Консультация для родителей "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"
консультация

Консультация для родителей "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_eksperimentalnoy_d.-ti_v_poznavat.razvitii_doshk.-v.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

Цель: повышать компетентность родителей по вопросам формирования у детей познавательного развития в ходе экспериментальной деятельности.

Подготовила: воспитатель

высшей категории

Зидаина Ирина Николаевна

      Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершенствуют свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят также опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

      Элементарное экспериментирование доступно уже детям с раннего, младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, познавая их свойства, плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пробуют делать пену и рисовать ею, превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри.

      С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж?

      Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Дети определяют свойства магнита, знают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его. Они с интересом открывают законы движения. Живая природа – это тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные (дрожжи) и т.д.

     Приобретённый в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы.

     Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

     Наблюдение является составной частью любого эксперимента, т.к. с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.

    Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

      Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, т.к. ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.

     Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т.д.

   Экспериментирование связанно с другими видами деятельности – чтение художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

    Главное достоинство методов экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций.

     Нельзя не отменить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. 

    Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов. Дети пока мыслят образами, поэтому за частую не могут выразить словами то, что в общем, понимают неплохо.

    Возможности экспериментальной деятельности многообразны:

  • формируется положительное отношение к окружающей действительности (живой - неживой природе);
  • экспериментальная деятельность вводит ребёнка в мир интересного, доставляя наслаждение самому открывать мир;
  • развиваются психические процессы, которые необходимы при обучении в школе: память, мышление, наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, умозаключения;
  • развивается речь дошкольника.

    Само участие ребенка в проведении экспериментов – тайна, которую ещё нужно отгадать с помощью опытов!

Предлагаем Вам, уважаемые родители, поэкспериментировать вместе с детьми дома: вырастить зелёный лук. Его можно посадить в землю, поставить в воду. Совместно с детьми понаблюдайте и зарисуйте, как он быстро растёт. Расскажите детям о полезных и целебных свойствах  лука. Помогите детям сделать выводы о том, что растениям для роста и развития необходимы почва, влага, тепло, свет.

    В совместной деятельности дети поймут: насколько земля необходима для роста растений (один контейнер с луком и землёй поливайте регулярно, а второй не поливайте совсем), какую роль играет солнце в жизни растений (один контейнер с луком и землёй поставьте на солнышко, а другой – в тёмную комнату), насколько растения нуждаются в уходе за ними человека (один контейнер с луком и землёй поливайте, рыхлите землю, поставьте в солнечное место, а другой не поливайте, не рыхлите, поставьте в тёмное место).  

    Ваши дети не только научатся ухаживать за растениями, познакомятся с условиями их содержания, научатся замечать красоту растительного мира, но и получат незабываемые впечатления от общения с Вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

Экспериментирование  детей в детском саду. План ирование экспериментально-опытной  деятельности дошкольников....

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на позна­ние окружающего мира и экс­периментирование с объектами и яв­лениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окру...

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития дошкольников»

Презентация: «Опытно-экспериментальная деятельность - средство познавательного развития  дошкольников»...

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»...