Программа "Мир, в котором мы живём"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Аннотация на программу «Мир, в котором мы живём»
- Название: программа по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет «Мир, в котором мы живём».
- Составитель: Емельянова Ю.В. , воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего вида г. Северодвинск.
- Экспертиза программы: Утверждено на заседании экспертного Совета при Управлении образования. Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Председатель экспертного совета – Л.Д. Храпко.
В 2011 -2012г. программа претерпела изменения в связи с введением новых ФГТ.
Адресность: для работы с детьми 4-5 лет в ДОУ комбинированного, компенсирующего вида, работу проводит воспитатель.
Цель: формирование социально-нравственных представлений у детей 4– 5 лет.
Основные направления (структура программы):
Содержание программы включает пять основных блоков: «Я - концепция»,«Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи, и реализуются черезобразовательные области: коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество. Для успешной реализации программы внутри каждого блока - перечень педагогических мероприятий. В дополнение к программе разработано приложение, включающее примерное планирование работы по ознакомлению детейс предметным миром, конспектынепосредственной образовательной деятельности, модели -характеристики свойств и качеств материалов. Программа предусматривает использование экспериментальной и исследовательской деятельности в условиях ДОУ. В программе отражены формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс (встречи, беседы, участие и привлечение родителей).
Формы реализации: Программа предполагает проведение непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми с учётом ФГТ. Тематическое планирование непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми разработано с учётом реализации задач по блокам: «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Для реализации программы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности организуются следующие формы работы: познавательно - исследовательская деятельность, ситуации общения, беседы в кругу, этюды, упражнения, коммуникативные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг, энциклопедий, досуги, игры-эксперименты, работа со схемами, моделями - характеристиками свойств и качеств материалов, сбор информации и оформление индивидуальных портфолио.
Программа может быть использована в дошкольном учреждении, использующем в работе общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), и другими программами, реализующими образовательную область - «Социализация»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по формированию социально - нравственных
представлений у детей 4-5 лет
«Мир, в котором мы живём»
(изменена в соответствии с ФГТ в 2011 г.)
Составитель:
Емельянова Ю.В.,
воспитатель МБДОУ № 95
«Радуга», г. Северодвинска
2010 г.
Составитель: Емельянова Ю.В., воспитатель «МБДОУ № 95 «Радуга» компенсирующего типа», г. Северодвинск, Архангельской области
Рецензенты:
Ногина В.А., преподаватель методики развития детской речи и основ логопедии с практикумом по логопедии ГОУ СПО «Архангельский педагогический колледж»;
Терентьева Л. И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики СФ ПГУ имени М.В. Ломоносова.
Программа рассмотрена на заседании экспертной комиссии при Управлении образования. Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Руководитель экспертной комиссии – Н.В. Михеева.
Утверждена на заседании экспертного Совета при Управлении образования.
Протокол № 5 от 21.05.2010 г. Председатель экспертного Совета – Л.Д. Храпко.
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………………………………………3
- Условия реализации программы……………………………………………………….5
- Тематическое планирование совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми по формированию социально-нравственных
представлений у детей 4-5 лет………………………………………………………….9
- Содержание программы………………………………………………………………. 10
- Методика работы по реализации программы………………………………………...11
- Содержание совместной с педагогами и самостоятельной деятельности детей по программе……………………………………………………………………………….13
- Результаты освоения программы и диагностический инструментарий…………….17
- Библиография…………………………………………………………………………...19
- Приложение:
а) Примерное поэтапное планирование работы по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром ………………………………………………………………………20
б) Поэтапное планирование работы по ознакомлению детей с предметным миром (на примере знакомства с различными материалами) в средней группе……………….21
в) Диагностический инструментарий……………………………………………………22
г) Литература для чтения и рассматривания детям……………………………………...26
д) Конспекты занятий с детьми 4-5 лет…………………………………………………..27
е) Конспекты мероприятий с родителями и детьми…………………………………….36
з) Модели-характеристики свойств и качеств материалов……………………………..41
Пояснительная записка
Отношение к другому человеку является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношение с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Социально-нравственное воспитание детей пятого года жизни направлено на развитие умения понимать других людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремится к общению и взаимодействию.
В современной психологии и педагогике существуют различные подходы к изучению и пониманию данной темы. В последние годы возрос интерес к изучению межличностных отношений дошкольников. В многочисленных исследованиях Я.Л. Коломенского, Т.А. Репиной, В.Р. Кисловской, А.В. Кривчук, В.С. Мухиной и других большое внимание уделено характеру отношений ребёнка со сверстниками.
Значительное количество исследований посвящено реальным контактам детей и их влиянию на становление детских отношений (А.В. Петровский, М.И. Лисина). Так в концепции М.И. Лисиной, отношения рассматриваются как внутренняя психологическая основа общения и взаимодействия людей. Исследования, выполненные под её руководством, показали, что именно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнёром по общению, чем взрослый.
Интересным на наш взгляд является подход к проблеме нравственного воспитания Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, рассматривающих формирование чувство общности с другими и способности видеть в сверстниках друзей и партнёров, как главную цель нравственного воспитания.
В ситуации общения с ровесниками ребёнок более самостоятелен и независим. По мнению О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, именно в процессе взаимодействия с равными партнёрами ребёнок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребёнок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растёт его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
Вопросы воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников стояли перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел “социально-эмоциональное” или “нравственное” воспитание, посвящённый формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, просоциальных действий, взаимопомощи и прочее. Важность этой задачи очевидна, поскольку, именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанты, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и другим. Однако в большинстве существующих программ главные методы социально-нравственного воспитания различны и зачастую носят односторонний характер. Так, программа эмоционально - личностного развития Е.В. Котовой «В мире друзей» ставит перед собой целью развитие личностного потенциала детей, их индивидуальности, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими. Программа способствует эмоциональному развитию, делая акцент на самовыражение ребёнка, но имеет узко направленный характер.
Программа Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Учусь жить среди людей» рассматривает вопросы нравственного воспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, развитие эмоционального мира. Программа ставит целью развитие нравственно-этических представлений у детей, но её разделы не всегда логически связаны между собой.
В программе С.А.Козловой «Я – человек» раскрываются основы социализации личности ребёнка, но, на наш взгляд, сужен подход к окружающему миру, в частности к предметному миру.
Немаловажным аспектом в формировании творческой самостоятельности и социальной активности является освоение ребёнком предметного мира, его многофункциональности (информативная, эмоциогенная, регуляторная). Дыбина О.В. обоснованно обратила внимание на связь «ребёнок – предметный мир – творчество». В ходе ознакомления ребёнка с предметным миром важно раскрыть не только знание конкретных вещей, их свойства и происхождение, но и сформировать бережное к ним отношение.
Часто мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не всегда осознаёт до конца правила поведения, бережного отношения к предметам; с несогласованностью действий ребёнка со сверстниками; с концентрированием внимания ребёнка только на самом себе, на своих достоинствах и достижениях, с неосознанным отношением к окружающему миру (в том числе - миру предметов и вещей). В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию социально-нравственного поведения. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счёт развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним и окружающим миром. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике.
В представленной программе «Мир, в котором мы живем» описывается система мероприятий, направленных на формирование самопознания; развитие эмоциональной культуры, взаимоотношений со сверстниками, с взрослыми; на усвоение социальных норм и правил. Разделы программы взаимодополняемы и логически обоснованы.
Наиболее ярко развитие данных направлений прослеживается в игре – ведущей деятельности дошкольника. Поэтому основные методы и приёмы носят игровой характер, большое внимание уделено их разнообразию, вариативности и многогранности Важное место также отведено и расширению общих представлений детей об окружающем мире, взрослых, детях, формированию ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.
Одним из способов активного освоения мира в дошкольном возрасте является экспериментирование, обладающее познавательно-научной и продуктивной направленностью. Поскольку экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, мы отвели ему особую роль в решении поставленных нами задач.
Программа «Мир, в котором мы живем» расширяет представления детей не только о себе самом, но и об окружающем мире вокруг (предметной мир, мир людей, мир чувств и переживаний), с целью развития эмоционального восприятия мира, отношения к нему и умения ориентироваться в этом мире. Особое внимание уделено взаимоотношениям детей друг с другом (создание условий для успешной социализации) и знакомству с предметным миром (ознакомление с различными материалами, их свойствами и качествами, связь с назначением и строением, воспитание бережного к ним отношения). Ознакомление с материалами (дерево, металл, резина, пластмасса, стекло, ткань) предполагает 3 этапа:
- развитие умения использовать сенсорные способы анализа предметов и материалов;
- развитие умение устанавливать связи между назначением, строением и материалом;
- развитие действий различного характера с целью овладения различными приёмами творчества.
Содержание программы включает пять основных блоков: «Я - концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо». Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи и реализуются через образовательные области: коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Для успешной реализации программы внутри каждого блока дан перечень педагогических мероприятий. В дополнение к программе разработано приложение, включающее примерное планирование работы по ознакомлению детей с предметным миром, конспекты занятий, модели-характеристики свойств и качеств материалов.
Программа построена с учётом принципов:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- деятельностного подхода;
- принцип учёта психологических и индивидуальных особенностей;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения;
- принцип коллективного взаимодействия.
Программа предполагает проведение непосредственно - образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми.
Цели и задачи программы
Целью данной программы является формирование социально-нравственных
представлений у детей 4 – 5 лет.
К основным задачам программы относятся:
- Расширять представления детей об окружающем мире, о мире предметов, о взрослых и детях.
- Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к окружающему миру.
- Создать условия, способствующие формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет: для развития самопознания, эмоциональной культуры у детей, умения устанавливать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения; а также, чувства общности и способности увидеть другого.
- Способствовать усвоению социальных норм и правил.
Условия реализации программы
Реализация программы возможна при создании ряда условий:
- Готовность педагога к работе по формированию социально-нравственных представлений у детей дошкольного возраста:
- владение психолого-педагогическими знаниями по проблеме формирования социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет, повышение квалификации педагогов в данных вопросах через изучение научно-методической литературы;
- создание организационно-педагогического сопровождения: владение методикой нравственного воспитания, социально - эмоционального развития, творческий поиск педагогических технологий в работе с детьми;
- разработка структуры подготовки, проведения и анализа совместной работы
по формированию социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет;
- умение организовать социально-нравственную ориентированную деятельность детей в образовательном процессе ДОУ.
Структура подготовки, проведения и анализа совместной работы
по формированию социально-нравственных представлений у детей 4 – 5 лет.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе (см модель предметно - развивающей среды);
- наполнение организационно-педагогическим содержанием каждого компонента развивающей предметно-пространственной среды в группе;
- социально ориентированная активность ребёнка в развивающей среде группы.
Модель предметно-развивающей среды.
3. Организация педагогического процесса с детьми:
- программа может быть использована в дошкольном учреждении, использующем в работе общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), реализующем образовательную область - «Социализация»;
- программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет;
- программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Коммуникация»: обогащение и расширение лексики, работа над грамматическим строем речи, развитие диалогической, монологической речи и речи-рассуждения; воспитание бережного отношения к живому, закрепление правил поведения на природе, проведение совместных акций, создание проектов.
«Познание»: расширение представлений о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, о предметах ближайшего окружения, о свойствах и качествах материалов; развитие наблюдательности, исследовательской деятельности.
«Безопасность»: формирование основ безопасного поведения дома, на улице, на природе и других местах; умение безопасного обращения с предметами ближайшего окружения.
«Художественное творчество»: создание проектов, изготовление поделок (в том числе и нетрадиционными способами).
«Чтение художественной литературы»: знакомство с литературными произведениями, фольклором.
- программа предусматривает использование экспериментальной и исследовательской деятельности в условиях ДОУ;
- программа определяет разнообразные формы работы по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет;
- программа учитывает организацию предметно-развивающей среды в зависимости от тематического планирования.
- Работа с родителями.
В программе отражены формы работы с родителями по вовлечению в воспитательный процесс (встречи, беседы, участие и привлечение родителей).
Формы работы с родителями по формированию социально-нравственных
представлений у детей 4 – 5 лет.
Формы работы | Задачи | Содержание |
Беседа, встречи | - мотивация начального интереса у родителей; - создание условий для укрепления связей родителей с детьми и коллективом группы; - нацеливание на активное сотрудничество. | - посещение семей - родительское собрание - индивидуальные беседы - консультации - анкетирование |
Привлечение родителей | - повышение интереса родителей к профилактике и коррекции проблем в социально-нравственном развитии ребёнка; - повышение знаний родителей по данной проблеме. | - помощь в оснащении ППРС группы; - составление портфолио детей; - оформление наглядной информации из опыта семейного воспитания; - участие родителей в мероприятиях. |
Участие родителей | - повышение авторитета родителей в глазах ребёнка; - формирование положительного отношения родителей к ребёнку; - воспитание потребности у родителей к дальнейшему формированию социально - нравственных представлений у детей. | - проведение совместных мероприятий (праздники, развлечения, спортивные соревнования, КВН ); - совместный анализ работы. |
- Координация работы с общественными организациями и
образовательными учреждениями:
- Детская библиотека микрорайон «Мир знаний»
- Краеведческий музей
- Детская художественная школа №1
- Муниципальная образовательная школа № 28
Тематическое планирование непосредственно - образовательной
и совместной деятельности с детьми
по формированию социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет.
Раздел | Темы | Время проведения |
«Я» | 1. «Кто я? Автопортрет» 2. «Тайна моего имени» 3.. «Мой внутренний мир» 4. «Мой любимый сказочный герой» 5. «Я и моё тело» 6. «Мои умные помощники» 7. «В гостях у Мастерилкина» | 2-я неделя сентября 3-я неделя сентября 4-я неделя сентября 1-я неделя октября 2-я неделя октября 3-я неделя октября 4-я неделя октября |
«Наши чувства» | 8. «От чего зависит настроение?» 9. «Радость» 10. «Обида. Злость» 11. «Гордость» 12. «Интерес» 13. «Волшебница Соломинка» | 1-я неделя ноября 2-я неделя ноября 3-я неделя ноября 4-я неделя ноября 1-я неделя декабря 2-я неделя декабря |
«В мире друзей» | 14. «Мы так похожи и мы такие разные» 15. «Язык жестов и движений» 16. «Давайте жить дружно!» 17. «Девочки и мальчики» 18. «Сердце группы» | 3-я неделя декабря 4-я неделя декабря 2-я неделя января 3-я неделя января 4-я неделя января |
«Взрослые и дети» | 19. «Моя семья» 20. «Родители» 21. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» 22. «Правила домашнего этикета» 23. «Королева Вилка» 24. «Дом, в котором я живу» 25. «Федорино горе» 26. «Мой город» 27. «Всё о колесе» | 1-я неделя февраля 2-я неделя февраля 3-я неделя февраля 4-я неделя февраля 1-я неделя марта 2-я неделя марта 3-я неделя марта 4-я неделя марта 1-я неделя апреля |
«Хорошо – плохо» | 28. «Общение с животными» 29. «Нарочно и нечаянно» 30. «Что такое хорошо и что такое плохо» 31. «Дурные привычки» 32. «День рождения» 33. «Одежда для Буратино» 34. «Путешествие на остров Вежливости» | 2-я неделя апреля 3-я неделя апреля 4-я неделя апреля 1-я неделя мая 2-я неделя мая 3-я неделя мая 4-я неделя мая |
итого | 34 занятия |
Содержание программы
Содержание план - программы включает пять основных блоков. Все блоки взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свои задачи и реализуются через разнообразные образовательные области.
Блок 1. «Я-концепция»
Направление работы с детьми: развитие представлений о самом себе (самопознание).
Задачи блока:
- формировать умение отделять себя от других;
- учить чувствовать себя самостоятельной личностью;
- проявлять свою индивидуальность;
- учить выражать свои потребности и желания;
- развивать самооценку в отношении внешности, предпочтений, возможностей;
- формировать стремление узнавать о своём организме, о функционировании отдельных органов.
Методы и приёмы:
- ситуации общения;
- рассматривание фото и беседы по ним;
- познавательно - исследовательская деятельность;
- персонифицированные игрушки;
- дидактические игры;
- продуктивная совместная деятельность ( в.т.ч. оформление портфолио).
Блок 2. «Наши чувства»
Направление работы с детьми: развитие эмоциональной культуры.
Задачи блока:
- учить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движение, интонации;
- учить понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, жестам, эмоциям;
- учить устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых.
Методы и приёмы:
- работа с пиктограммами;
- игры-имитации; этюды на проявление эмоций; игры-инсценировки;
- рассматривание картин с сюжетом и беседа по ним;
- игры, направленные на развитие невербального общения;
- дидактические игры;
- рассматривание скульптур.
Продуктивная деятельность: изготовление кукол-марионеток (с эмоциями); рисование
Блок 3. «В мире друзей»
Направление работы с детьми: развитие взаимоотношений со сверстниками.
Задачи блока:
- развивать умения устанавливать и поддерживать контакты;
- развивать сотрудничество;
- учить разрешать конфликты и находить компромиссные решения;
- развивать чувство общности и способности увидеть другого.
Методы и приёмы:
- игровые, проблемные ситуации;
- сюжетно-ролевые игры; режиссёрские игры;
- игры-упражнения на развитие навыков;
- коммуникативные игры; коллективные игры (подвижные, хороводные, творческие);
- беседы в кругу; рассказы детей из личного опыта;
- чтение художественной литературы; рассматривание картин
Участие в реализации совместных проектов.
Блок 4. «Взрослые и дети»
Направление работы с детьми: формирование представлений о взрослых и детях.
Задачи блока:
- углублять представления о взрослых людях (пол, возраст, профессия);
- знать членов семьи и ближайших родственников;
- формировать представления о детях разного возраста, мальчиках, девочках.
Методы и приёмы:
- ситуации общения; беседы по телефону;
- наблюдение за трудом взрослых; создание фотоальбома о работниках д\с;
- познавательно-речевая деятельность;
- дидактические игры; сюжетно-ролевые игры;
- чтение художественной литературы; рассматривание картин.
Блок 5. «Хорошо - плохо»
Направление работы с детьми: усвоение социальных норм и правил.
Задачи блока:
- формировать обобщенные представления о хороших и плохих поступках;
- учить правилам культурного поведения в среде детей;
- пользоваться правилами и нормами поведения в общественных местах и дома;
- формировать умение соблюдать правила игр.
Методы и приёмы:
- игры с правилами; творческие игры;
- игровые и проблемные ситуации;
- драматизация;
- беседы; рассказы из личного опыта;
- ситуации взаимной поддержки;
- совместно с детьми придумывание правил поведения в группе;
- введение символов (можно - нельзя).
Методика работы по реализации программы.
Программа предполагает проведение непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми с учётом ФГТ. Тематическое планирование непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми разработано с учётом реализации задач по блокам: «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо».
Для реализации программы с детьми в совместной и самостоятельной деятельности организуются следующие формы работы: познавательно - исследовательская деятельность, ситуации общения, беседы в кругу, этюды, упражнения, коммуникативные игры, дидактические игры, речевые игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг, энциклопедий, досуги, игры-эксперименты, работа со схемами, моделями - характеристиками свойств и качеств материалов, сбор информации и оформление индивидуальных портфолио.
В программе представлено поэтапное планирование работы по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром (при ознакомлении с различными материалами: дерево, металл, пластмасса, стекло, резина, ткань). Работа по ознакомлению с предметным миром включена в каждый блок : «Я – концепция», «Наши чувства», «В мире друзей», «Взрослые и дети», «Хорошо – плохо».
На первом этапе (развитие умение использовать сенсорные способы анализа предметов и материалов) проводятся различные игры – эксперименты, дидактические игры, знакомство с алгоритмами, составление моделей – характеристик свойств и качеств материалов.
Структура проведения игры - экспериментирования:
* проблема, познавательная задача;
* гипотезы (выдвижение, отбор способов проверки - выдвигаются детьми);
* проверка гипотез;
* подведение итогов, вывод;
* фиксация результатов.
Второй этап (развитие умения устанавливать связи между назначением, строением и материалом) предполагает проведение специально - организованной деятельности с детьми.
Структура непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей 4-5 лет с предметным миром включает 3 части: вводную, основную, заключительную.
Структура непосредственно-образовательной деятельности:
- Вводная часть.
Мотивация. Рассказ педагога или героя (сообщение новых фактов, сведений, информации).
- Основная часть.
Экспериментирование, исследовательские действия (дети выдвигают предположения, проверяют разными способами; либо отбирают необходимый материал, который подходит под описание, предложенное героем или педагогом).
Организуется работа в парах, группой, индивидуально.
- Заключительная часть.
Дети делают выводы: почему предмет изготовлен именно из данного материала, как правильно использовать его по назначению, выражают своё отношение к предмету. Детям предлагается воссоздать историческую хронологию предмета по иллюстрациям (закрепление материала). Итог занятия- проводится оценка деятельности детей.
На третьем этапе (развитие действий различного характера с целью овладения различными приёмами творчества) проводятся дидактические игры (на закрепление материала и творческое преобразование предметов), организуется художественно-творческая деятельность (совместная и самостоятельная деятельность) – изготовление сюрпризов, подарков, поделок из различных материалов.
Содержание совместной и самостоятельной деятельности
по программе «Мир, в котором мы живём».
Блоки (задачи) | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
(Самопознание) Задачи: формировать умение отделять себя от других, учить выражать свои потребности и желания, научить принимать себя таким, какой есть, формировать стремление узнавать о своём организме, о функционировании отдельных органов. | Познавательно - исследовательская деятельность: «Кто я? (автопортрет)»,«Тайна моего имени», «Я хочу», «Я могу», «Мой внутренний мир»,«Мой любимый сказочный герой», «Я и моё тело», «Мои умные помощники». Продуктивная деятельность: изготовление персонифицированных игрушек, рисование «Живая рука», оформление «Визитной карточки», «Именной карточки», листа «Волшебные руки» для портфолио, приготовление витаминных салатов и несложных блюд. Ситуации общения: «Мой поступок», « За что бы я сегодня себя похвалил?», «Что ты знаешь о себе?», «Зачем тебе глаза?», «Как правильно чистить зубы?», «Как ты дышишь?», «Какие игры ты любишь?», «Почему ты огорчён?», «Жил-был Я», «Самопрезентация» и др. Разработка «Правил здорового питания», «Правил здорового сердца» и др. Игры: «Поём имя», «Соседи», «Потерялся мальчик», «Дотронься до…», «Колокольчик», «Комплименты», «Свободный танец», «Надуваем шарик», «Умею – не умею», «Опасно – не опасно», «Полезное - вредное». Проведение Дня Хобби (коллекции, любимые игрушки, книжки). | Продуктивная деятельность: Рисование: человечков (по трафарету), микробов (по замыслу), клеточек организма (по замыслу), «Я умею и могу», в раскраске «Я такой человек!» и др. Дидактические игры: «Конструктор тела», «Доктор», «Витамины», «Игры с зеркалом», «Вижу, слышу, чувствую», «Лото осторожностей». Работа со схемами. Рассматривание фотографий, семейных фотоальбомов, книжных иллюстраций, энциклопедий. Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Дом», «Магазин» и др. |
чувства» (эмоциональная культура) Задачи: учить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонации; понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, жестам, эмоциям; устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием детей и взрослых. | Познавательно - исследовательская деятельность: «От чего зависит настроение?», «Радость»,«Обида. Злость»,«Гордость»,«Интерес». Коммуникативные игры: «Группа в обручах», «Травинки», «Звери на болоте», «Связующая нить», «Поводырь», «Что случилось», «Зеркало движений». Этюды, игры–ассоциации: «Различное настроение», «Поссорились – помирились», «Лисёнок боится», «Любящие родители», «Солнышко», «Цветы и травка», «Птицы». Упражнения с зеркалами, пиктограммами, схемами; «Пирамида любви». Игры: «Кубик», «Хоровод», «Волны», «Зеркало», «Повстречались», «Мама и детёныши», «Клоун Тяп-Ляп», «Передай настроение», «Общий круг»; игры на развитие невербального общения: «Птенцы», «Волны», «Театр теней», «Ожившие игрушки», «Позлись и улыбнись» и др. Продуктивная деятельность: рисование «Какого цвета мой страх», человечков (весёлых, грустных…), лепка из солёного теста «Лица человечков», плетение фигурок из проволоки, пальчикового театра. Чтение художественной литературы, слушание аудиозаписей. Театрализованная деятельность: пальчиковый, кукольный театры, небольшие сказочные постановки. Организация «Часа веселья», «Конкурса «боюсек», «Конкурса на самый добрый вопрос» и др. | Продуктивная деятельность: рисование «Оживите кружочки», «Удивлённое яблоко», «Облака», «Испуганный поросёнок», «Бабулечки Ягулечки» (доброй и весёлой), иллюстрации к понравившимся стихам, сказкам и др. Работа со схемами. Дидактические игры: «Эмоции», «Настроение», с пиктограммами, «Путешествие в мир эмоций», «Ребята нашего двора», «Зоопарк настроений», «Пойми меня». Рассматривание иллюст-ций, картинок, фотографий, схем. Театрализованная деятельность: пальчиковый, кукольный театры (по замыслу). |
друзей» (взаимодействии со сверстниками). Задачи: развивать умения устанавливать и поддерживать контакты; развивать сотрудничество; учить разрешать конфликты и находить компромиссные решения; развивать чувство общности и способности увидеть другого. | Познавательно - исследовательская деятельность: «Мы так похожи и мы такие разные»,«Язык жестов и движений»,«Давайте жить дружно!», «Девочки и мальчики»,«Сердце группы». Дидактические игры: «Мы – разные», «Не забывай о товарищах». Беседы в кругу: «Кто мы?», «Что такое дружба», «Мои добрые поступки», «Как быть вежливым», «Кто мой друг».Этюды: «Кто виноват?», «Два друга», «Странная девочка», «Делай как я». Упражнения: «Спиной к друг другу», «Что не так», «Моё – общее»; игры: «Две конфеты», «Ленточка щедрости», «Мы похожи – мы отличаемся», «Мы с тобой в паре». Игры – драматизации: «Три товарища». Подвижные игры: «Вспомни имена своих товарищей», «Не намочи ноги», «Замри», «Весёлый танец» (в паре), «Весёлый мяч» Продуктивная деятельность: совместные проекты «Кукольная семейка», «Сердце группы», «Мешок жалоб», «Шкатулка с секретами»; плаката «Давай прогоним скуку!». Оформление листов для портфолио «Мои достижения», «Дом для моих друзей». Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность (создание и разрешение игровых и проблемных ситуаций на примере кукольной семейки). Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой). Организация чайной церемонии «Мы за чаем не скучаем», игротеки «Наше многоборье». | Продуктивная деятельность: рисование «Мой друг», «Волшебный рисунок друг другу»; лепка из солёного теста «Угощение для друзей». Работа со схемами. Рассматривание иллюстраций, групповых фотографий, книг. Совместные игры: с кукольной семейкой, с настольным и кукольным театром. Сюжетно-ролевые игры (по замыслу). Танцевальный час (с разными предметами). |
и дети» (представление о взрослых и детях). Задачи: углублять представление о взрослых людях (пол, возраст, профессия); знать членов семьи и ближайших родственников; формировать представления о детях разного возраста, мальчиках и девочках. | Познавательно - исследовательская деятельность: «Моя семья»,«Родители»,«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,«Правила домашнего этикета»,«Волшебница Соломинка»,«Королева Вилка»,«Дом, в котором я живу»,«Федорино горе»,«Мой город - Северодвинск»,«Всё о колесе». Ситуации общения: «Как быть послушным», «Что делают наши мамы, папы», «Как вести себя во время разговора», «Что делать, когда потерялся», «Секретики вдвоём» и др. Сбор информации и оформление «Генеалогического древа» для портфолио. Игры-эксперименты: «Какие предметы умеют плавать», «Приключения карандаша», «Какие предметы тонут», «Почему не тонут корабли», «Рыбалка», «Колокольчики», «Курочка Ряба», «Мыльные пузыри», «Соломинка - пипетка», «Весёлый трамвай», «Вода принимает форму», «Солнечные зайчики», «Всё увидим, всё узнаем» (лупа), «Звенящие бутылочки», «Воздушный шарик», «Горячая резинка», «На чём полетят человечки». Дидактические игры: «Кто больше назовёт действий», «Узнай по звуку», «Что я видел?», «Кому нужен материал?», «Оглянись вокруг», «Расскажи о предмете», «Путаница», «Отгадай материал» - алгоритмы, «Где твоё место?», «Кого покатаем на машине?», «Объедини предметы», «Назови предмет по описанию», «Помоги Незнайке» - алгоритмы, «Эволюция предметов», «Можно - нельзя», «Измени материал», «Сделай по-другому», «Цепочка слов», «Кому - что нужно для труда». Продуктивная деятельность: плетение из соломы, проволоки; рисование гравюр, по стеклу; кляксография с соломинкой; украшение глиняной посуды; конструирование из бросового материала; изготовление зеркальных игрушек для малышей; театр на соломинках, на вилочках; рисование «Мой дом», «Моя улица» для портфолио, создание совместного проекта «Улицы города» (дома, транспорт, знаки). Чтение художественной литературы. Модели обследования предметов, алгоритмы. Организация дня «Игрушкина больница». Игра – сюрприз «Зигзаг удачи». Игра – ситуация «Разговор по телефону». Упражнение «Собери посылку». | Игры-эксперименты: «Парусные гонки», «Солнечный зайчик». Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Можно – нельзя», «Самый необычный предмет», «Магазин», «Лото», «Что из чего будет», «Наоборот», «Наш город», «Чем был, чем стал», «Хорошо – плохо», «Найди друзей», «Угадай профессию», «Прогулки с увеличительным стеклом». Продуктивная деятельность: оригами, театр на соломинках, вилочках; конструирование из бросового материала техники; рисование семьи, друзей, одежды; по трафаретам; лепка из солёного теста посуды; изготовление макетов - знаки дорожного движения, светофора; изготовление билетов, денежных знаков для игр. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий, фотографий города, карты города и области, атласа мира. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Ателье», «Больница», «Автобус» и др. Работа со схемами. |
плохо» (усвоение норм и правил). Задачи: формировать обобщённые представления о хороших и плохих поступках; учить правилам культурного поведения в среде детей; учить пользоваться правилами и нормами поведения в общественных местах и дома; формировать умение соблюдать правила игр. | Познавательно - исследовательская деятельность: «Общение с животными»,«Нарочно и нечаянно»,«Что такое хорошо и что такое плохо»,«Вредные привычки», «День рождения»,«Одежда для Буратино»,«Путешествие на остров Вежливости». Ситуации общения: «Что вредно, а что полезно», «Посеешь привычку – пожнёшь характер», «Быть вежливым», «Правила поведения в театре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в транспорте», «Моё домашнее животное», «На меня в обиде мама», «За столом», «Беседы по телефону». Игры- эксперименты: «Поглотители воды», «Самая прочная ткань», «Игры с нитками», «Вата». Этюды: «Упрямые козлики», «Капризуля», «Задавака». Дидактические игры: «Найди пару», «Мои друзья», «Дом из ткани», «Ателье «Люкс», «Хорошо – плохо», «Умей извиняться», «Хорошие и плохие поступки», «Интервью», «Азбука красивых слов», «Спасибо». Игры – драматизации: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Узнай себя», «Репка». Подвижные игры (с правилами): «Смелые мышки», «Запрещённое движение», «Нам не тесно», «Белые медведи», «Палочка – выручалочка». Продуктивная деятельность: коллажи, рисование одежды, рисование схем, моделей различных правил поведения. Заполнение листа для портфолио «Мои хорошие поступки». Организация конкурса «Добрые слова». | Продуктивная деятельность: рисование животных, людей по трафаретам, схемам, по замыслу; изготовление из бросового материала фигурок животных: «Мой ласковый и нежный зверь»; подарков (для игрушек, друзей); атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Дидактические игры: «Ателье», «Одень куклу Марину», «Что хорошо и что плохо». Рассматривание книг, иллюстраций, журналов мод, коллекций, фотографий, папок с иллюстрациями «Добрые и плохие поступки». Театрализованные игры (кукольный, настольный, теневой театр) |
Результаты освоения программы и диагностический инструментарий.
Главной задачей диагностики сформированности социально - нравственных представлений у детей 4-5 лет является выявление изменений в поведении и во взаимоотношениях с окружающими людьми (взрослыми и детьми), а также, осознанного отношения к окружающему миру (живая и неживая природа, мир предметов).
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика), проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Цель: Выявление степени выраженности и проявлений ситуационно-личностных особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет для корректировки содержания мероприятий.
Анализ изученной литературы позволил нам составить лист наблюдения за особенностями поведения детей для педагогов, схему наблюдения за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет, анкету для родителей.
За критерии взяты задачи по блокам, а также уровни программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие», на основе которых были разработаны уровни сформированности социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет.
- Лист наблюдения за особенностями поведения детей для педагогов.
Цель: Выявить ситуационно-личностные особенности поведения детей и взаимоотношения с окружающими у детей 4-5 лет в детском саду.
Педагог на основе наблюдений за деятельностью детей отмечает различные степени проявления ситуационно-личностных особенностей их поведения и взаимоотношений с окружающими (общительность со сверстниками и взрослыми, проявление доброжелательности, заботы, навыки культурного поведения, участие в общих делах и играх, проявление самостоятельности, умение оценивать поступки свои и других).
Обработка данных и анализ результатов.
Ответы оцениваются следующими баллами:
0 – нет проявлений, 1 – проявляются иногда, 2 – проявляются часто, 3 – всегда, постоянно.
Количество баллов суммируется:
0 – 12 – проявления неустойчивы, наблюдаются негативные проявления в общении с окружающими (скованность, агрессивность, упрямство, нежелание следовать правилам или требованиям взрослых и т.д.);
13 – 24 – часто стремится к положительным формам поведения, стремится к общению со взрослыми и сверстниками;
25 – 36 – проявляются постоянно желание общаться, в общении с о сверстниками выдвигает много идей, следует правилам поведения и игры.
- Анкета для родителей.
Цель: Выявить особенности поведения и взаимоотношения с окружающими в семье.
Анализ результатов анкет родителей позволяет более полно представить особенности поведения детей дома в общении с близкими и родными, на позицию взрослых в воспитании нравственных качеств и социальных навыков у детей.
Обработка данных и анализ результатов по анкетам для родителей.
Ответы оцениваются следующими баллами:
Нет - 0 баллов; иногда – 1 балл; часто – 2 балла; всегда – 3 балла.
Количество баллов суммируется:
0 – 20 – поведение ребёнка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления;
21 - 40 – ребёнок стремится к общению и сотрудничеству, внимателен к оценке взрослых, стремится к положительным формам поведения, замечает ярко выраженное эмоциональное состояние сверстников и близких, проявляет сочувствие;
41 – 60 – охотно вступает в общение, стремится к самостоятельности, выполняет элементарные правила культуры общения и поведения со взрослыми и сверстниками, делает попытки оценить действия и поступки других с позиции известных правил.
- Схема наблюдений за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5лет.
Цель: Наблюдение за особенностями поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет (по уровням программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие»).
Проводится оценка особенностей поведения и взаимоотношений с окружающими у детей 4-5 лет по следующим разделам: отношение ребенка к самому себе; эмоциональная культура; ребенок и взрослые; ребенок и сверстники; усвоение норм и правил. Схема наблюдения заполняется педагогами группы.
Обработка данных и анализ результатов:
Ответы оцениваются следующими баллами:
0 – нет проявлений, 1 – иногда, 2 – часто, 3 – всегда, постоянно.
Количество баллов суммируется и выявляется уровень сформированности социально-нравственных представлений у детей 4-5 лет. Уровни соответствуют уровням программы «Детство», раздел «Социально-эмоциональное развитие»:
0 – 23 – низкий уровень; 24 – 46 – средний; 47 – 69 – высокий уровень.
По результатам диагностики определяются основные направления работы.
- Социометрические исследования по методике «Секрет» (по Репиной Т.А.)
( проводится совместно с педагогом – психологом).
Цель: Выявить социометрический статус детей в группе сверстников.
Результативность:
- повышается умение чувствовать и сопереживать друг другу и взрослому;
- формируется бережное отношение к предметам рукотворного мира;
- увеличивается проявление социально одобряемых форм поведения во взаимодействии с другими;
- повышается стремление к общению и сотрудничеству; социальная уверенность;
- чаще проявляется отношение к сверстнику как к равному партнёру по игре;
- сокращается количество конфликтов;
- следование правилам и нормам становится более устойчивым и самостоятельным;
- в сюжетно-ролевых играх увеличивается присутствие согласованности игровых действий по ходу игры.
Библиография.
1. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
2. Давайте познакомимся! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 4-6 лет: Пособие-конспект для практических работников ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96с.
3. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.Ан. Ноткина и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 224 с.
4. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144 с.
5. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
6. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы? Сценарии игр для детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ «Сфера», 2004 – 120с.
7. . Дыбина О.В. Что было до…Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 160с.
8. . Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128с.
9. Заозёрская Н.И., Мулько И. Ф. Учусь жить среди людей / Программа и методическое пособие по нравственно-этическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Архангельск, 2001.- 160 с.
10. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. -112 с.
11. Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребёнка к социальному миру. – М., 1996. – 20с.
12. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988. – 102с.
13. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80с.
14. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: Игровая и продуктивная деятельность. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112 с.
15. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 86 с.
16. Метенова Н.М. Педсовет «Нравственное воспитание». – Ярославль, 1999. – 60 с.
17. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М.: «Аркти», 2000
18. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112 с.
19. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н,Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 224 с.
20. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
22. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 384 с.
23. Якобсон С.Г. Моральное воспитание: материалы для работы с детьми 4-7 лет. – Смоленск, 1996 .- 28 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по патриотическому воспитанию "Россия - страна в которой мы живём"
Памятка поможет быстрее запомнить последовательность цветов Российского Флага, даёт полезную и интересную информацию о них. Применяются литературный и стихотворный тексты....
"Россия - страна, в которой мы живём!"
Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну....
Формирование навыков заботливого отношения к месту, в котором мы живём.
материал по экологическому воспитанию...
Познавательное развитие в группе детей среднего дошкольного возраста«Дом, в котором мы живём»
Конспект занятия ....
"Село, в котором мы живём"
Конспект НОД по познавательному-речевому развитию детей второй младшей группы.Образовательная область: познание.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественное творчест...
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА, ЗЕМЛЯ, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ
развивать познавательную активность, воспитывать экологическое сознание через ценностную ориентацию в поведении и деятельности детей....
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живём»
Игра нацелена на расширение и закрепление знаний детей о родном городе, воспитание любви к малой Родине....
Комментарии
Материал понравился,
Материал понравился, проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052
Спасибо и удачи Вам!
Здравствуйте коллега! Отдаю
Здравствуйте коллега! Отдаю свой голос за вашу работу. Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу по ссылке http://nsportal.ru/node/472896
Отличная работа!Голосую с
Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020