Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности
презентация к уроку (младшая группа) по теме

Салахова Алсу Альмасовна

Презентация на тему: "Развитие творческих способностей детей  ДОУ  в продуктивных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Управление образования»

Альметьевского муниципального района Республики Татарстан.

Семинар-практикум

«Развитие творческих способностей детей ДОУ в продуктивных видах деятельности»

Составила:

                                                                                           творческая группа воспитателей

   МБДОУ «Центр развития ребенка –

   детский сад №4 «Дружба»

    Салахова Алсу Альмасовна.

Альметьевск, 2016

Способности к творческой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков уровень их развития у всех разный. Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков.

Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания. Во взрослом возрасте развитие способностей происходит во многом благодаря самовоспитанию и самообучению.
В психологии различают понятия общие и специальдзхные способности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных.
Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психики, которые делятся на ведущие, опорные и составляющие фон.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла.
В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий; особая умелость руки, которая помогает скорее и лучше овладеть навыком.
Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой.
Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения.
Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врожденные задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов.

   Исходной предпосылкой для развития способностей ребенка служат его врожденные задатки. Однако сам процесс развития способностей происходит посредством овладения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. То есть развитие способностей реализуется через освоение опыта предыдущих поколений. Однако не всякий опыт одинаково полезен. И одна из важнейших функций обучения - передать подрастающему поколению наиболее существенный, важный опыт. В том числе важный для развития способностей. 
   Способности, с одной стороны, нельзя отождествлять с задатками. Задатки - лишь один из факторов, определяющий способности. С другой стороны, способности нельзя отождествлять с 
ЗУНами. Знания, умения и навыки - это во многом уже результат способностей. Способности можно рассматривать как длительную и устойчивую функциональную готовность человека к качественному и эффективному выполнению некоторого вида действий. 
   Поскольку способности это готовность к определенным действиям, поэтому самым разумным в развитии способностей является предоставление ребенку постоянного доступа к данной деятельности, побуждение его к этой деятельности. Деятельность при этом должна быть наиболее близкой, релевантной тем способностям, которые развиваются. 
   Пример. Предположим, родители решили развивать у ребенка музыкальные способности. Они могут вместе с ребенком часами заниматься прослушиванием музыкальных композиций, обсуждать достоинства и недостатки музыкального исполнения, рассказывать истории из жизни композиторов (как это делается в школе на уроках музыки). Это будет в небольшой степени способствовать развитию музыкальных способностей. Однако, чтобы в ребенке проснулся талант исполнителя, для этого надо научить его играть на музыкальном инструменте. И сделать это как можно раньше. Если вдруг в каком-то ребенке станет заметен талант композитора, надо тоже как можно раньше помочь ему в сочинительстве, в реализации замысла. А не ждать, когда ребенок вырастет и сможет поступить в консерваторию на композиторский факультет. 
   Первая важная закономерность в развитии способностей заключается в том, что всякая способность стремится обобщиться, расшириться, распространиться на "соседние" виды деятельности. Так, например, ученик, проявляющий очень хорошие способности в математике, довольно внезапно может начать проявлять способности к физике (равно как и наоборот). Способный художник часто становится успешным дизайнером, но способным инженером - значительно реже. Поэтому совсем не стоит "лепить" из ребенка очень узкого специалисСистема работы по развитию творческих способностей дошкольников

Вторая закономерность в развитии способностей ребенка заключается в том, что этот процесс происходит не плавно, а скорее рывками. Способности - это функциональная готовность не только психики, но и всего организма в целом. Для того, чтобы хоть немного подняться в качестве и эффективности исполнения, может потребоваться значительная перестройка. Когда эта перестройка происходит - происходит рывок, переход на следующий уровень. Иногда внутренняя перестройка сопровождается временным ухудшением способностей, провалам. Поэтому в развитии способностей важно и проявлять терпеливость, и стремиться действовать на пределе, потому что только так можно пробить очередной потолок в развитии. 
   Существует представление о том, что "талантливый человек талантлив во всем". Это верно в том смысле, что обычно одни способности помогают развиваться другим способностям. Как уже отмечалось, способности стремятся распространиться на соседей. Также одни способности являются фундаментом для других (как бы задатками). Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень. Переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений. 

1. Особенности художественного творчества дошкольников


Творчество дошкольника имеет свои особенности.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских). И даже в музыкальном творчестве ребенка наблюдается одновременность сочинительства и исполнения (К.В.Тарасова). И это третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. И учет этих особенностей необходим в организации развивающего обучения детей.

Существенно значимым является и понимание того, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).

В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Э.В.Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В качестве особого механизма воображения он видел перекомбинирование образов, прежде всего такое, когда признаки одного предмета переносятся на другой, что позволяет раскрыть существенные характеристики и взаимосвязи действительности.

В.В.Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности.

Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е.Кравцова), умение видеть «глазами другого человека» (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н. Н. Палагина)

2.В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией.

Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации:

- развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;

  • развитие художественно – графических умений и навыков;
  • развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
  • развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
  • становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
  • получение сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
  • воспитание зрительской культуры;
  • возможное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно – методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.

Из всего этого вытекает гипотеза: развитию художественного творчества дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

3.Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.


Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.


Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. 
«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий. 

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: 
- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; 
- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); 
- возможность создания объемных поделок; 
- умение планировать работу и доводить ее до конца; 
- богатое воображение.


В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. 
Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.


Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для меня ведущим в разработке программы кружковой работы по лепке.

Ее цель - развитие художественно-творческих способностей детей.

 

В качестве основных были намечены следующие задачи: 
1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка. 
2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник. 
3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия. 
4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа. 
5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности

Одной из задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей....

Всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности...

План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей через продуктивные виды деятельности с использованием нетрадиционных приемов и материалов»

Актуальность выбранной темыОбучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не боять...