ПРОГРАММА ДОУ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ» для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
материал
ПРОГРАММА ДОУ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»
для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_v_kotorom_ya_zhivu_.docx | 128.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №56 «Северяночка»
ПРОГРАММА ДОУ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ»
для детей дошкольного возраста с 3 до 4 лет
Составитель: педагог Исмагилова О.А.
г. Нижневартовск 2023 г.
1. Содержание
№ п/п | Наименование |
Содержание | |
Паспорт программы | |
Пояснительная записка | |
3.1 | Цели и задачи программы |
3.2 | Ожидаемый результат |
3.3 | Объем образовательной нагрузки |
4. | Содержательный раздел |
5. | Тематический план |
6. | Методические приемы |
7. | Материально-техническое оснащение |
8. | Список литературы |
2. Паспорт программы
Наименование программы | Программа ДОУ Духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём» |
Основания для разработки программы |
|
Заказчики программы | МАДОУ города Нижневартовска ДС №56 «Северяночка» |
Создатель программы | Воспитатель Исмагилова О.А. |
Цель программы | Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и природе родного края на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. |
Задачи программы | ∙ создание в группе условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка; ∙ изучение истории, государственной символики, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России; ∙ формирование у детей способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»; ∙ развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей; ∙ воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств. |
3. Пояснительная записка
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда у него формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о семейном укладе и родной земле, об окружающем мире, добре и зле в нем. Главным при этом являются не разовые мероприятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников, а реализация целостной педагогической системы, построенной на основе традиционных отечественных духовных и нравственных ценностей с учётом возрастных особенностей детей и условий их общественного и семейного воспитания.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс
содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
• нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости);
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Основным содержанием духовно-нравственного воспитания, определенным «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемых от поколения к поколению.
Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства.
Воспитанию у дошкольников чувства патриотизма, гуманного отношения к окружающему миру, формированию у них социально- коммуникативных умений и навыков, этических представлений, социально-общественных качеств, умению дружно играть и трудиться, адекватно оценивать свои поступки и поступки других детей, созданию благоприятных условий для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты будет способствовать реализация парциальной программы духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живем» (далее «Программа»).
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по дошкольному образованию, методических рекомендаций ведущих отечественных педагогов и психологов, анализа педагогического опыта дошкольных учреждений по данной проблеме.
3.1 Цели и задачи
Цель:
Формирование у дошкольников духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа и природе родного края на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
∙ создание в группе условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие и творческое развитие каждого ребенка;
∙ изучение истории, государственной символики, культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России;
∙ формирование у детей способности различать и оценивать отношения и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
∙ развитие познавательных интересов, коммуникативных умений, речевого взаимодействия и управленческих способностей детей;
∙ воспитание у детей чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия и внимательного отношения к ближним, гражданско-патриотических чувств.
3.2 Ожидаемый результат
- дети должны получить элементарные знания об истории России, о городе, в котором они живут, о государственной символике, культуре народов России; о природно-экологическом своеобразия родного края; народных праздниках и промыслах;
- у детей должны быть сформированы навыки доброжелательного поведения дома, в среде сверстников, вежливого обращения со старшими культурного и безопасного поведения в общественных местах, природе; умения различать и оценивать отношение и поведение людей с позиций нравственного смысла: «добро-зло», «хорошо - плохо», можно – нельзя - надо»;
- у детей должно быть воспитано отрицательное отношение к грубости, жадности, чувства почтения и любви к родителям, уважения, милосердия; внимательное отношение близким и незнакомым людям; положительное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
- у детей должны быть развиты познавательные интересы, коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности.
Сроки реализации рабочей программы – 1 год
Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами программы.
- Объем образовательной нагрузки
Работа организована в виде кружковой деятельности по Духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём». Занятия проводятся два раза в месяц, во второй половине дня. Их длительность не превышает 30 мин.
Программа рассчитана для детей 3-го и 4го года жизни. Срок реализации программы 1 год.
Содержательный раздел
Воспитательные процессы, положенные в основу программы призваны помочь ребенку сформулировать свою систему интересов, которые в его жизни и социальном развитии выполняют две важные общественные функции:
- Во-первых, интересы являются внутренними социальными стимулами, побуждающими ребенка к определенным действиям
- во- вторых, сближают его со своими сверстниками, с другими людьми, с обществом, что и является основой для социализации личности ребенка.
Программа включает в себя следующие разделы
- Я в мире
- Мир- прекрасное творение
- Добро и зло
- В здоровом теле- здоровый дух
- Мы здесь живем
- Моя семья- мой мир
- Я – гражданин своей страны
- Труд и порядок
№ п\п | Название раздела | Содержание раздела |
1 | Я в мире | Диагностика воспитателей, воспитанников, родителей о духовных ценностях, изучение семей, семейных традиций, анкетирование, опрос, творческие работы |
2 | Мир- прекрасное творение | Учить видеть отличие мира, созданного руками человека от мира природы. Воспитание чувства ответственности по отношению к природе, формирование понимания взаимосвязи живой и неживой природы. Формирование средствами предметов художественно- эстетического цикла духовно- нравственной личности, способной отличить внешнюю красоту от внутренней |
3 | Добро и зло | На примере художественных произведений (сказок, рассказов, |
стихотворений) учить детей различать понятия добра и зла, дать представление о нравственной свободе человека, помогать увидеть красоту нравственных поступков | ||
4 | В здоровом теле- здоровый дух | Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, привитие навыков ответственного отношения к здоровью, профилактика вредных привычек на примере семье. Воспитание личности, стремящейся к красоте внутренней и внешней (совместные прогулки, спортивные соревнования, праздники, походы, акции |
5 | Мы здесь живем | Знакомство дошкольников с родным селом, его историей, с памятными местами села. Просматривать на занятиях, страницы истории Российского государства. Знакомить с государственной символикой, символикой края, района. Воспитывать у дошкольников чувства любви к своей стране, малой родине, формирование уважения к людям, прославившим страну, край, село. Воспитывать гордость к историческому прошлому. |
6 | Моя семья- или мир | Знакомить воспитанников с укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужского и женского труда в доме, традиционной подготовкой проведения праздников. Формировать понимание своего места в семье, любви и уважения к близким |
7 | Я – гражданин своей страны | Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества. Развивать личность гражданина, защитника Отечества (экскурсия в музей, знакомство с подвигами святых и героев своей Земли, встреча с защитниками Отечества) |
8 | Труд и порядок | Воспитывать положительное отношение к труду, как важной ценности. Знакомить с интересными людьми, представителями разных профессий ( |
беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, выставки) |
5.Тематический план
Тема | Программное содержание | ||
Сентябрь | |||
Беседа «Детский сад - чудесный дом, хорошо живется в нем» | Экскурсия по детскому саду и его участку | Сюжетно- ролевая игра «Детский сад» | Выставка рисунков «Мой любимый детский сад» |
Беседа на тему «Мы пешеходы» | Подвижные игры на прогулке | Сюжетно- ролевая игра «правила дорожного движения» | Трудовой десант «Чистота- залог здоровья» (помощь в уборке листьев на территории детского сада) |
Октябрь | |||
Просмотр слайдов и беседы об осени | Загадки с грядки | Лепка (фрукты) | Выставка рисунков «Краски осени» |
Рассказ воспитателя о птицах | Дидактическая игра «Чей домик?» | Покормите птиц на прогулке | Акция «Покормите птиц» |
Ноябрь | |||
Беседа о малой Родине Мордое, доме, где мы живем | Слушание стихотворений о нашем крае | Сюжетно- ролевая игра «Дом» | Экскурсия на осеннюю полянку |
Рассматривание иллюстрации о профессиях | Разные профессии «Кем быть? » | Сюжетно- ролевая игра «Больница» Сюжетно- ролевая «Строители» | Организовать встречу с ветеранами труда |
Декабрь | |||
Чтение стихов о новом годе и слушание песен | Беседа воспитателя «Как мы готовимся встречать деда мороза и | Игра «Хороводимся вокруг елочки» | Конкурс поделок «Символ Нового года» (дети и родители) |
Снегурочку» | |||
Январь | |||
Беседа об изменениях в природе | Просмотр сказки «Снегурочка и лиса» | Лепим из снега на прогулке | Конкурс «Лучшая Новогодняя игрушка» |
Февраль | |||
Беседа «Наша армия» | Рассказ о защитниках отечества | Изготовление подарков для пап и дедушек | Конкурс газет «Солдаты нашей семьи» |
Чтение художественной литературы, стихов о защитниках отечества | Знакомство с праздником русского народа и нашего села | Раскрасим иллюстрации (матрешки) | Праздник совместно с родителями «Масленица» |
Март | |||
Пение песен о маме, чтение стихов | Беседа «Моя мама самая, самая» | Изготовление подарков маме, бабушке | Выставка- конкурс «Фантазия мам и бабушек» |
Апрель | |||
Рассказ воспитателя о приближении весны, приметы весны | Беседа «Тает снежок, ожил лужок» | Рисование «Травка зеленеет» | Акция «Берегите природу родного края» Игры на лесной полянке (совместно с родителями, детьми и воспитателем) |
6. Методические приемы
- словесные, наглядные, практические;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы стимулирования: поощрение, одобрение, соревнование, награждение.
Методы духовно-нравственного воспитания дошкольников применяются в комплексе. Основаниями для отбора методов служат ведущая воспитательная задача, возраст и индивидуальные особенности детей, особенности воспитания в семье.
7. Материально-техническое оснащение
- Использование мультимедийного оборудования с подбором видеотеки родном крае
- Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, проектор
- Разработка экскурсионных маршрутов
- Применение в образовательном процессе наглядно- демонстрационного и раздаточного материала
8. Список литературы
1. Ананьев Б.Г. «Воспитание дошкольников» - М.: Спарк, 2010. - 189с.
2. Буре Р.С. «Основы нравственного воспитания детей»- М.: Перспектива, 2009. - 298с.
3. Данилюк А. Я. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. М.: Просвещение, 2009. - 256с.
4. Козлова С.А. «Сущность нравственного воспитания дошкольников» - М,: Владос, 2008. - 289с.
5. «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» Ветлугина Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.: Просвещение, 2009. - 209с.
6. «Нравственно-духовное воспитание в детском саду» Под ред. Буре Р.С. М.,2010. - 209с.
7. «Нравственное воспитание в детском саду» Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с. 8.Островская Л.Ф. «Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника» М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
9. Суслова Э.К. «Воспитание у детей этики межнационального общения» М.. - 2011. - 398с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников "Край, в котором мы живём"
Продолжительность проекта: долгосрочный.Что мы Родиной зовём? Край, в котором мы живёмИ берёзки вдоль дороги, по которой мы идём. Что мы Родиной зовём? Это наш с тобою домИ душистый, золотистый х...
Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников «Мир, в котором мы живём»
Парциальная программадуховно-нравственного воспитания дошкольников«Мир, в котором мы живём»для детей 3-7 лет...
Духовно-нравственное воспитание через развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей дошкольного возраста
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через развитие их творческих и художественно-эстетических способностей...
Буклет районного семинара ""Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста""
Буклет районного семинара для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Буклет районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста"
Программа районного семинара "Система работы по духовно-нравственному воспитанию как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного во...
Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России
Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....