Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя
статья на тему
Статья о видах и способах диагностики воспитанников детского сада в работе музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_mo_diagnostika_muzykalnogo_razvitiya.docx | 78.67 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование диагностического инструментария в работе музыкального руководителя.
В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.
Диагностика музыкальной деятельности включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:
- Восприятие (эмоциональная отзывчивость, музыкальная память)
- Певческие навыки и умения (дикция, дыхание, чистота интонирования)
- Слуховое восприятие (звуковысотный, тембровый, динамический)
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на музыкальных инструментах (чувство ритма).
Для этого используются различные методы: вслушивание, сравнение, узнавание, анализирование; воспроизведение хлопками, движениями, игрой на инструменте; импровизация, сочинительство; свободная пляска; пение в сопровождением и без него.
Для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие рекомендуется для использования, чтобы изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.
Есть критерии определения музыкальной эрудиции ребенка:
- Познавательный интерес,
- Общее отношение к музыке, к теме беседы.
- Знание композиторов, их музыкальных произведений.
- Умение узнавать на слух ранее слышанные музыкальные произведения.
- Знание различных музыкальных инструментов, умение узнавать их по звучанию.
- Знание особенностей исполнения музыки (вокальное и инструментальное исполнение; сольное и хоровое пение, инструментальное и оркестровое исполнение).
- Наличие представлений о жанрах музыки.
Реализация диагностического инструментария делится на три этапа. 1.Подготовительный этап (подготовка педагога, выбор диагностических заданий, включение их в план работы с детьми). 2. Основной этап (выполнение детьми диагностических заданий). 3. Заключительный этап (анализ выполненных детьми диагностических заданий). Педагогическая диагностика всегда персональна. Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме. Необходимо установить доверительные отношения с ребёнком, используя "нейтрально-развлекательный" игровой материал. Затем вовлечь ребёнка в ситуацию диагностики, убедившись в том, что ребёнок понял суть задания. Атмосфера должна быть спокойной, исключительно доброжелательной, психологически комфортной. При любом результате выполнения диагностических заданий музыкальный руководитель должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребёнка играть в предложенную ему музыкальную игру своей заинтересованностью в его действиях. При подгрупповом обследовании детей педагогу необходима помощь ассистента. В изучении музыкальных способностей и детской музыкальной деятельности необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные) методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.
- индивидуальные беседы с ребенком.
Цель беседы: выявление характерных особенностей отношения к музыке.
Вопросы беседы:
- Что такое музыка?
- Любишь ли ты, когда звучит музыка?
- Какую ты любишь слушать музыку?
- Почему тебе нравится эта музыка?
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
- Есть ли у музыки характер? Настроение? Каким оно может быть?
- Мы можем передать наше настроение через музыку? Как?
- Мы можем выразить характер сказочного героя через музыку? Как?
- Мы можем нарисовать музыку? Слепить музыку?
- Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?
- Что ты больше любишь делать: петь, танцевать, слушать музыку,
играть на музыкальных инструментах?
- Есть ли у тебя любимая песня, исполнитель? Какая?
- Тебе хотелось бы научиться играть на музыкальных инструментах?
На каких?
В ходе беседы оценивается:
- Как дети относятся к музыке.
- Какие песни они знают, любят и поют.
- Какие детские песни из музыкальных сказок они знают.
- Слушают ли современную музыку и как используют ее в повседневной
жизнедеятельности.
- Каким образом у детей проявляется интерес к занятиям, на которых используются музыкальные произведения.
- Какие виды детской музыкальной деятельности предпочитают дети.
- Что они любят делать в музыкальном зале и группе детского сада.
Цель беседы: выявление отношения детей к использованию музыки в течение дня.
Вопросы беседы:
- Ты хочешь, чтобы, когда ты с утра приходил в детский сад, звучала
бы музыка? Почему?
- Хочешь ли ты, чтобы во время твоей игры в группе звучала музыка?
- Как было бы тебе интереснее заниматься на занятиях с музыкой или без неё, например, рисовать - в тишине или под музыку?
- Представь ты на занятии по математике. Как тебе интереснее будет выполнять задание под музыку или без неё?
- Хочешь ли ты засыпать под колыбельную, а просыпаться под быструю песенку или мелодию?
- Можешь ли ты дома самостоятельно послушать музыку?
Цель беседы: выявление отношения ребенка к тематике детских песен и песенному исполнительству.
Вопросы беседы:
- У тебя есть любимые песни? Про что они?
- Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
- Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
- Какую песню ты бы подарил маме, если бы видел, что она грустит?
- Тебе больше нравится петь самому, или слушать, как поют другие?
- Ты поешь один или с другими детьми.
- Слушают ли дети, как ты поешь?
- Где тебе нравится слушать песни: по радио, по телевизору, в компьютере?
- Где ты чаще поешь: дома или в детском саду?
В ходе беседы оценивается:
- Какие песни предпочитают дети.
- Кто является героем детских песен.
- Отношение детей к пению.
- Песенный репертуар, характерный для детей данной группы.
Цель беседы: изучение особенностей интереса детей в музыкально-ритмической деятельности.
Вопросы беседы:
- Любишь ли ты петь, танцевать?
- Что любишь делать больше?
- Какой самый любимый у тебя танец?
- Танцуете ли вы с мамой, папой или с кем-нибудь еще?
- Что такое балет?
- Зачем придумали танец?
Цель беседы: изучение особенностей музыкальной эрудиции старших дошкольников.
Вопросы беседы:
- Как называют человека, который пишет музыку?
- Какие композиторы тебе известны?
- Какие музыкальные произведения этих композиторов ты знаешь?
- На чем можно исполнить музыку?
- Какие музыкальные инструменты ты знаешь?
- Какие из них тебе нравятся?
- Как можно назвать одним словом музыкантов, исполняющих на разных инструментах одновременно одно и то же музыкальное произведение? (оркестр).
- наблюдение за детьми.
Цель наблюдения: изучение особенностей отношения детей к музыкально - ритмической деятельности и музыкальным занятиям.
Аспекты наблюдения:
- Как относятся дети к музыкальным занятиям?
- Кто из них проявляет наибольший интерес к музыкально-ритмической деятельности?
- Какую деятельность предпочитают дети на музыкальном занятии?
- Как часто они занимаются в зоне самостоятельной музыкальной деятельности? Что они делают?
- Сколько детей ежедневно играют в музыку или с музыкой?
- Какие детские музыкальные инструменты они предпочитают?
- Какие виды музыкально – ритмических движений воспитанники наиболее часто воспроизводят самостоятельно?
- Используют ли дети движения, разученные на музыкальных занятиях, в самостоятельных играх, танцах, двигательных импровизациях?
- Целесообразно ли дети используют эти движения?
- наблюдения за детьми в свободной деятельности.
Цель наблюдения: выявление особенностей обращения к песне у детей вне музыкальных занятий.
Критерии наблюдения:
- Использование ребенком песенного материала в самостоятельной
деятельности.
- Репертуар, исполняемый ребенком в самостоятельной деятельности.
- Увлеченность ребенка песенной деятельностью.
- Продолжительность использования песни в деятельности.
- Активность ребенка, привлечение к своей деятельности других детей.
- Содержание и частота занятий самостоятельной музыкальной
деятельностью в музыкальном уголке.
- Творческие, сочинительские проявления детей в пении, источники, мотивация творчества.
- диагностические игры.
Цель игр: выявление знаний разученного песенного репертуара.
* Вариант 1 «Музыкальная шкатулка».
(шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание
знакомых песен, на обороте для контроля указано название песни).
* Вариант 2 « Волшебный волчок».
(на планшете располагаются иллюстрации к песням, в центре –
вращающаяся стрелка).
* Вариант 3 « Музыкальный магазин».
(магнитофон, кассеты, диски с иллюстрациями к знакомым песням).
* Вариант 4 «Музыкальное лото».
(карточки-картинки по числу играющих детей, иллюстрирующие
содержание знакомых песен).
* Вариант 5 «Угадай название песенки».
(фонограммы детских песен).
- диагностические игровые ситуации (организуются индивидуально).
Цели разных ситуаций:
1.Выявление музыкальных предпочтений ребёнка в песенном жанре:
детские, современные или народные песни.
2. Определение музыкальных предпочтений ребенка: вокальная или
инструментальная музыка.
3. Определение знаний детьми музыкального репертуара.
4. Определение знаний известных композиторов по портретам.
- анкетирование родителей.
Вопросы анкеты:
- Какое место занимает музыка в жизни Вашего ребёнка?
- Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?
- Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, игры на музыкальном инструменте, когда к вам приходят гости или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время – по вечерам, выходным дням и т.п.)?
- Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия.
- Какую роль вы отводите музыкальному воспитанию вашего ребенка: незначительную, для общего развития или крайне важную для развития его музыкальных способностей?
- Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная,
классическая (в том числе и эстрадная классика), какая придется , не имеет особого значения?
- Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)?
- Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки...
- Любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).
- Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?
- Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?
- Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?
- Какое самое любимое музыкальное произведение Вашего ребёнка? А Ваше?
- Любит ли он под музыку двигаться, танцевать?
- Понимает ли он содержание музыки? Передаёт ли в движении содержание и характер музыки, ее ритм?
- Насколько эмоционально реагирует Ваш ребёнок на музыку? В чем это выражается?
- Стремится ли ребенок, поделиться своими впечатлениями и переживаниями с Вами?
- Как вы на это реагируете? Почему?
- Каково Ваше участие в музыкальном развитии Вашего ребенка:
а) есть ли дома фонотека детского репертуара?
б) посещаете ли Вы детские музыкальные спектакли?
в) организуете ли Вы совместные музыкальные праздники, конкурсы, вечера?
г) смотрите ли по телевизору музыкальные программы вместе с ребенком и
обсуждаете их?
Выявить уровень когнитивного (познавательного) компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.
Для диагностики операционального (поведенческого) и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей используются
- игровые тесты:
Тест "Музыкальный магазин" (операциональный компонент) Цель: изучение практико-ориентированных предпочтений, реального выбора музыкальных ориентаций, характеризующих музыкальные вкусы (поведенческие реакции) личности (народная вокально-хоровая, народная инструментальная, народная вокально-инструментальная, классическая вокально-хоровая, классическая инструментально-симфоническая, классическая вокально-инструментальная, духовная, современная развлекательная музыка, современная классика авангардного направления).
Тест "Хочу дослушать" (мотивационный компонент).
Цель: изучение эмоциональной отзывчивости на разнохарактерные фрагменты музыкальных произведений - главного компонента музыкальности ребёнка.
Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра «Шаги великана и гнома» и др.
Игра-тест на выявление уровня развития чувства ритма «Ладошки» и др.
Игра-тест на выявление уровня развития звуковысотного чувства
«Кот и котёнок»и др.
Игра-тест на выявление уровня развития чувства тембра «Тембровые прятки» и др.
Игра-тест на выявление уровня развития динамического чувства «Мы поедем в «Громко-тихо» и др.
Игра-тест на выявление уровня развития чувства музыкальной формы «Незавершённая мелодия» и др.
Преимущества предлагаемых тестов состоят в том, что они:
- опираются не только на оценку знаний, но и на изучение познавательной деятельности в целом (в нашем случае, специфики музыкально-мыслительной деятельности);
- применимы для массового исследования;
- дают сравнимые между собой результаты.
- могут использоваться как индивидуально, так и в группах до 7-9 человек.
Итоговые показатели уровней развития структурных компонентов музыкальных способностей желательно заносить в специальную индивидуальную карту "Диагностический конструктор".
Наличие диагностики позволяет музыкальному руководителю понять своеобразие музыкальности каждого ребенка, его музыкального опыта, возможностей, способностей и грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его вариативным и максимально результативным. Что позволит каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.
Музыкальный руководитель
МБДОУ №3 «Малыш» Пришиц О.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.
Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
в соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесб...
Использование современных технологий в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста и их родителями
В статье предоставлены материалы из опыта педагогов детского сада №40 Колпинского района по взаимодействию и сотрудничеству в области музыкального воспитания детей. Перечислины принципы для дост...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
Доклад "Технология использования фильмов-презентаций в работе музыкального руководителя" (из опыта работы)
Фильмы-презентации углубляют и расширяют представления детей об окружающем, способствуют накоплению интересных впечатлений и главное удовлетворяют потребность детей в зрелищности....
Использование образовательных технологий в работе музыкального руководителя (Из опыта работы)
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении. на современном этапе, наполняется новым содержанием - растить человека способного к самостоятельному творческому труду, личнос...