Программа дополнительного образования
рабочая программа на тему
Программа дополнительного образования по песочной анимации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pesochnoy_animatsii.docx | 497.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формировании общей культуры дошкольника, о воспитании целостной, творческой личности ребенка. Мы предлагаем включать в процесс непосредственной образовательной деятельности элементы арт-терарапевтических методов. Что будет дополнять и давать положительный результат процесса воспитания и обучения.
Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.
Арт-терапия:
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
По кружковой работе мы используем современную, интересную методику – рисование песком на стекле. Рисование песком на стекле мы включаем в процесс непосредственной образовательной деятельности. Например - НОД Формирование элементарных математических представлений, знакомясь с геометрическими фигурами, ребенок их может не только увидеть, узнать, как они называются, но и самостоятельно их нарисовать. Оценив при этом размер, форму, количество и разницу. Так мы воздействуем на различные анализаторы восприятия (зрительный, слуховой, кинестетический). НОД коммуникация. Знакомясь со сказкой, дети могут нарисовать сказочных героев. Рисунки детей помогают пересказать сюжет. Развивают память и речь. Познание (формирование целостной картины мира). С помощью рисования детей проще познакомить с различными профессиями, городом или деревней, парком, временем года и т.п. В зависимости от темы вашего занятия. Само рисование вызывает у детей восторг, интерес, повышается мотивация к обучению, познанию. Дети спешат в детский сад, узнать, что-то новое еще не известное.
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка. В детском саду разработан план занятий по обучению детей рисованию песком, есть специальное оборудование.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: формирование ключевых компетентностей детей дошкольного возраста: «любознательный, активный»; «эмоционально отзывчивый»; «имеющий первичные представления о мире и природе»; «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»; «овладевший необходимыми навыками и умениями».
Задачи:
1. Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду);
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
3. Воспитательные:
- вызвать интерес к рисованию песком на стекле;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в октябре, итоговая в мае)
Эмоциональное состояние ребенка | Методика «Эмоциональный термометр»: детям предлагается оценить свое эмоциональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т.п. |
Определение индивидуальных особенностей личности ребенка | Методика «Нарисуй человека»: детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности. |
Способность контролировать собственное поведение | Методика «Рене Жиля»: детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений |
Память | Методика Лурия «Заучивание 10 слов»: детям называют 10 слов и просят воспроизвести все, что он запомнил. |
Внимание | Корректурная проба (Тест Бурдона): предлагается внимательно рассмотреть таблицу и вычеркнуть нужный значок. |
Развитие мелкой моторики | Методика «Домик»: позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания |
Оборудование
1.Кварцевый песок.
2. 3 стола со специальным стеклом, оснащенные подсветкой.
3. Музыка (релакс).
5. Проектор.
6. Мультимедийный экран.
7. Подборка трафаретов.
8. Компьютер.
9.Веб-камера.
10. Портативный дисковод.
Тематическое планирование занятий для детей 5-6 лет
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Количество часов |
Октябрь | «Песочная сказка» | 1.Правила техники безопасности рисования песком. 2.Знакомство с песком. | Тактильное знакомство с песком. | 1 |
«Картинки на песке» | 1.Знакомство детей с техникой рисования на песке. 2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. | Дети практикуются рисовать на песке. | 1 | |
«Лес, точно терем расписной» | 1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов. 2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев. 3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей). | Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 1 | |
Ноябрь | «Едем, едем, едем в далекие края» | 1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы. 2.Развивать воображение, чувство формы. | Свободное рисование машин, автобусов, пароходов, и т.д. по замыслу или с использованием трафаретов, схем. | 1 |
«Смотрим мы в окно» | 1.Поощрять объединение сюжетов. | Рисование пейзажей – « вид за окном во время путешествия». | 1 | |
Декабрь | «Дремлет лес под сказку сна» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи, метели. | 1 |
«Зимние превращения» | 1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета). 2.Развитие образного мышления и творческого воображения. | Рисование хрустальных снежинок, морозных узоров. Превращение изображения человека в изображение снеговика. Превращение осеннего пейзажа в зимний. | 1 | |
Январь | «Бабушкины сказки» | 1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. 2.Развивать способности к сюжетосложению. 3.Развивать умение передавать характер персонажей. | Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок, чтение отрывков наиболее известных сказок , игры-драматизации на основе сказок, рисование сказочных домиков, сказочных героев. | 1 |
«На дне морском» | 1.Поддерживать стремление создать образ подводного мира. 2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения. 3.Развивать представления об обитателях подводного мира. 4.Учить договариваться и планировать коллективную работу. | Просмотр фильмов, открыток, иллюстраций, марок на морскую тему, рисование морских пейзажей, рыб, обитателей, коллективная работа «Морское дно». | 1 | |
Февраль | «Волшебные превращения» | 1.Развивать воображение детей. 2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц. | Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики. | 1 |
«День Защитника Отечества» | 1.Учить детей рисовать мужской портрет, передавая эмоциональное состояние образа. 2.Формировать коммуникативные навыки. | Рисование портрета пап, братьев, дедушек, друзей по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики. | 1 | |
Март | «В далеком космосе». | 1.Развивать чувство композиции. 2.Уточнять представления о космосе. 3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания фант.-их образов. | Чтение стихов, отрывков произведений о космосе, рисование звезд и комет, планет, космических кораблей, тарелок, инопланетян. | 1 |
«Весенние цветы» | 1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции. 2. Экспериментирование с рисунком. | Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах. | 1 | |
Апрель | «Весенний пейзаж» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 1 |
«Бабочки» | 1.Учить рисовать образы бабочек, используя песок для тушёвки. 2. Развивать творческое воображение. 3. Вызывать интерес к созданию коллективных композиций | Рисование бабочек разных форм, используя разные приёмы рисования на песке. Составление композиций из бабочек. | 1 | |
«Песочное шоу». | Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений. | Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»). | 1 | |
Итого: | 16 |
Тематическое планирование занятий для детей 6-7 лет
Месяц | Тема | Задачи | Содержание | Количество часов |
Октябрь | «Песочные превращения» | 1.Закрепить правила техники безопасности рисования песком. 2.Формировать умение принять и реализовать творческую задачу. | Рисование сюжетов по замыслу на свободную тему. | 1 |
«Зоопарк» | 1.Закреплять умение рисовать песком по трафарету. 2.Формировать умение дорисовывать композицию. | Рисование животных по готовым трафаретам. Рисование фона композиции. | 1 | |
«Осенний лес» | 1.Формировать умение создавать образы различных деревьев, кустов. 2.Поощрять оригинальные способы создания кроны деревьев. 3.Формировать композиционные умения (составление целостного образа из отдельных частей). | Свободное воспроизведение видов деревьев по образцу, трафаретам, схемам. Воссоздание «лесных» композиций, пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 1 | |
Ноябрь | «Транспорт нашего села» | 1.Учить моделировать необычные виды транспорта путем дополнения деталями готовой формы. Придумывать и рисовать сюжетную композицию. 2.Развивать воображение, чувство формы. | Свободное рисование сюжетов с изображением различных видов транспорта по замыслу или с использованием трафаретов, схем. | 1 |
«Волшебные превращения ладошки» | 1.Учить рисовать различные образы из отпечатка ладошки, дополняя композицию по замыслу. 2. Развивать фантазию, чувство формы. | Видоизменять отпечаток ладошки в различные образы. Самостоятельный выбор приёмов рисования песком. | 1 | |
Декабрь | «Зимний лес» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования заснеженных деревьев. 2.Поощерять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Самостоятельное рассматривание зимних пейзажей, рисование зимнего леса, обитателей, зимней ночи. | 1 |
«Песни метели»» | 1.Экспериментирование с рисунком (трансформация образа в соответствии с предложенным изменением сюжета). 2.Развитие образного мышления и творческого воображения. | Рисование метели под музыку. Рисование зимнего сюжета на фоне. | 1 | |
Январь | «Мои любимые герои сказок»» | 1.Учить передавать движения и характер взаимодействий сказочных персонажей. 2.Развивать способности к сюжетосложению. 3.Формировать умение менять движение героя (мультфильм). | Беседа о русских народных сказках, викторина по сюжетам русских народных сказок. Рисование сказочных героев в движении. Мультипликационнаая анимация. | 1 |
«Аквариум» | 1. Учить рисовать рыбок в аквариуме. Учить создавать оттенки песком. 2.Обогощать и уточнять зрительные ощущения. 3.Учить договариваться и планировать коллективную работу. | Рассматривание картинок с изображением рыбок. Рисование рыбок в аквариуме, прорисовывая чешую. коллективная работа «Морское дно». | 1 | |
Февраль | «Волшебные превращения» | 1.Развивать воображение детей. 2.Вызывать интерес к созданию коллективных композиций. 3.Способствовать развитию мимических мышц. | Рисование на основе готовых форм, отслеживание процесса превращения одного предмета в другой. Упражнения на развитие мимики. | 1 |
«Моя семья» | 1.Учить детей рисовать семейный портрет, передавая характер, эмоциональное состояние образа. 2.Развивать композиционные умения при изображении групп объектов.. | Рисование семейного портрета по представлению. Упражнения для развития мелкой моторики. | 1 | |
Март | «Сказочные замки». | 1.Учить рисовать сказочные замки, прорисовывая мелкие части (окна, фактуру стен и т.д.) 2.Формировать.умение соблюдать пропорции частей. 3.Направить активность детей на самостоятельный поиск способов создания сказочных образов. | Рассматривание замков на иллюстрациях в книгах, рисование сказочных замков с прорисовкой мелких частей. | 1 |
«Весенние цветы» | 1.Учить детей рисовать цветы разной формы и размера, составляя цветочные композиции. Трансформация образов. 2. Развитие художественно-эстетического вкуса. | Рисование весенних цветов. Составление цветочных композиций. Чтение стихов о первых цветах. | 1 | |
Апрель | «Весна идёт» | 1.Поддерживать поиск оригинальных способов рисования деревьев весной. 2.Поощрять детей в воплощении своих представлений о природе, эстетических переживаний и чувств. | Рисование весенних пейзажей с использованием разных приемов рисования на песке. | 1 |
«Скоро лето» | 1.Учить рисовать летние пейзажи. 2. Развивать творческое воображение, композиционные умения. 3. Вызывать положительные эмоции при рисовании песком. | Беседа с детьми, где бы они хотели отдохнуть летом. Рисование летних композиций с трансформацией задуманных образов. используя разные приёмы рисования на песке. | 1 | |
«Песочное шоу». | Содействовать формированию установки на положительное отношение к себе в ходе демонстрации приобретенных навыков и умений. | Презентация песочного искусства в виде: песочной анимации (песочного клипа в форме мультфильма; рисования песочных рисунков в реальном времени); песочного фото (оформление фотовыставки детских работ «Песочные сказки»). | 1 | |
Итого: | 16 |
Упражнения для развития мелкой моторики
"Гроза"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
Капли первые упали, (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали (внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, следует показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней (постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей. (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает (нарисовать пальцем в воздухе молнию) (барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши).
А потом из тучи солнце (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!
"Цветочки"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
В нашей группе на окне, (сжимают и разжимают кулачки)
Во зеленой во стране, (показывают ладошками "горшочки")
В расписных горшочках (поднимают ладошки вверх вертикально)
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья (загибают пальчики на обеих руках, начиная с большого).
Их польем мы спозаранку (поливают из воображаемой лейки) (складывают ладони обеих рук).
Я и все мои друзья!
"Колокольчик"
Дети выполняют движения пальцами рук в соответствии с текстом:
- Дон-дон-дон, -
Колокольчик звенит (пошевелить пальчиками обеих рук).
- Ля-ля-ля, -
Что-то он говорит (поднести указательные пальцы обеих рук ко рту)
Динь-динь-динь, -
Наклоняет головку (опуститьладошки вниз)
Бом-бом-бом, -
Растрепал всю прическу (провестиладошками по волосам)
Дзынь-дзынь-дзынь, -
Солнцу он улыбнулся (улыбнуться и похлопать в ладоши)
Наконец-то проснулся (постучать пальцами одной руки о пальцы другой)
Развивающие кинезиологические упражнения
"Колечко"
Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
"Кулак - ребро - ладонь"
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжата в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении упражнения педагог предлагает ребенку помогать себе командами ("кулак - ребро - ладонь"), произносимыми вслух или про себя.
"Зеркальное рисование"
Ребенку предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно повышается эффективность работы мозга.
"Ухо - нос"
Ребенок по показу взрослого, а затем самостоятельно берется левой рукой за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпуская ухо и нос, хлопает в ладоши, меняет положение рук "с точностью до наоборот". Упражнение повторяется несколько раз.
"Горизонтальная восьмерка"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза: сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно.
"Симметричные рисунки"
Педагог предлагает ребенку нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки: цветок, ель и т. д.
"Медвежьи покачивания"
Педагог предлагает ребенку покачаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки и придумать сюжет.
"Снеговик"
Упражнение выполняется стоя. Педагог предлагает детям представить, что каждый из них - только что слепленный снеговик. Тело его должно быть напряжено, как замерзший снег. Но вот пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала "тает" и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат.
"Накачаем мышцы"
Сидя, дети сгибают руки в локтях, сжимают и разжимают кисти рук, постепенно убыстряя темп. Упражнение выполняется до максимальной усталости кистей. Затем нужно расслабить руки и встряхнуть их.
"Часики"
Дети выполняют свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.
"Рожицы"
Педагог предлагает детям показать различные рожицы, выполняя мимические движения: надувание щек, показывание языка, вытягивание губ трубочкой, открывание рта.
"Жонглер"
Дети пробуют перекатывать орехи или шарики сначала в каждой ладони, а затем между пальцами.
"Водный велосипед"
Упражнение выполняется в парах: дети встают друг напротив друга, касаются ладонями ладоней партнера и совершают движения, аналогичные езде на велосипеде.
"Пианист"
Педагог предлагает ребенку поиграть на пианино. Для этого просит его прижать ладонь к поверхности стола и сначала по порядку, а затем хаотично поднимать пальцы по одному и называть их.
Программно-методическое обеспечение:
- Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка»
- Грабенко Т.М. «Игры с песком или, песочная терапия»
- Зейц Мариэлла «Пишем и рисуем на песке»
- Зинкевич – Евстигнеева Т.М., Грабенко Т.М. «Чудеса на песке, или песочная терапия»
- Сакович Н. «Достоинства песочной терапии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...
Методическое обеспечение для реализации дополнительной программы ( мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие» «Легомастера»)
Программа по дополнительному образованию, по направлению «Познавательное развитие» - «Легомастера»...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Развивайка. Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Представление программы дополнительного образования познавательной направленности "Развивайка" длядетей 3-5 лет...
Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»
Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"
Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...