«Гражданско-патриотическое воспитание детей в российско-образовательном пространстве»
презентация к уроку по окружающему миру по теме
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Создание в группе и в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Что такое гражданско-патриотическое воспитание?
«Наследие» М.Ю.Новицкой «Воспитывая маленького гражданина…» Г. А. Ковалева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Д. Маханёвой система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук Литература по данной теме:
П оследовательность работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей: Семья Детский сад Родной город Страна, символика, её столица Права и обязанности - конституция
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в группе и в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Воспитание уважения к труду; Развитие интереса к русским традициям и промыслам; Формирование элементарных знаний о правах человека; Расширение представлений о городах России; Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Задачи воспитания:
Дети 2 - 3 лет
Дети 3-4 лет
Дети 4-5лет
Дети 5-6 лет
Дети 6-7 лет
Выставка работ: «Символика моей семьи»
Планирование по блокам: I. Права детей. II. Родной дом, город. III. Страна, столица, символика. IV. Защитники отечества. V. Люди, прославившие страну (округ, город). VI. Формирование межнациональной толерантности.
Формы работы Тема Программное содержание Занятие «Моя семья» - генеалогическое дерево *развивать интерес к прошлому историческому своей родословной. *развивать гордость за предков, уметь выделять важное из полученных сведений о своих близких, * воспит-ть уважение к старшим членам семьи Чтение худ. литературы Печенье» В. Осеева; А.Ким «Бабушка болеет» * воспит-ть честность в своих поступках, умении себя сдерживать в своих желаниях, не огорчать близких, проявлять заботу о старших. Царевна - лягушка»; «Волшебное слово» В. Осеева * развивать умение честно и добросовестно выполнять свои обязанности, учить вежливому обращению к старшим, любить близких родственников, знать правила поведения Игры «Кому что нужно для труда» «Узнай профессию)» «Я люблю своих родных». *закреплять знания о профессиях, развивать интерес к труду. Беседа «Кто из членов семьи служит в армии?» *повышать интерес к близким, уважение, стремление к подражанию их хороших поступков, воспит-ть гордость за них Познаватель-ное «Мои мама лучше всех» * воспи-ть у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им Развитие речи Составление рассказа о маме *учить отвечать на вопросы, разв-ть у детей этическое восприятие, учить видеть красоту в добром и родном Рисование /лепка/ Изготовление сувениров для мам и бабушек * учить детей проявлять внимание к близким, стремиться для них делать приятное и доброе, воспитывать уважение Ознак . с худ лит -рой С. Баруздин «Мамина работа» * воспит-ть бережное отношение к труду мамы, стремление оказывать посильную помощь при необходимости. учить видеть цену труда, воспит - ть гордость за свою маму, членов своей семьи, стремиться к подражанию ПРАВА детей (статьи25 (2)) Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Развлечение Посиделки вокруг печки» "продолжить знакомить детей с бытом русского народа, с печью -главной частью избы 1 Блок «Права детей». «Моя семья»
2 Блок «Родной дом, город». Формы Работы Тема Программное содержание Дополн . занятия «Добрые слова» * воспитывать чуткость, уважение, любовь к взрослым и близким. игры «Собери картинку (кубики) - сказку; «Мы из сказок» «Цветок доброты» «Вежливый ручеек» «Вкусное яблоко» *воспитывать доброжелательность, ласку, уважение к другим, заботливое отношение к сверстникам Экскурсия Посещение кабинета швеи -кастелянши, знакомство с ее трудом *продолжить знакомство детей с профессиями работников д /с, воспитывать уважение к работникам д /с, обратить внимание на то, как необходимо умение сосредотачиваться во время выполнения какой – либо работы . Труд Самообслуживание * подготавливать к работе свое рабочее место : убирать его, знать и соблюдать порядок, хранение пособий, настольных игр и т.д. Совместный труд Озеленение участка Совместный труд родителей и воспитателей, детей по посадке деревьев, рассаду цветов. * восп - ть заботливое отношение о красоте территории д /с Праздники развлечения День знаний Викторина по ПДД Ярмарка «дары осени» Хозяйственно – бытовой труд *воспитывать стремление трудиться на общую пользу, развивать самоконтроль «Мой детский сад»
Мой город - моя малая Родина
«Мой город». Формы работы Тема Программное содержание Беседы Беседа о труде взрослых в городе * расширить знания детей о многообразии деятельности людей, о важности их труда для горожан и страны, воспитывать любовь к городу и заботу о сохранении созданного для блага людей. Экскурсии и прогулки Экскурсия в школу. *Обратить внимание по дороге на правила поведения на улице, переходе через улицу, воспитывать желание к обучению в школе, к получению знаний, воспитание культуры поведения всегда и везде. Экскурсия Экскурсия к строящемуся дому * наблюдать за работой машин и людей на стройке, воспитывать уважение к труду людей, учить видеть красоту результата труда. Чтение худ лит - ры Кем быть?» В. Маяковский «Кто построил этот дом?» * развивать профессиональную ориентацию детей, воспитывать уважение к любому труду людей. Беседа Как город и село приготовились к встрече зимы? *расширить знания детей о труде людей города и села, воспит - ть уважение к любому чужому труду, учиться соблюдать чистоту в окружении, воспитывать гордость за красоту и порядок в городе. Развитие речи «Наш родной край» *расширять знания о родном крае, воспит-ть любовь к родным местам. Рисование «Родной край» *учить передавать красоту родного края в рисунке, развивать эстетический вкус, воспит-ть любовь к родному краю Занятие ПРАВА детей (статья 27) «Что такое музей?» * познакомить детей с созданным в нашем городе музея (краеведческого). 1. Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. Экскурсия Экскурсия к памятнику в парке Победы * расширять знания детей об истории появления памятника, воспит - ть патриотизм.
3 Блок «Страна, столица, символика». Формы работы Тема Программное содержание Беседа «Рассказ о создании Московского Кремля» * расширить знания детей о столице нашей Родине Москве, ее достопримечательностях, воспитание патриотизма. Ознакомление с худ. лит -рой «Как в литературе отражается осень» * расширить знания детей о том, что красота Родины, красота ее природы, всегда трогали душу людей в разные временя на Руси.. Занятие музыкальное «Песня душа народа» (муз. рук.) *продолжить знакомить детей с русским фольклором, воспит - ть любовь к творчеству народа, относиться с благодарностью к истории песенного творчества. Занятие дополнительное «Гости в дом -радость в нем» (обычаи русского гостеприимства) * воспитывать уважение к гостям, развивать умение правильно выполнять правила гостевого этикета. Экскурсия Экскурсия в музей. Быт ханты- мансийского рарода . *рассказать назначение музея для людей, современного поколения, воспитывать уважение к прошлому, стремиться сохранять в памяти историю быта, развивать любознательность. Праздники «Русские игрища» Права детей (статья15) Путешествие по карте «Моё Отечество - Россия» * формир – ть патриотические чувства, закрепление знаний о государственных символах страны; Каждый человек имеет право на гражданство. «Наши права» *познакомить с Основным Законом нашей жизни -Конституцией России.
Флаг Герб Покачи
ГЕРБ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ФЛАГ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Флаг и герб России
4 Блок «Защитники Отечества». Формы работы Тема Программное содержание Чтение худ лит - ры Чтение былин * воспит - ть патриотические чувства, гордость за ее воинов, воспит - ть любовь и уважение к защитникам Родины Беседа О смелости *дать понятие «что такое смелость» показать, что смелость лучше трусости, быть смелым это хорошо, на примерах героев России показать проявление смелости Развитие речи «Кто нас охраняет?» *расширять знания об Армии страны, воспит-ть интерес к воинам, чувство гордости и уважения, желание подражать Занятие День Защитника Отечества» *расширять знания у детей, воспитывать патриотизм, воспит - ть чувство благодарности за мужество и героизм, проявленный в годы войны и в современное время Рисование /лепка/ Изготовление сувениров ко Дню Защитника Отечества * воспит-ть уважение к воинам Родины, разв-ть творчество детей, воспитывать аккуратность, старательность в работе Аппликация «Наша Армия родная» (боевая техника) *воспитывать гордость за технику Армии, развивать конструкторские способности, развивать познавательный интерес Ознакомл . с худ. лит -рой Л.Кассиль «Твои защитники» "повышать интерес к чтению книг о воинах, воспитывать любовь к защитникам страны, мира, воспитывать стремление к подражанию Правя детей (статья 5) ***************************** *Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению Дополнит, занятие «Защитники земли русской» * восп - ть патриотическое чувство, гордость за Родину Рассказ воспитателя «Быть воином -большая честь» * рассказать о важности службы в рядах Армии России, воспит - ть патриотизм, ответственность за порученное дело страны Чтение худ. лит - ры Герман «Часовые» *расширять знания детей о службе солдат, и людей живущих рядом, воспитание находчивости, внимания, смелости, побуждать детей к подражанию, Рисование «Цветы победителям» * продолжить работу по теме, воспитывать любовь к воинам - защитникам, ветеранам, развивать творчество детей, уважение и благодарность за их великое дело, приносить им радость от общения Чтение Митяев «Наше оружие» *вопит - ть гордость за оборонную мощь страны, уважение к грамотности воинов, управляющими боевой техникой, расширять кругозор детей
5 Блок «Люди, прославившие нашу страну». Формы работы Тема Программное содержание Занятие познавательное «Хлеб - всему голова» *воспитывать уважительное отношение к хлебу, как ценность людского труда, расширять знания о выращивании хлеба и важности его, как продукта питания, для жизни человека. Труд Убирать огород, сгребать опавшие листья, перекапывание грядок * воспитывать стремление трудиться, проявлять заботу о сохранении природы. Занятие «Выступает будто пава»( с народным костюмом) *рассказать об истории русского костюма, об его особенностях и элементах украшения, воспитывать чувство гордости за народных мастериц, воспи-ть уважение к их труду, воспит-ть интерес к рассказам о традициях народа. С\р игра Строители Чтение худ лит - ры Чтение зимних стихотворений А. Пушкина * воспитывать гордость за русских поэтов, желание воспроизводить их произведения наизусть. Чтение худ лит - ры В. Одоевский «Мороз Иванович» * продолжить знакомить детей с произведениями о зиме и зимних чудесах, воспитывать любовь к труду, стремление к доброте, к уважению старших, труду всегда. Игры П/и «Два Мороза» Праздник «День Космонавтики» * обобщить знания детей о профессии космонавт, воспитывать желание стать космонавтом, развивать познавательный интерес, расширять знания детей о космосе, воспит - ть гордость за героев космоса. Чтение Л.Кассиль «Твои защитники» *повышать интерес к чтению книг о воинах, воспитывать любовь к защитникам страны, мира, воспитывать стремление к подражанию.
Формы работы Тема Программное содержание Беседы «Какими должны быть мальчики и девочки» *развивать чувство дружбы, коллективизма, доброты, заботливости, учить проявлять ласку, умение уступать в различных ситуациях друг другу. Занятие «Без друзей нам не прожить - ни за - что на свете» о дружбе *активизировать словарь детей, формировать представления о взаимопомощи, добре, дружбе; * воспитывать дружеские отношения к детям разных народов и национальностей. Игры, развлечения «Золотые ворота» народные игры * познакомить детей с народной игрой, рассказать о русских народных играх, воспитывать уважение к прошлому, побуждать к сохранению и продолжению русских традиций. Занятие «День примирения» *раскрыть понятие и значимость праздника, воспитывать гражданскую позицию, воспитывать в детях доброе отношение к людям разных национальностей дружбу между ними, взаимопомощь, взаимовыручку, межнациональную толерантность. Дополнит, занятие Новый год на Руси. Русский Никола и Санта Клаус. *развивать познавательный интерес, воспитывать чувство гордости за наших героев, учиться сравнивать и обобщать традиции нашего народа и традиции других народов. Занятие ПРАВА детей (статья 13) «Мы все - жители планеты Земля» * воспит-ть интерес и уважение к людям всех национальностей и их культуре. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на Родину. Дополнит, занятие «Мужчины и женщины» * закр - ть у детей представление о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, познак - ть с обязанностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье, воспит-ть в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь, у девочек заботливое отношение к о всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку. Беседа «Что такое дружба» * воспит - ть доброжелательность и стремление помогать друг другу; *о дружбе между другими народами и национальностями. Беседа «Надо уметь уступать» *учить детей договариваться, уступать друг другу, проявлять взаимопонимание развивать товарищество. Беседа ПРАВА детей (статья 1) Гуманное отношение друг к другу» *формировать понятия о том, что в любом обществе людей действуют разные правила, которые выполняют все члены этого сообщества, учить быть добрыми, терпимыми в обществе, стремиться к сотрудничеству, проявлять гуманность к живущим рядом людям, сотоварищам . *Все люди рождены свободными и равными в своих правах. *Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по - братски. 6 Блок «Формирование межнациональной толерантности».
Игровая деятельность
Диагностические данные за 2007 – 20 08 уч . гг. Гистограмма уровня развития детей дошкольного возраста по разделу: «Нравственно – патриотическое воспитание».
Диагностические данные за 200 8 – 20 09 уч . гг. Гистограмма уровня развития детей дошкольного возраста по разделу: «Нравственно – патриотическое воспитание».
Диагностические данные за 200 9 – 201 0 уч . гг. Гистограмма уровня развития детей дошкольного возраста по разделу: «Нравственно – патриотическое воспитание».
Диагностические данные за 20 10 – 2011 уч . гг. Гистограмма уровня развития детей дошкольного возраста по разделу: «Нравственно – патриотическое воспитание».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Проект "Воспитание гражданско - патриотических чувств у детей, гордости за подвиг народа в ВОВ, И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ.
Воспитывать у детей чувство гордости за подвиг наших ветеранов в годы ВОВ....
ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСВ У ДЕТЕЙ, ГОРДОСТИ ЗА ПОДВИГ НАРОДА В ВОВ И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем с...
План работы по самообразованию Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
данный материал разрабатывался для воспитателей средней группы...
Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...