ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Апробация содержания и технологий развивающего воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве».
проект (подготовительная группа) на тему
Теоретическое и практическое обоснование: данный проект на мой взгляд является актуальным потому, что становление гармонически развитой личности начинается задолго до периода поступления ребенка в систему школьного образования. Сензитивный период развития личности – время дошкольного детства. Современное образование ориентировано на развитие инициативной, самостоятельной, творческой, толерантной личности в условиях социальных, экономических, информационных, политических, культурных процессов, происходящих в мире.
Практическая новизна: новизной в данной работе является то, что мной разработан фрагмент для оптимального и результативного развивающего воспитания ребёнка в предшкольном образовательном пространстве; а также то, что апробация данной технологии проводилась в детском саду, расположенном в сельской местности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Апробация содержания и технологий развивающего воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве».
Автор проекта – Уколова Нелли Валерьевна, воспитатель старшей разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 с.Заветное Ростовской области
Ребенок не может жить без смеха...
Если вы не научили его смеяться,
радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.
В.А.Сухомлинский
Проблема доступности и эффективности обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях в последнее время стоит очень остро.
На территории Российской Федерации функционирует 47,8 тысяч дошкольных образовательных учреждений: из них 27 тысяч (56,5%) расположены в городах и поселках городского типа и 20,8 тысяч (43,5%) в сельской местности. Охват детей дошкольными общеобразовательными учреждениями составляет 57,6% от численности детей соответствующего возраста. Численность детей в расчете на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях в последнее время увеличивается, что является следствием демографической ситуации в стране. Наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях в городах (особенно крупных). При этом на протяжении последних лет вводится крайне мало мест в ДОУ (2000г.- 6,8 тыс., 2003г.-7,7 тыс.), было введено 224,8 тыс. мест.
В стране уже существуют ограничения равного доступа к качественному дошкольному образованию, а причины таковы:
1.Различный уровень доходов родителей детей обуславливает разную возможность получения базовых и дополнительных образовательных и оздоровительных услуг на высоком профессиональном уровне.
2.Различный уровень материального оснащения и обеспеченности кадрами дошкольных образовательных учреждений в городах, малых городах и сельской местности.
3.Различный уровень подготовленности педагогического персонала в разных дошкольных образовательных учреждениях в городах, малых городах и сельской местности.
Охват детей старшего дошкольного возраста программами развивающего обучения (нового поколения) значительно ниже в сельской местности, чем в городской. Очевидна и разница в плане обеспеченности дошкольных образовательных учреждений медико - оздоровительным оборудованием. Так, в сельских дошкольных учреждениях практически нет бассейнов, саун, физиотерапевтического оборудования, а в малых городах они встречаются крайне редко.
Предшкольное образование (как и образование вообще) - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
Современное образование ориентировано на развитие инициативной, самостоятельной, творческой, толерантной личности в условиях социальных, экономических, информационных, политических, культурных процессов, происходящих в мире.
О необходимости ориентироваться на заказ общества и думать, в первую очередь о ребенке писал в свое время замечательный педагог и психолог П.Ф. Каптерев: «Общество… заинтересовано, прежде всего, не государственными видами на образование, не строем школ и их законами, а своими детьми, их развитием, их здоровьем, их бодрым и веселым настроением… Благо детей на первом плане, поэтому общество есть защитник общего гуманного образования детей… Поэтому настоящая научная педагогика – требование общества. Государство педагогией собственно не занимается, оно создает школы и наблюдает за ними, но педагогически не организует их и не управляет ими. Все это делает общество… Оно намечает пути в воспитании и образовании. Государство пользуется уже готовыми результатами …»
П.Ф. Каптерев. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а компетентность образования. Старший дошкольный возраст – это критический период в функциональном созревании мозга ребенка. Не сформированность психофизиологических функций является причиной будущих школьных трудностей.
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются дошкольниками в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка.
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, а также естественный, бесстрессовый переход на ступень общего образования.
Преимуществами дошкольного образования являются:
- целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер;
- в условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника;
- наличие в учреждениях дошкольного образования предметно-развивающей образовательной среды, которая более эмоционально-комфортная для детей старшего дошкольного возраста;
- вариативность образовательного пространства, обеспечивающая детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями;
- профессиональные знания педагогов дошкольных учреждений в области возрастной психологии и педагогики, владение соответствующими методиками и педагогическими технологиями .
Дошкольное образование (в том числе образование детей 5-7 лет) в России, а также и его научное обеспечение нет необходимости начинать с «чистого листа». Важно сохранить начавшуюся в 90-х гг. XX в. ориентацию на вариативность дошкольного образования – и по содержанию, и по форме его организации.
В своем проекте я опираюсь на ряд авторов работающих в русле данной темы:
- принципы гуманистической педагогики и психологии: Л.С.Выготский, М.Франкл, Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, С.В.Кульневич, В.В.Сериков…;
- подходы к содержанию и организации среды развития: В.А.Петровский, Г.А.Цукерман, В.И.Слободчиков, Б.П.Юсупов, Р.М.Чумичева, Н.Г.Пешкова…;
- образ картины мира ребенка: А.А.Леонтьев, Р.М.Чумичева, И.Э.Куликовская…;
- формирование личностной культуры ребенка: В.В.Давыдов, В.А.Петровский, Р.М.Чумичева, И.Э.Куликовская…;
- развитие ребенка: Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев…;
- показатели готовности ребенка к школе: В. С. Мухина, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Н.И. Вьюнова, К.М.Гайдар, Л.В. Темнова, В.Т. Кудрявцева, В.И. Слободчиков,…;
- развивающее воспитание: Л.С. Выготский, А.А.Леонтьев, И.Э.Куликовская, Л.Т.Ильина…
Анализ теории и практики состояния изучаемой проблемы позволяет выделить ряд противоречий между:
-потребностью общества в воспитанных, свободных гражданах и недостаточной разработанностью проблемы воспитания как социокультурной технологии подготовки детей к школе;
-необходимостью и возможностью развивающего воспитания ребёнка-дошкольника и недостаточной разработанностью методических подходов к решению данной проблемы;
-востребованностью потенциала развивающего воспитания в реальной педагогической практике и не разработанностью содержания и технологий его использования в предшкольном образовательном пространстве.
Эти противоречия определяют научное направление и проблему нашего исследования, заключающуюся в ответе на вопрос – каковы возможности развивающего воспитания в предшкольном образовательном пространстве.
Цель проекта – определить педагогические условия развивающего воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве.
Объект исследования – процесс воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве.
Предмет исследования – содержание и технологии развивающего воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве.
Задачи исследования:
- Выявить современные подходы к воспитанию детей в предшкольном образовательном пространстве.
- Определить особенности воспитания и уровень воспитанности детей в системе предшкольного образования в дошкольных учреждениях Ростовской области.
- Разработать содержание и технологии развивающего воспитания детей в предшкольном образовательном пространстве.
- Выявить динамику воспитанности детей.
Гипотеза исследования: воспитание ребенка в предшкольном образовательном пространстве будет эффективным, если:
- предшкольное образовательное пространство строится на совокупности трёх компонентов: метатекст культуры, горизонт районирования и личностное место ребёнка;
- процесс развивающего воспитания ребёнка основывается на пространственном, культурологическом подходах;
- реализуются содержание и технологии развивающего воспитания ребёнка.
Теоретическое и практическое обоснование: данный проект на мой взгляд является актуальным потому, что становление гармонически развитой личности начинается задолго до периода поступления ребенка в систему школьного образования. Сензитивный период развития личности – время дошкольного детства. Современное образование ориентировано на развитие инициативной, самостоятельной, творческой, толерантной личности в условиях социальных, экономических, информационных, политических, культурных процессов, происходящих в мире.
Практическая новизна: новизной в данной работе является то, что мной разработан фрагмент для оптимального и результативного развивающего воспитания ребёнка в предшкольном образовательном пространстве; а также то, что апробация данной технологии проводилась в детском саду, расположенном в сельской местности.
Целью формирующего эксперимента было разработать содержание и технологии развивающего воспитания детей в предшкольном образовательном пространстве.
По окончанию проведения констатирующего эксперимента мной был разработан ряд мероприятий для проведения формирующего эксперимента.
В моем проекте, разрабатывая содержание и технологии развивающего воспитания детей с учётом ранее описанных особенностей, я опиралась на положения педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой.
Современному детскому саду необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие ребенка. Важность знаний заключается не в их накоплении, а возможности с их помощью решать жизненные задачи. Подготовка детей к школе не самоцель, а один из результатов всего хода нормального развития ребенка в дошкольном возрасте, который позволяет ему не только овладеть элементами грамоты и математики, но и по-новому видеть и понимать взрослого, сотрудничать с ровесниками.
Преемственность предшкольного и школьного образования должна обеспечиваться применением на начальных этапах школьного обучения специфически дошкольных методов и форм организации жизни детей, что сделает переход к новой ведущей деятельности более эффективным и безболезненным.
Если учитывать проблемы сельского образования, то учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста способны в определенной мере решать задачи не только предшкольного образования, но, прежде всего, осуществлять преемственный подход в их развитии и воспитании. Образовательное учреждение нового типа должно представлять собой открытую адаптивную модель, реализующую идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающую гуманный подход к развивающейся личности ребенка. Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, а также естественный, бесстрессовый переход на ступень общего образования. Серьезной проблемой является игнорирование закономерностей психического развития ребенка – сензитивности разных возрастных периодов, роли ведущей игровой деятельности. В дошкольных образовательных учреждениях применяются «школьные» технологии, фронтальные занятия, систематический контроль за усвоением знаний и умений, вербальные методы обучения, что приводит к «овзрослению» дошкольного образования и искусственной акселерации развития ребенка.
Мной в проекте подчёркивается идея организации развивающего воспитания в предшкольном образовательном пространстве не через занятия, а посредством экскурсий, сказок, загадок, развивающих игр. Я считаю, что с помощью использования данной технологии можно достичь оптимизации развивающего воспитания детей.
Содержание развивающего воспитания детей в предшкольном образовательном пространстве в моем проекте включает следующие разделы: 1. « Самостоятельность»
Определение: «самому стоять»;
Способы проявления: в игровой, трудовой, физической, умственной деятельностях, в общении, в повседневной жизни;
Приобретённый опыт: понимание категории «самостоятельность», умение в любой жизненной ситуации поступать самостоятельно.
- « Ответственность»
Определение: умение отвечать за свои поступки;
Способы проявления: в игровой, умственной, трудовой деятельностях, в общении, в повседневной жизни;
Приобретённый опыт: понимание категории «ответственность», способность отвечать за свои поступки.
- « Внимательность»
Определение: гармония всех органов чувств, которые отвечают за правильное выполнение действий;
Способы проявления: во всех видах деятельности, в общении, в повседневной жизни;
Приобретённый опыт: понимание категории «внимательность», осознание необходимости быть внимательным.
Методами развивающего воспитания в моем проекте стали:
- Чтение рассказов:
« Доброе сердце дороже красоты» (П. Лебеденко); « Бисеринка», « Про сына купца и дочь сапожника», « Про царскую дочь и козлёнка», « Танюша и мачеха» (Сборник «Сказки, записанные на Дону», составитель Т.И. Тумилевич).
- Загадки:
« Весёлый телевизор», « Мы играем в детский сад!».
- Развивающие игры:
« Солнце», « Платочек», « Игра в вопросы», «Сможешь ли ты найти это?», «Чего не хватает», « Правда или ложь?».
- Экскурсии:
В школу; в библиотеку.
Формирующий эксперимент проводился в период с октября 2015г. до марта 2016г.
Полное текстовое содержание рассказов, загадок, игр находится в приложении.
Конечно, это только фрагмент технологии развивающего воспитания детей, но я предполагаю, что даже использование данного фрагмента систематически, даст свои положительные результаты.
Моя позиция такова: развивающее воспитание не должно быть стихийным, оно должно быть во всех видах деятельности детей. Только при этом условии ребёнок будет развиваться полноценно.
Анализируя формирующий эксперимент, я отметила следующее:
1. дети охотно слушали рассказы; принимали позиции героев; вступали в диалог друг с другом, по поводу сюжета того или иного рассказа; очень осознанно аргументировали свои точки зрения; после прочтения практически все дети начинали цитировать короткие понравившиеся фрагменты рассказа;
2. загадки воспринимались детьми с интересом; в последствие дети стали ими пользоваться в повседневной жизни, играя;
3. дети довольно быстро понимали и усваивали правила развивающих игр; все были заинтересованы играми; часто на прогулке дети делились на подгруппы и самостоятельно играли в ту, или иную игру;
4. экскурсии в школу и в библиотеку также были не безынтересны детям.
Заключение
Проведенное исследование было посвящено проблеме развивающего воспитания детей в предшкольном образовательном пространстве, обуславливающей развитие личности детей старшего дошкольного возраста. В ходе проведения проекта подтвердились высказанные мною гипотетические положения о том, что воспитание ребенка в предшкольном образовательном пространстве будет эффективным, если:
- предшкольное образовательное пространство строится на совокупности трёх компонентов: метатекст культуры, горизонт районирования и личностное место ребёнка;
- процесс развивающего воспитания ребёнка основывается на пространственном, культурологическом подходах;
- реализуются содержание и технологии развивающего воспитания ребёнка.
Охват детей старшего дошкольного возраста программами развивающего обучения (нового поколения) значительно ниже в сельской местности, чем в городской. Очевидна и разница в плане обеспеченности дошкольных образовательных учреждений медико - оздоровительным оборудованием. Так, в сельских дошкольных учреждениях практически нет бассейнов, саун, физиотерапевтического оборудования, а в малых городах они встречаются крайне редко.
Предшкольное образование (как и образование вообще) - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
Современное образование ориентировано на развитие инициативной, самостоятельной, творческой, толерантной личности в условиях социальных, экономических, информационных, политических, культурных процессов, происходящих в мире.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а компетентность образования.
Старший дошкольный возраст – это критический период в функциональном созревании мозга ребенка. Не сформированность психофизиологических функций является причиной будущих школьных трудностей.
Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме усваиваются дошкольниками в ходе образования. Это прежде всего то в образовании, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка.
Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, а также естественный, бесстрессовый переход на ступень общего образования.
Таким образом, если учитывать проблемы сельского образования, то учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста способны в определенной мере решать задачи не только предшкольного образования, но, прежде всего, осуществлять преемственный подход в их развитии и воспитании.
Образовательное учреждение нового типа должно представлять собой открытую адаптивную модель, реализующую идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающую гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
В частности, недопустимо предшкольное образование рассматривать лишь с позиции подготовки к начальной школе. Период старшего дошкольного возраста служит основой для формирования базиса личностной культуры ребенка (В.В.Давыдов, В.А.Петровский). Именно он составляет основание для дальнейшего успешного освоения ребенком программы школьного образования.
Я считаю, что содержание проекта раскрыло все заявленные мной аспекты. Мной удалось показать значимость и качественную эффективность проводимого исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассказы:
«ДОБРОЕ СЕРДЦЕ ДОРОЖЕ КРАСОТЫ».
Жил как-то на берегу Тихого Дона добрый казак, и была у него любимая дочка Груня. Некрасива лицом была девушка, да и горбата.
Еще маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у нее горб на спине.
Зато сердце у Груни было — сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого! Увидит, как старушка воду с трудом несет, подбежит, подхватит ведра, поможет. Несет старичок вязку дров — шагу лишнего не даст ему ступить Груня: возьмет дрова и сама донесет куда надо. Каждого путника накормит, напоит, спать уложит да еще в дорожную сумку сала, лепешек положит: пригодится, мол, в дороге. За всю свою жизнь никого не обидела Груня.
Любили люди девушку за ее сердце доброе. Мать Груни давно померла, и решил отец новую жену в дом взять.
А уж что казак решит, то сделает.
Привел он в дом жену новую, а у нее тоже дочка была, одних лет с Груней. Улитой ее звали.
Уж до чего красива была Улита! Длинные косы, как вороново крыло, брови, словно стрелы, лицо белое, румяное, сама стройная, как березка. Ищи такую красоту по всему свету — не найдешь.
Да было одно лихо у девушки: сердце у нее злое было, лютое. Увидит, бывало, что старушка седая идет, на палку опирается, еле ноги передвигает, подойдет к ней Улита и ну смеяться, насмехаться:
—- И чего ты, бабушка, живешь до сих пор, — спрашивает злая девушка. — Чего ты до сих пор свет коптишь? Кому ты нужна, старая?
Посмотрит на нее старушка, остановится, слезу от обиды ладонью смахнет, покачает головой и пойдет дальше.
А Улита уже к древнему старичку бежит, толкнет его, будто невзначай, посмеется над ним.
А то пойдет на реку, поймает маленькую рыбку, бросит ее на горячий песок и смотрит, как бьется рыбка, задыхается, от боли корчится.
Сразу же невзлюбила Груню злая Улита. Уж, как только она не издевалась над бедной Груней! То за косу ее дернет, то ущипнет больно, то привяжет полотенцем к своей спине подушку и начнет показывать, как горбатые ходят.
Забьется в темный уголок Груня, плачет тихонько, никому не жалуется.
А мачеха увидит Груню в слезах — и ну попрекать:
— Ах ты, лентяйка такая-сякая, только и знаешь, что плакать да
рыдать. И чего ты не помрешь, убогая? Еще сильнее плачет Груня, а все
молчит.
...В ту пору казаки войну с врагами вели, и случилось так, что ехал на войну казак молодой мимо дома их. Остановил он коня и крикнул:
— Люди добрые, нельзя ли у вас коня напоить да самому с дороги
отдохнуть?
Проходила в это время по двору красавица Улита, взглянула на казака — сапоги у него в пыли, лицо бородой обросло, красоты мало в нем, и сказала:
— Негде у нас коней привязывать, проходи, служивый, дальше.
А Груня выскочила из куреня, коня напоила, казаку помыться дала, чистое полотенце принесла, отвела казака в горницу, накормила, на чистую кровать спать уложила, а сама села в головах, сидит — мух отгоняет.
Залюбовалась Груня красотой казака: чуб казачий на белый лоб падает, от длинных ресниц тень на белые щеки ложится, грудь богатырская, как волна, вздымается.
Положила Груня тихонько руку свою на белый лоб молодца, а казак во сне взял Грунину руку и поцеловал крепко. Испугалась Груня, отдернула руку, а на том месте, где поцеловал казак, горит рука, как огнем обожженная.
Поспал-поспал казак, встал поутру, попрощался с Груней, сел на своего быстроногого скакуна и умчался.
Опять живет Груня в тоске да в обиде, живет — ни на кого не жалуется, вспоминает часто казака-молодца, вспоминает да горько вздыхает:
— Где мне, уродине несчастной, о добром молодце думать? Собаки и
те боятся смотреть на меня...
Вот год проходит, два проходят, прогнали казаки-воины врагов с Тихого Дона, идет обратно войско казачье с песнями, с шутками-прибаутками, идет — люди радуются, зазывают казаков доброй браги откушать, белого калача отведать.
А к Груниному отцу заехал самый главный командир из войска их. Молод он был, красив и очень храбр — о геройстве его уже на Дону песни пели. Пошел он на войну простым казаком, а стал командиром главным.
Мачеха Грунина свою дочку Улиту наряжает, косы ей заплетает, на руки билезики — красивые браслеты — надевает. Еще краше становится Улита. Взглянешь на нее — глаз не отведешь.
А Груня полы моет, на стол кушанья подает, брагу ставит.
Вот сели все за стол, взял командир казачий кубок, крепкой бражкой наполненный, поднял его и повел такую речь:
— Шел я, когда на войну с ворогами, притомился с дороги, да и зашел в
курень казацкий отдохнуть. Лег я спать, и приснился мне сон такой:
пришла в горницу девица, села возле меня и сидит, смотрит на меня, сон
мой сторожит.
Добрая эта девица была, а какая она лицом — не ведаю. Крепко спал я тогда и запамятовал. Встал я поутру, оседлал коня и уехал. Еду и диву дивуюсь: "Никогда во мне силы молодецкой такой не было! Встретил бы горы тогда — горы свернул. Откуда, думаю, сила эта богатырская во мне?" Повстречалась мне тогда старушка древняя, остановила меня и молвила:
"Едешь ты, казак. Тихий Дон от ворогов защищать, и быть тебе большим воином. Никто тебя не одолеет, никто не осилит. А сила в тебе — от сердца девицы перешла, от доброты ее. Запамятовал ты, добрый молодец, как поцеловал ты руку девицы той. А быть тебе добрым мужем девицы той. И найдешь ты ее так: на правой руке у нее будет, отметинка, и не исчезнет она у нее до тех пор, пока ты не найдешь свою суженую. Лучшей невесты не ищи, ласковое сердце — дороже красоты".
— Сказала так старушка, поклонилась и пошла. С тех пор и ищу я свою
суженую, нет мне в сердце покоя. Найду ее — в ноги поклонюсь ей за то,
что силу она мне такую дала, и будет она мне женою верною.
Пока говорил так казак, встала Груня, вышла на крыльцо, села, сидит, думу думает. Узнала она того казака, который ей руку целовал, а признаться не может ему: куда ей такой добру молодцу сказываться!
Сидит она, пригорюнившись, сидит, вдруг слышит — Улита зовет ее. Подошла к ней Груня, а Улита спрашивает:
— А чего это у тебя, сестрица, правая рука всегда перевязана?
Смутилась Груня, покраснела и отвечает:
— Рубила я дрова да топором и ударила. Никак вот не заживает рука...
А Улита уже догадалась обо всем, злые глаза так и бегают, сердце
щемит от зависти.
— А чего ты встала из-за стола, сестрица? — спрашивает она Груню.
Пить мне захотелось. Улита.
А иди сюда, я тебе дам водицы, сестрица, — говорит Улита.
Подошла Груня к ней, взяла чашку с водой, выпила и упала замертво:
подсыпала ей Улита яду крепкого, смертного.
Схватила ее Улита, оттащила в чулан, бросила, а сама сделала себе на правой руке такую же отметинку, какая у Груни была, обмотала тряпкой и пошла опять в горницу.
Увидал ее обмотанную руку молодой казак, спрашивает:
— А что это у тебя, девица? Аль поранила где, аль ушиблась?
Подошла Улита к нему и говорит:
— Я та самая девица, которой ты руку поцеловал. Вот и отметинка на
руке, не заживает с тех пор. Забыл ты, добрый молодец, как сидела я около тебя, сон твой сторожила...
Обрадовался казак, велел все войско свое собрать, свадьбу готовить. Собрались на свадьбу воины, все люди служивые, пришли старики, старухи и дети малые. Начался тут пир горой.
День гуляют казаки, два гуляют, а на третий день входит в горницу старушка древняя, волосы, как нитки серебряные — седая вся. Вошла, посохом о пол стукнула и так молвила:
— Шла я, старая, через леса и горы, через луга и пашни и пришла
вовремя: не кончилась еще свадьба, не свершилось еще дело злое.
Взяла она командира казачьего за руку, привела в чулан, а там лежит Груня, лицо у нее посинело, страшное стало.
Брызнула старушка на Груню живой водой, открыла глаза девушка, а в глазах столько доброты, будто от самого сердца идет.
Узнал тут казак девушку, обнял ее и сказал:
— Доброе сердце дороже красоты. Будешь ты женой моей верной,
девица, буду я любить и жалеть тебя до самой смерти.
Пришли они в горницу, поклонились старому казаку, отцу Груниному, сели за стол, крепкой бражки выпили.
А старушка подошла к Улите и сказала:
— Нельзя с таким сердцем с людьми жить, злая девица. Будешь ты отныне ползать по дну Тихого Дона, и не знать тебе ни добра, ни ласки человеческой. А за то, что смеялась ты над горем людским, — будешь ты всегда горб на себе носить.
Сказала так старушка, ударила ее посохом своим — и превратилась злая Улита в маленькую улитку-горбатку.
А потом обернулась старушка к Груне, дотронулась до нее своей рукой и сказала:
— А ты, девица, доброе сердце, будь такой же красивой, как и доброй.
И стала Груня такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером
описать. Обнялись они с молодым казаком, поклонились старушке, чарку бражки крепкой ей поднес" ли, спасибо сказали.
И стали они с той поры жить-поживать, детей растить, да старых людей уважать.
А улитка-горбатка так и ползает с тех пор по дну Тихого Дона да в озерах синих, в реках прозрачных.
Ползает и не знает ни добра, ни ласки человеческой.
«БИСЕРИНКА».
Жили старик со старухой. Жили-поживали, нашли себе сына, назвали его Ваней. Время идет, стал Ваня на возрасте. Отец начал приучать его к рыбальству. Ходят на лодочке в море рыбу ловить. Раз поднялся большой шторм, лодочку их и разбило. Как самих вынесло на берег, одному богу известно. Только с той поры заболел отец Вани, а вскоре — помер. Ваня остался с матерью, трудно им стало жить, бедно. Вот раз мать дает Ване три копейки и гутарит*:
— Пойди, моя чадушка, на базар, купи хлеба. Идет он и видит-
хлопцы тянут котенка на веревке. Он опрашивает:
Чего делать хотите с котиком?
Вешать будем. Мышей он не ловит, а шкоду делает большую.
— Вот вам копеечка, купите гостинцы, а мне котика дайте.
Хлопцы согласились. Взял Ваня котика и идет себе дальше. Смотрит: ребята хотят убить собаку. Он и им дал копеечку, а собаку взял. Идет Ваня, за ним котик с собакой. Видит: хлопцы в кошелке змею несут. Он спрашивает:
Чего делать хотите?
Будем убивать змею.
Продайте мне.
Дал Ваня им последнюю копейку и домой пошел. Идет, а за ним бегут котик с собакой, и змея следом ползет. Приходит домой. Мать спрашивает:
Ну, сынок, купил хлеба?
Нет. мама. Я из беды выручил котика, собаку и змею. Вот они.
Мать глянула и заголосила:
— Правду люди говорят, что ты трошки* не в своем уме. Разве можно
змею в дом нести? Убей ее — бог тебе сорок грехов простит.
Пошел Ваня в степь, пустил змею на волю, а она человеческим голосом и говорит ему:
— Пойдем к моему отцу. Ты меня спас от смерти, он тебе награду даст.
Только когда отец станет давать золота, ты не бери, а скажи: "Дай мне
бисеринку, что у тебя под языком". Та бисеринка волшебная: как лизнешь
ее, так и будет все, что ни попросишь.
Пришли в лес. Змей-отец спрашивает:
Чего тебе дать за спасение моего детеныша?
Дай мне бисеринку, что у тебя под языком.
Нет, я тебе дам много денег.
Мне деньги не нужны.
Подумал змей и отдал бисеринку. Положил ее Ваня себе под язык и пошел. Пришел домой, мать спрашивает:
— Убил змею?
— Нет, на волю пустил.
Мать стала причитать:
Было у нас три копейки, был бы у нас ноне* хлеб, а теперь что делать
будем? Ваня говорит:
Не плачь, матушка, теперь у нас все будет. Лизнул он бисеринку,
явились трое и спрашивают:
Чего тебе, хозяин?
Не успел Ваня слово сказать, явился стол, на столе скатерть белая, а на скатерти все, чего душе требуется. Стали с того дня Ваня с матерью жить, как люди. Вот раз пошел Ваня в город, увидал царскую дочь. Приглянулась она ему. Приходит домой и гутарит:
— Матушка, иди сватай за меня царскую дочь.
Что ты, сынок, совсем разум потерял?
Ля тебе гутарю: иди.
Снарядилась мать, пошла к царю. Приходит. Страна пропустила ее во дворец. Царь спрашивает:
Чего, старая, пришла?
Хочу дочь твою за сына своего Ивана посватать. Царь про себя
усмехается: Ну что ж, сватай. Только до свадьбы пусть твой Иван за месяц
построит такой дом, как у меня. Тогда и свадьбу в новом доме сыграем.
Вернулась домой мать, говорит:
— На смех меня поднял царь. Сказал: "Построит Иван дом, как у меня,
тогда и свадьба будет".
Дни идут, царь с царицей смотрят, а дом не строится. На тридцатый день глядят они, а супроти*, на другой стороне речки, дом стоит лучше царского, а через речку серебряный мост построен. Увидала такое чудо царица и гутарит:
— Ну, царь, давай играть свадьбу.
Сыграли свадьбу. Живет Иван с царской дочерью. Ходит она по дому не наглядится: одна палата лучше Другой. Чего только не бьию в доме! Проходит год, вот она и спрашивает: Откуда это у нас все берется? Муж ей не говорит. Она в слезы. День
плачет, другой, третий. У Ивана на душе сумно* стало. Подумал-подумал
и сказал:
У меня есть волшебная бисеринка, как лизну ее, являются трое и
все делают.
Дай мне поглядеть. Иван дал. Она говорит:
А ну-ка, я лизну, послушают меня?
Лизни, — гутарит Иван.
Лизнула царская дочь, явились три человека и спрашивают:
— Чего тебе, хозяйка?
— Возьмите его, — показывает на мужа. — ас ним кота и собаку да
отнесите на остров в море.
Как она сказала, так было и сделано. Оказались Ваня, котик и собака на острове. День живут, неделю, месяц. Вот котик с собакой и думают, как спасти от беды хозяина. Переплыли они море, подбежали к дому, где царская дочь жила. Кот гутарит:
— Ты стой тут, а я в дом заберусь. Договорились. Котик залез в дом,
поймал мышку и грозит ей.
— Если мыши не достанут мне бисеринку у царской дочери, все
мышиное государство переведу.
Сбежались мыши, думают, как им быть. Мышиный царь сам взялся за Дело. Намазал перцем свой хвост, забрался на кровать ночью и тот хвост — в нос царской дочери. Она как дыхнула, так сразу начала чихать, бисеринка упала на пол. Мышиный царь подхватил ее и — к котику:
— Вот бисеринка.
Взял котик бисеринку и побежал к собаке. Поплыли они назад по морю, на собаке котик сидит. Вот собака и гутарит:
— Давай мне бисеринку, а то хозяин подумает, что вся заслуга
твоя. .
Кот отвечает:
Не дам.
Не дашь?
Не дам.
Я тебя сброшу в море.
Кот перепугался, стал давать бисеринку и уронил в море. Она — бултых, и нет ее. Доплыли до берега. Уселись на берегу, стали думать, что им делать. Рыбаки ловили рыбу и тут же, на берегу, пластали* ее. Целый месяц собака и котик около рыбаков ходили. Котик внутренности рыбьи потрошил. Поймали однажды рыбаки щуку, попластали, внутренности бросили. Котик стал их потрошить. Глядь, а там бисеринка. Взял ее, положил под язык и побежал, а за ним — собака. Увидал их Иван, обрадовался и гутарит:
— А я думал, вы меня бросили.
Котик дал ему бисеринку. Ваня обрадовался еще больше. Лизнул бисеринку — явились трое и спрашивают;
— Что хочешь, хозяин?
— Возьмите мою жену и перенесите ее сонную вместе с кроватью
царю в дом, а меня в свой.
Как он сказал, так и получилось. Иван ходит по своему дому, а царь по своему и вдруг увидел дочь на кровати. Разбудил ее и повел к зятю.
— Вот дочь моя загостилась у меня, привел ее к тебе. Иван смеется:
Нет уж, царь-батюшка, пусть твоя дочь у тебя остается.
Царь посадил дочь в тюрьму, а Ивану сказал:
Женись на моей меньшой дочери.
Иван не женился. Лизнул бисеринку, и тут явились трое:
— Чего хочешь, хозяин?
— Возьмите царя с его женой, дочерьми и служанками да перенесите на остров в океан-море.
Как сказал, так и получилось. А Иван привел мать в дом, женился на дочери рыбака. Живут они счастливо. Я был у них в гостях, хорошо там меня попотчевали, сказали, чтоб я еще приходил в гости.
«ПРО СЫНА КУПЦА И ДОЧЬ САПОЖНИКА».
Жил один купец с женой, родился у них сын. Время идет, сын растет. Пришли годы, сын купеческий — Никита — забурлачил*. Мать-отец призвали его к себе:
Пора тебе определяться, Никита.
Невесту не найду по нраву. Тогда мать гутарит:
— Сынок, слыхала я, что в такой-то станице у чеботаря* есть дочь-
красавица. Ты бы поехал да поглядел.
Собрался Никита в дорогу. Приезжает он в ту станицу, приходит к чеботарю и говорит:
— Мне надо сто пар сапог сшить, — сам говорит, а сам на девку глядит.
— Сшить надо к покрову. Чеботарь отвечает:
— Сапоги немудрено сшить. Задаток нужен. Дал Никита задаток,
попрощался, поглядел еще раз на дочку чеботаря и пошел из хаты.
Приезжает домой. Отец-мать спрашивают:
Ну что, сынок?
Красивая, по нраву мне, езжайте сватать.
Отец-мать собрались, поехали. Пришли, стучат в ворота:
Разрешите в хату войти. Из хаты отвечают:
Милости просим.
Вошли они в хату, поглядели — нет ли чужих людей, сели на лавку. Мать Никиты гутарит:
Слыхали мы от добрых людей, что торгуете вы куницами.
Чеботарь отвечает:
Есть у нас куница — красная девица, да она еще на возрасте.
Мать Никиты говорит:
А у нас для вашей красной девицы-княгинюшки есть князь.
— А где же ваш князь? Мы его не видали и слыхом не слыхали. Надо
поглядеть, подумать, с родными посоветоваться. Милости просим,
приходите в другой раз, да и жениха приводите.
Мать отвечает:
Он сапоги вам заказывал. И вы его знаете, и он вас знает, и девку
глядел, она ему по нраву пришлась.
Девку надо спросить, — гутарит чеботарь, — как она.
— Я согласна, — отвечает дочь чеботаря Татьяна, — только пусть он
завтра приедет. Помолились родные богу, сели за стол и пропили девку за
Никиту. Потом договорились, когда будут свадьбу играть.
Наутро Никита приехал к чеботарю, поздоровался. А Татьяна спрашивает его:
— Никита, какое в руках у тебя есть ремесло?
— У меня богатство есть.
— Богатство пройдет, а ремесло останется, — отвечает ему Таня.
— Ты хоть научись кошелки плесть, и то кусок хлеба на черный день.
Научишься, тогда и свадьбу сыграем.
Проходит какое-то время, научился Никита плести кошелки. Приходит он к Тане и говорит:
—Научился.
Сыграли свадьбу. Живут Никита с Таней хорошо. Отец Никиты торгует разными товарами. И с заморскими купцами знается. Корабли приходят отовсюду. Корабельщики как увидят Таню — не налюбуются:
— Такая красавица впору и царю.
В одном государстве у царя не было жены. Собрал он как-то корабельщиков и гутарит:
Вы, корабельщики, в разных странах бываете, много людей видите.
Может, нашли бы мне жену-красавицу. Главный корабельщик говорит-
Вот, царь-батюшка, товары у родного купца брал, а у него есть сын,
а у него жена. Такой красивой отродясь не видал.
— Привези мне ее, денег дам тебе много.
Капитан согласился.
Приехал он снова на Дон, привез товары, продал, другие купил, а сам не отплывает.
Пришел воскресный день, вышли все на курагод*. Пришла и Таня, а Никиты в это время дома не было.
Капитан заманил Таню на корабль. Показывает ей товары, а в это время матросы подняли якоря, паруса, и корабль побежал по морю.
Приезжает домой Никита и спрашивает отца-мать:
— Где жена?
— Корабельщики увезли.
Нагрузил Никита корабль добра, поехал в то царство, где жена была.
По дороге шторм налетел, корабль разбило, и все богатство пропало— насилу сам спасся.
Добрался Никита до чужой земли в чем мать родила. Делать нечего, начал плести кошелки. Плетет и продает. Получит деньги — на них и живет. В том государстве до Никиты никто кошелок не плел.
Идет он раз мимо царского дома и кричит:
— Кому кошелки? Кому кошелки? Таня узнала голос мужа, глянула в
окошко — да это Никита! Послала она служанку, дала ей золота и сказала:
— Отдай все золото, а кошелку возьми. Скажи мастеру, чтоб завтра в
это время еще принес.
Так служанка все и исполнила.
На другой день Таня сама вышла. Никита узнал ее. Она дала денег и сказала:
— Найми дом, созови мир* и царя со мною пригласи. Когда хорошо всех угостишь, кричи: "У меня пропажа!" Спросят: "Что украдено?". Ты скажи: "Царь жену украл"— и покажи на меня.
Собрал Никита гостей. Пришел царь с Таней. Гости пьют. Царь выпил три стакана вина и говорит:
У меня в государстве нет воров. Если боярин или князь что чужое
возьмет — смерть ему. Никита спрашивает:
А если царь что возьмет, отдаст он или нет? Царь отвечает:
А как же!
Ну, сидят, гуляют. Никита стал кричать:
Люди добрые, у меня пропажа.
Что пропало?
Жена пропала!
Кто украл?
— Ваш царь!
Мир взволновался. Все, кто были на пиру, стали кричать:
— Бери жену! Бери жену!
Никита взял Таню.
Сели они на корабль и поехали домой.
Хорошо Никита с Таней живут. Теперь Таня на курагод одна не ходит, а к корабельщикам на корабль и с мужем не заманишь.
«ПРО ЦАРСКУЮ ДОЧЬ И КОЗЛЁНКА».
Жил дед с бабкой, а детей у них не было. Печалится бабка:
— Господи, люди детей имеют, а мне бы хоть козленка какого бог
послал.
Время идет, вот бабка и нашла козленка. Растет он, а бабка снова печалится:
— Что же мы будем на старости лет делать? Кто нам глаза прикроет?
А козленок вдруг гутарит:
— Я глаза прикрою.
Дивуется старуха таким речам, радуется. Время идет, козленок растет себе да растет. Прошло восемнадцать годов. Вот раз ребята в станице собрались в лес за дровами. Старуха им гутарит:
— Возьмите и моего козленка.
Взяли ребята козленка. Приходят в лес. Нарубили дров, положили на фуры и поехали домой. А козленок остался в лесу. Поглядел вокруг — никого нет. Подошел к большому дубу, ударил рогами в ствол и сказал:
—Иди, дуб, за мной.
Козленок идет, а дуб за ним.
Увидали станичники такое дело, диву дались. А козленок идет в свой двор, дуб за ним.
Влезли во двор, козленок приказывает:
Дуб, полились, поколись и в кучу сложись. Как он сказал, так все и
сделалось. Услыхала про такое чудо царская дочь, приходит к старухе и
просит:
Бабушка, пусти со мною козленка.
Что ты, чадушка? Одна радость у нас со стариком. Как можно тебе
его отдать?!
Царская дочь думает себе: "Знала бы я, что в козленке есть хитрость какая, пошла бы за него замуж". Подумала, но ничего не сказала.
Время проходит, вот козленок и гутарит:
— Матушка, иди сватать царскую дочь.
Мать дивуется таким речам. Но перечить не стала — собралась и пошла. Приходит к царю, а в палаты не идет. Постояла, постояла под дворцом и домой вернулась. Козленок спрашивает:
— Что царь тебе сказал?
— Я, сынок, побоялась появить* царю, что за тебя сватать пришла.
Услыхал бы он про козла да и голову бы мне отсек. Козленок гутарит:
— Иди, сватай царскую дочь.
На другой день утром собралась старуха и пошла к царю. Подошла — а войти во дворец не смеет. Постояла, постояла — обратно домой пришла. На третий день козленок сказал:
— Иди к царю и домой не возвращайся, пока не сосватаешь.
Пошла старуха. Стоит возле дворца и плачет. Царь увидал ее, вышел и спрашивает:
Чего плачешь?
Послал меня мой козленок дочь твою сватать.
Так козленок твой и гутарит?
Так, царь-батюшка, и гутарит.
Царь себе думает: "Раз козленок посылает сватать, у него есть какая-то хитрость". Подумал так и гутарит:
— Слушай, старуха. Счастье будет у тебя — просватаю,
не будет — голову с плеч, чтоб царское достоинство не срамила своим сватовством. Иди к своему козленку и скажи: построит дом лучше царского за сорок дней — отдам за него дочь. Не построит — зарежу твоего козленка.
Приходит старуха домой. Пересказала козленку все, что царь велел, а он ей отвечает:
— Не печалься, матушка.
Время идет, козленок считает дни. Прошло тридцать девять дней. На утро сорокового дня встал царь, глянул в окошко, а супроти стоит дом — чистый дворец.
Царица корит мужа:
— Продал ты, царь, дочь за козленка.
— Это ее счастье. Будем выдавать замуж.
Затеяли свадьбу. Мир дивуется: "Царь за козленка дочь отдает". Сыграли свадьбу. Отвели молодых в их дворец. Остались молодые одни, козленок ударился об землю и превратился в парня пригожего.
Прошло сколько-то времени, царская дочь появила секрет отцу-матери.
Приведи к нам его, — сказала мать. Пошла царская дочь замужем:
Ваня, пойдем к матери, я ей рассказала про твой секрет.
Услыхал Ваня такие слова, сделался опять козленком и побежал прочь
от царской дочери. А она за ним. Он по лесам, по камышам, по горам — она следом. Много дорог исходила царская дочь за козленком, сохнуть стала. Вот раз она и говорит:
— Ваня, не гони меня, я жена твоя.
Обняла его, стала целовать, а шкура-то козлиная и спала. Вернулся Ваня к жене, стали они жить-поживать. И теперь еще счастливо живут. Это все правда. Кто верит — тому счастье, кто не верит — он и правду за ложь примет.
«ТАНЮША И МАЧЕХА».
Жил старик со старухой. Была у них дочка. Жили-поживали, старуха помирать собралась. Перед смертью позвала дочку и наказала ей: — Когда я умру, отец, может, на другой жениться, а у ней будет своя дочь. Мачеха не захочет тебя держать, скажет отцу, чтобы он тебя в лес отвез. Ты, доченька, набери себе камушков, как поедете с отцом в лес, кидай камушки на дорогу. По ним домой путь найдешь. Померла старуха, а старик женился. Взял в жены женщину-вдову, а у нее была дочь. Невзлюбила мачеха старикову дочку Танюшку. Дня не было, чтоб она ее не ругала. Возьмет три яичка, сварит, а четвертое не варит. Дочери даст яичко, а Танюшке и ее отцу по половинке. Сегодня так, завтра ж, послезавтра так. Таня и говорит:
— Что это ты, мама, сегодня три яичка варишь и на другой день три
яичка?
Мачеха разобиделась, легла в постель и лежит. Приходит с работы отец, она ему гутарит:
— Твоя дочь меня в могилу сведет. Отведи ее в лес. Повез старик дочку
в лес, а она камушков набрала и кидает на дорогу. Приехали в лес.
Старик посадил Танюшку на дерево и сказал:
— Сиди и не слезай с дерева, а я пойду дрова рубить, услышишь стук,
то я.
Отошел он, привязал к дубу большой корец. От ветру корец шатается, стучит об дуб и гудит. Корец об дуб стучит, а Танюшка думает: "Отец дрова рубит".
Ночь пришла, а Танюшка сидит на дереве. Приходит бес, превратился в Танюшкиного отца и говорит:
— Слазь, дочка, домой поедем.
А корец знай себе стучит.
Танюшка отвечает:
— Нет, ты не мой батюшка. Мой дрова рубит. Слышишь, как он
топором стучит?
Побежал бес отца искать. Искал, искал — нигде не нашел. Приходит до стариковой дочки и говорит:
Девка, девка, пойдешь за меня замуж? Она отвечает:
Не пойду.
А ночью мороз большой стал, вот бес и гутарит:
— Девка, девка, мороз.
Бог его нанес,
—отвечает Танюшка.
Бес обратно к ней:
Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
—Пойду.
Слазь!
— Не могу, я не убратая. Принеси мне рубаху узорчатую, балахон
шелковый, завеску с махрами, кокошник с каменьями.
Побежал бес и принес все. Спрашивает:
Девка, девка, пойдешь за меня?
Пойду.
— - Ну, слазь.
— Да как же! Молодых лезут в золотой повозке под венец, а мы что,
пешие пойдем?
Побежал бес привез золотую повозку. Спрашивает:
Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
Пойду.
Тогда слезай.
— Да я же убираюсь. Косу надо расчесать, а гребешка нет-.
Принес бес гребень, а сам торопит:
— Ну, слезай, девка, я все принес.
Она ему говорит:
— Все-то все, да где же махор*? Монисты?
Бес и это принес. Ему не терпится: ночь-то уходит, а девка разное
придумывает. Он говорит:
— Слазь, пойдем венчаться.
А в это время рассветать стало, кочеты закукарекали — бес и пропал. Слезла с дерева Танюшка, положила в золотую повозку добро, села и поехала. Едет по дороге, а сама смотрит на камушки. Стала к дому приближаться, а собачка выбежала и залаяла:
— Тинь-тинь, гав-гав!
Старикова дочка едет,
Едет, как панка,
А старухина дочь — цыганка.
Мачеха выскочила во двор и ну ругать собаку:
— Ах, ты, такая-сякая. Старикову дочку бесы взяли.
А собака знай
КРИЧИТ:
— Тинь-тинь, гав-гав!
Старикова дочка едет,
Золото везет,
Богатая, как панка,
А старухина дочь—цыганка.
Мачеха взяла палку — да за собакой.
Собака бежит и кричит:
— Тинь-тинь, гав-гав!
Старикова дочка едет,
Золото везет, Богатая, как панка,
А старухина дочь — цыганка.
Подъехала Танюшка к воротам и говорит:
— Батюшка родимый, отворяй широкие ворота, расстилай зеленые
ковры.
Отворил старик ворота. Танюшка вылезла из повозки, отец стал добро в хату носить. Увидала это богатство мачеха и не знает, как Танюшке угодить. На другой день она приказ старику дает:
— Вези в лес мою дочь, пускай, и она богатство привезет. Отвез старик
падчерицу в лес, посадил на дерево, а сам уехал.
Время идет, а никого нет. К утру пришел бес и говорит:
Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
Она отвечает:
Пойду.
Он обратно гутарит:
Девка, девка, мороз.
Бес его нанес.
Девка, девка, пойдешь за меня замуж?
Она отвечает:
— Пойду.
Бес гутарит:
— Слезай с дерева, пойдем венчаться.
Мачехина дочь слезла. В это время кочеты закукарекали, бес пропал. Стоит она и не знает, куда ей идти. Шла, шла по дороге, а навстречу ей волки. Загрызли они ее. А мачеха и теперь еще ждет свою дочь.
Загадки:
Н. Костарев
« МЫ ИГРАЕМ В ДЕТСКИЙ САД»
Мы играем в детский сад!
Посмотрите на ребят:
Улыбаются, смеются,
Огоньки, в глазах горят.
Кто, ребята, перед вами?
Узнавайте только сами
Я хожу в халате белом,
Занимаюсь важным делом.
Простудились если детки –
Им даю глотать таблетки.
Ставлю градусники им,
Помогаю всем больным,
А при случаях тяжёлых
Даже делаю уколы.
Тут уже терпи, не плачь,
Говорит вам это...
(Врач)
* * *
В кухне мне послушна печь,
Я могу пирог испечь,
Приготовить на обед
Гору целую котлет.
Суп сварить, нажарить пышек
Для больших и для малышек.
Чтобы вы не похудели,
Приготовлю вам тефтели,
А ещё на всю семью
Гоголь-моголь вам собью.
Не желаю вам я лиха,
Я же ваша...
(Повариха)
* * *
С мокрой тряпкой я хожу
И порядок навожу.
Малышам стелю постели.
Если сами не сумели,
Мою окна и полы,
Протираю все углы.
Коли, Пети, Тани, Мани,
Помогайте вашей...
(Няне)
* * *
Свет погаснет в комнате,
Обо мне вы вспомните,
Я и лампочку сменю,
И проводку починю
На столбы влезать умею,
В этом деле очень скор.
Даже снять могу вам змея
С проводов, ведь я...
(Монтёр)
* * *
Меня возле клумбы
Вы можете встретить,
А рядом лопату и лейку заметить.
Сажаю пионы, тюльпаны и канны,
В цветенье они,
Словно флаги,— багряны.
Кусты подстригаю, за ними слежу,
Растением каждым в саду дорожу!
По сердцу мне даже
Колючий шиповник,
Люблю я природу,
А кто я?
(Садовник)
* * *
Говорю вам, дети, прямо,
Я для вас — вторая мама!
Все капризы ваши знаю,
Плаксам слезы утираю.
На прогулки в парк веду,
Приучаю вас к труду.
Шить учу, учу стирать,
В игры разные играть.
Перед сном читаю сказки,
Закрываю даже глазки
Тем из вас, кто в тихий час
Закрывать не хочет глаз.
В играх с вами — Друг, приятель...
Кто я, дети?
(Воспитатель)
* * *
Утром рано я встаю,
Одеваюсь, слёз не лью,
Умываюсь, вытираюсь,
Быстро-быстро собираюсь
И шагаю в детский сад.
Много там друзей-ребят,
С ними я весь день играю
И без мамы не скучаю.
А когда её под вечер
Вдруг увижу у дверей,
Сразу выбегу навстречу:
— Забирай меня скорей.
Ну, а завтра, вот вам слово,
В детский сад пойду я снова.
(Воспитанник детсада).
Игры:
1. « Солнце».
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. Идя по кругу приставными шагами, делают равномерные взмахи руками на каждый шаг и хором говорят: "Солнце". Ведущий - "солнце" - сидит на корточках в центре круга и постепенно поднимается; выпрямляя руки и протягивая их в стороны. За тем солнце крутится, стараясь запятнать руками идущих по кругу игроков. Те, кого солнце запятнало, выходит из игры.
2. « Платочек».
Дети встают в круг. Водящий с платочком идёт! за кругом, кладет его на плечо одному из играющих и быстро бежит, по кругу, а тот, кому положили платочек, берут его в руку и бежит за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий не успевает занять свободное место, то опять водит.
3. « Игра в вопросы».
- Задавайте детям вопросы и велите им отвечать на них только «да» или «нет».
- Задавайте глупые вопросы, легкие вопросы и вопросы, которые требуют достаточно серьезного размышления.
- Вот примеры нескольких вопросов, которые можно попробовать для начала:
У мороженого хороший вкус? Помидоры чаще всего бывают фиолетовыми? Тигры носят какую-нибудь одежду?
- Фотографии или рисунки мороженого, помидоров или тигров делают указанную игру немного более легкой, что важно для совсем маленьких детей.
4. «Сможешь ли ты найти это?»
- Разложите на столе перед детьми пять каких-нибудь предметов. Выберите хорошо узнаваемые детьми вещи вроде мелка, кисточки и т. д.
- Кладя каждый предмет на стол, называйте его с целью убедиться, что все дети знают это название.
- Попросите детей закрыть глаза на время, пока вы уберете со стола один предмет.
- Затем попросите, чтобы дети сказали вам, какой предмет отсутствует.
- Повторите игру, но убирайте уже два предмета.
- Расположите те же предметы по-другому или замените часть предметов и повторите игру снова.
5. «Правда или ложь».
- Делайте какие-либо утверждения по поводу детей или комнаты.
- Попросите, чтобы дети отвечали «правда», если это утверждение правильно и соответствует истине, и отвечали «ложь», если оно неверно.
- Вот примеры подобных утверждений:
Все наши девочки носят красное. Все наши мальчики носят ботинки. В этой комнате имеется одно окно. Лиза ходит на голове.
6. «Чего не xвaтaeт?».
Заранее приготовьте несколько фотографий предметов, которые хорошо знакомы детям. Вырежьте их из журналов, каталогов или старых книг.
Отрежьте от каждого предмета какую-то существенную часть, чтобы в результате этой операции у вас получились, например: автомобиль без колеса, дерево без ствола, ложка без ручки, животное без хвоста,…
Теперь попросите детей угадать, чего не хватает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Гражданско-патриотическое воспитание детей в российско-образовательном пространстве»
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в группе и в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....
Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО
"Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...
Развивающее воспитание ребёнка в предшкольном образовательном пространстве
Данное исследование ориентировано на определение педагогических условий развивающего воспитания ребенка в предшкольном образовательном пространстве. Актуальность данной проблемы обусловлена тем,...
статья "Современные образовательные технологии как основа взаимодействия всех субъектов образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ
Статья поможет воспитателям дошкольных организаций иметь чёткое представление о современных образовательных технологиях, применяемых в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста....
«Технологии физического развития дошкольников в современном образовательном пространстве в ДОУ».
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуче...
Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО
Обновление содержания и технологий обучения, воспитания в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО...