ. Воспитатель : Клюшникова Л.А.

Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира, упражнять в классификации предметов, Продолжать учить обследовать предметы, используя различные анализаторы, развивать умение видеть проти...

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной группе по теме "Путешествие в сказку"

Развивать умение детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, соотносить знаковые символы с образами....

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа ) Тема: « Путешествие в сказочную страну»

Конспект развлечения по художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ-технологии(средняя группа )Тема: « Путешествие в сказочную страну»...