Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём»
методическая разработка
Парциальная программа
духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Мир, в котором мы живём»для детей 3-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_v_kotorom_my_zhivyom.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №22»
города Аши Челябинской области
Парциальная программа
духовно-нравственного воспитания дошкольников
«Мир, в котором мы живём»
для детей 3-7 лет
Автор-составитель:
Бушаева Марина Вячеславовна
воспитатель, стаж работы 2 года
Аша
2016
Пояснительная записка
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда у него формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающем мире, добре и зле в нем. Главным при этом являются не разовые мероприятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников, а реализация целостной педагогической системы, построенной на основе традиционных отечественных духовных и нравственных ценностей с учётом возрастных особенностей детей и условий их общественного и семейного воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); •нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению.
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.
Воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающему миру, формированию у них социально-коммуникативных умений и навыков, этических представлений, социально-общественных качеств, умению дружно играть и трудиться, адекватно оценивать свои поступки и поступки других детей, созданию благоприятных условий для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты будет способствовать реализация парциальной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живем» (далее «Программа»).
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по дошкольному образованию, методических рекомендаций ведущих отечественных педагогов и психологов, анализа педагогического опыта дошкольных учреждений по данной проблеме.
Программа рассчитана на четыре возрастные группы (младшая (3 – 4 года), средняя (4 – 5 лет), старшая (5 – 6 лет), подготовительная к школе группа(6 – 7 лет) и является неотъемлемой частью основной образовательной программы, реализуемой воспитателем в группе «Ромашка» МК ДОУ 22, г. Аша.
Программа включает целевой раздел; в ней указаны принципы, формы и методы работы, особенности организации образовательного процесса, планируемые результаты духовно-нравственного воспитания, условия реализации. Она может использоваться как целиком, так и отдельными блоками.
Цели и задачи
Цель: Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и природе родного края на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
- создание в группе условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка;
- изучение истории, государственной символики, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России;
- формирование у детей способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
- развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;
- воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств.
Особенности организации образовательного процесса
Поставленные задачи реализуются в процессе всех режимных моментов (ОДД, прогулки, самостоятельная деятельность). Особенность организации ОДД по духовно-нравственному воспитанию заключается:
- в светскости отечественного образования;
- необходимости учитывать особенности дошкольного возраста (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории» и понимания социальных явлений);
- в наличии обязательных элементов: игровая деятельность, чтение и обсуждение литературных произведений, слушание и анализ музыкальных произведений, знакомство с художественными произведениями и предметами народного творчества , диалогов с детьми;
- в использовании различных видов художественной деятельности: рисования (раскрашивания), аппликации, ручного труда (изготовление подарков).
При планировании любой формы работы с детьми предусматриваются компоненты:
- содержательный – овладение детьми объёмом представлений и понятий об окружающем мире (социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края), доступных возрасту;
- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремлении участвовать в общественно полезном труде;
- деятельностный - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Работа педагога строится на принципах:
- комплексного и личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;
- целенаправленности, систематичности, последовательности педагогического процесса;
- природосообразности (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту);
- культуросообразности (воспитание строится в соответствии с ценностями, традициями и нормами национальной культуры и особенностями региона);
- выбора оптимальных методов, форм, средств обучения и воспитания;
- сотрудничества взрослого и ребенка; педагогов и родителей.
Методы:
- словесные, наглядные, практические;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, одобрение, соревнование, награждение.
Методы духовно-нравственного воспитания дошкольников применяются в комплексе. Основаниями для отбора методов служат ведущая воспитательная задача, возраст и индивидуальные особенности детей, особенности воспитания в семье.
Работа осуществляется по направлениям:
- «Моя семья, мой дом» ( развитие интереса к членам семьи и своим близким, друзьям; воспитание уважительного отношения к старшим, желания помочь младшим).
- «Наш детский сад» (история детского сада и его сотрудники).
- «Наш город Аша» (история города, его улицы и памятные места; люди, прославившие город; предприятия города; природа).
- «Родная страна Россия» (символика России; важные исторические события; защитники Отечества; государственные праздники; народные промыслы; народные праздники; природа страны;
Каждое из направлений повторяется во всех возрастных группах, при этом изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения.
В ходе реализации Программы:
- дети должны получить элементарные знания об истории России, о городе, в котором они живут, о государственной символике, культуре народов России; о природно-экологическом своеобразия родного края; народных праздниках и промыслах;
- у детей должны быть сформированы навыки доброжелательного поведения дома, в среде сверстников, вежливого обращения со старшими; культурного и безопасного поведения в общественных местах, природе; умения различать и оценивать отношение и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро - зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
- у детей должно быть воспитано отрицательное отношение к грубости, жадности, чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия; внимательное отношение близким и незнакомым людям; положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- у детей должны быть развиты познавательные интересы, коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности.
Обеспечение реализации Программы
Кадровое обеспечение Программы осуществляют воспитателем группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Материально-техническое обеспечение: предметно-развивающая среда группы, зал для музыкальных занятий, физкультурный зал, игровые площадки ДОУ.
Литература
Нормативные документы
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»//http :// минобрнауки. рф /документы/2974
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования// http :// www.rg. ru.2013/ 11/ 25/doshk- standart- dok. Htm
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» // http :// www.rg. ru.2013/ 10/ 23/ obr-dok.html
Учебно-методические пособия
1. Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. - М.: Спарк, 2010. - 189с.
2. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива, 2009. - 298с.
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. - 256с.
4. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос, 2008. - 289с.
5. Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
6. Нравственно - духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р.С. М., 2010. - 209с.
7. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
8.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
9. Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. - 2011. - 398с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Мир, в котором мы живём"
Аннотация на программу «Мир, в котором мы живём» Название: программа по формированию социально-нравствен...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"
Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живёмИ берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою домИ душистый, золотистый х...
консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно-нравственноговоспитания детей"
консультация для воспитателей "Сказка как средство духовно-нравственноговоспитания детей"...
Рабочая программа познавательно-речевой направленности "Край в котором мы живём"
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по познавательному развитию Край в котором мы живём...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»
Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все структурные единицы занятия логически связаны...
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно нравственноговоспитания дошкольников.
Статья по взаимодействию семьи и детского сада, материал для родительского собрания....
ПРОГРАММА ДОУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
ПРОГРАММА ДОУДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет...