Тренинговое занятие для педагогов ДОУ
материал на тему

Арутюнян Светлана Гарниковна

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ "Повышение профессиональной компетентности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trenigovoe_zanyatie_dlya_pedagogov.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Повышение профессиональной компетентности»

Цель: стабилизация благополучного эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

  • повышение профессиональной компетентности;
  • развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии;
  • формирование позиции успешного педагога

Оборудование: клей, краски, кисточки, белые листы, цветные листы с написанными на них высказываниями, ножницы, картина с разными предметами (ключ, конфета, перо, монета, бусинка, радуга, краски, хрустальный цветок).

Ход.

1. Приветствие.

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие способности устанавливать эмоциональный контакт.

Психолог: «Здравствуйте! Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Сегодня такой замечательный день, не похожий ни на какой другой. Давайте подумаем, что хорошего сегодня у нас произошло?» Обсуждение.

Правила работы в группе:

— конфиденциальность — всё, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы;

— Я-высказывание — говорим только о собственных чувствах;

— отсутствие оценочных суждений — не даём оценку личности других участников;

— право на ошибку — на тренинге нет «правильного» и «неправильного»;

— один говорит, другие молчат — не перебиваем друг друга;

— добровольность — можно не участвовать в отдельных упражнениях

2. Основная часть.

Упражнение «Коллаж»

Цель: определить профессиональные трудности каждого педагога.

Психолог: «Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят, и создайте из них картинку (коллаж). Можете пользоваться всем, что есть у вас на столах».

Высказывания на листах желтого цвета (поведенческие):

  • Сопротивление выходу на работу
  • Частые опоздания
  • Откладывание деловых встреч
  • Уединение, нежелание видеть коллег
  • Нежелание видеть людей
  • Нежелание заполнять документацию
  • Формальное выполнение обязанностей

На листках красного цвета (аффективные):

  • Утрата чувства юмора
  • Постоянное чувство вины, неудачи
  • Повышенная раздражительность
  • Ощущение придирок со стороны других
  • Равнодушие
  • Бессилие, эмоциональное истощение
  • Подавленное настроение

На листах синего цвета (когнитивные):

  • Мысли о смене профессии, уходе с работы
  • Отсутствие наставников
  • Ригидность мышления, использование стереотипов
  • Сомнения в полезности работы
  • Разочарование в профессии
  • Ощущение, что ничего не получается
  • Озабоченность собственными проблемами

На листах зеленого цвета (физиологические):

  • Нарушение сна (бессонница\уход в сон)
  • Изменение аппетита (отсутствие\заедание)
  • Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
  • Длительно текущие незначительные недуги
  • Усталость, быстрая утомляемость
  • Головные боли, проблемы с ЖКТ
  • Обострение хронических заболеваний
  • Рассеянность, слабая концентрация внимания.

Психолог: «Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно — так как каждый цвет имеет свое значение. Красный — трудности в аффективной сфере, желтый — в поведенческий, синий — в когнитивной, зеленый — в физиологической.»

По окончании работы участники подходят к каждому коллажу, «Определяют доминирующую проблемную зону».

Упражнение «Способы решения»

Цель: обогащение знаний о способах решения трудностей.

На доске вывешиваются списки трудностей. Каждому участнику предлагается поделиться способом решения той или иной трудности. Например, при нарушении сна: при бессоннице послушать «Шум моря» или другую релаксационную музыку, при невозможности проснуться — ставить будильник пораньше и начинать день с контрастного душа.

Упражнение «Мои сильные стороны»

Цель: активизация внутренних ресурсов.

Психолог: «У каждого из вас нашелся способ справиться с проблемой и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. Воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас имеются. У каждого на столе лежит лист бумаги, обведите на нем свою руку и на каждом пальце напишите, каким сильными качествами вы обладаете.

Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. То есть — все в ваших руках, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах». 

Релаксация «Старый город»

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.

А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы — широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте, какие дома — высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе — весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам — одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.

А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?

Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.

Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?

В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете….

Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате.

Интерпретация:

  • Представление города и все, что есть в нём — это как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.
  • Фонтан — это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать
  • Витрина магазина — это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести.
  • Дверь магазина — это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).
  • Магазин (внутри) — это внутренний мир человека.
  • Вещь — это потребность человека

Картина «Профессиональное будущее»

Цель: формирование профессиональной мотивации.

Психолог: «Сегодня вы поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось подарить презент вам на память». Психолог просит каждого участника выбрать на картинке понравившийся предмет и интерпретирует ответ.

Результат:

Монета — повышение зарплаты

Ключ — без труда найдете подход к родителям и детям

Перо — обобщение опыта

Бусинка — приобретение новых профессиональных качеств

Радуга — энтузиазм в профессиональной деятельности

Конфета — установка на профессиональные перспективы

Краски — активная профессиональная позиция

Хрустальный цветок — стойкое психическое здоровью.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для педагогов ДОУ "ВВЕРХ по РАДУГЕ"

Профилактика профессионального выгорания педагогов через сплочение коллектива и снятие психоэмоционального напряжения....

Тренинговое занятие с педагогами "Взаимодействие с агрессивными детьми"

В каждом детском коллективе есть дети с проявлением агрессии. Этот тренинг поможет педагогам найти подход к детям  и помочь им справиться с этой прблемой....

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"

Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"...

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство быть педагогом"

Данный тренинг можно проводить с педагогами с целью улучшить физическое и эмоциональное состояние педагогов, помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческ...

Тренинговое занятие для педагогов "Искусство публичного выступления - залог успешности педагога"

На занятии педагоги познакомятся с  психологическими законами публичного выступления, узнают "10 шагов в подготовке к выступлению", рассмортрят эффективные стили публичного выступления ...