Статья : « Театрализованная игра-средство развития или деятельность с детьми ОВЗ ?
статья на тему

Калашникова Галина Анатольевна
Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимаются двояко. С одной стороны , это вид деятельности, а с другой – средство развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_kalashnikova_galina.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Статья : « Театрализованная игра-средство развития или деятельность с детьми ОВЗ ?

        Воспитатель :   Калашникова Г. А.                      

«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного  развития «      (  Д .В. Менджерицкая )

Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимаются двояко. С одной стороны , это вид деятельности, а с другой – средство развития. Она определяется как драматизация ( Л.С. Выготский), « драматическая игра» ( В.Н. Всеволодский - Генгросс),» театрально-игровое творчество» ( Е.Л. Трусова )Многие исследователи считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют « творческими играми» .Существует множество классификаций театрализованных игр. Мы ориентируемся на классификацию ,в основе которой лежат средства изображения, которые выделяются в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета. Исходя из этого , мы выделяем две основные группы театрализованных игр: режиссерские и игры- драматизации.

Учитывая различные точки зрения на игру в целом, и на театрализованную в частности, мы придерживаемся следующего определения: театрализованная игра –это деятельность, моделирующая биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету- сценарию в обозначенных временных и пространственных характеристиках ; в этой деятельности принятие образа овеществлено ( переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами( мимикой и пантомимой, графикой ,речью, пением и т.п.) При этом театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты игры, выделенные Д. Б. Элькониным.

Поскольку театрализованная игра как вид деятельности близка к сюжетно-ролевой игре, то признается необходимость комплексного подхода к их формированию и использованию.

В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в интеллектуальном развитие, театрализованная игра используется, прежде всего, для развития речи и закрепления знания литературных произведений. Дошкольникам с ОВЗ трудно понять законы природы, взаимоотношения между животными, изложенные в художественном произведении. Об этом свидетельствует низкий уровень понимания сказки, т.е. дети дают неадекватные ответы или не отвечают на вопросы по ее содержанию, Сопереживание литературным героям у них не сформировано, идентификация с ними не осуществляется. При подготовке к драматизации дети не могут объяснить мотив своего выбора, вместо этого большинство из них начинают пересказывать отдельные эпизоды сказки. Они ориентируются на внешние , легко воспринимаемые свойства кукол, а не на характерологические особенности героев сказки. В ходе наблюдения за театрализованной игрой детей с ОВЗ мы многократно отмечали, что они не могут перечислить персонажей сказки и выбрать фигурки для театра на фланелеграфе.

Анализ театрализованной деятельности детей с ОВЗ показал, что у большинства из них до конца дошкольного возраста остаются не развитыми три уровня замещения: предметное, позиционное, ситуационное. Мы учитываем эти данные при подборе театрализованных игр и в процессе работы с детьми .(Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, и др.) считают также ,что театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе можно использовать раньше, чем сюжетно- ролевые, поскольку для репродуктивного выполнения задания ребенку необходимо обладать точными представлениями, которые необходимы для сюжетно-ролевой игры.

Теоретически и практически установлено, что наиболее продуктивен комплексный подход к обучению театрализованной игре, который предполагает:

-использование театрализованной игры на занятиях по разным разделам программы;

-организацию предметно-развивающей среды;

-развитие мотивационно-потребности  сферы детей;

-знакомство с окружающим миром, формирование способности к моделированию и символизации в обучающих играх;

-индивидуальный и дифференцированный  подход в общении взрослого и детей в театрализованной игре;

-ступенчатую работу по формированию различных видов театрализованной игры.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ наиболее эффективна, если осуществляется в следующих направлениях:

-знакомство с окружающим миром с целью формирования образов-представлений о моделирующих объектах и отражения их внешних и внутренних свойств, функциональных особенностей в последующей игре;

-формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве ( реальном, отраженном в различных знаках, условно-символическом)

-обучение принятию игрового образа, роли; освоение действий с различными игрушками в ходе игры,; освоение действий с передеванием; освоение образа в ролевых и отобразительных играх; взаимодействие персонажей в играх режиссерских и играх – драматизациях.

-развитие психомоторики ,действия с предметами-заменителями ,с условными изображениями и отдельными деталями костюма;

-развитие мелкой моторики рук, в ходе работ с пальчиковыми куклами;

-овладение различными средствами межличностного общения и развития речи( согласование-действия с игрушками ,со словами педагога, отдельные слова произносить приходится)

Таким образом происходит развитие важных психических функций: планирующей) в ходе подготовки к театрализации) и регулирующей ( в процессе игровой деятельности). Образы одного художественного произведения служат единой сюжетной основой для переноса знаний, умений и навыков в различные виды практической деятельности                        ( Л.Б. Баряева )

 Использование театрализованной игры как средство расширения представления об окружающем мире, коррекции ,разностороннего развития и адаптации детей с ОВЗ перспективно и позволяет создать условия для их всестороннего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Театрализованная игра-средство художественно-эстетического развития дошкольников.

Статья на тему: "Театрализованная игра-средство художественно-эстетического развития дошкольников"....

Доклад "Театрализованные игры-средство познавательно-речевого, социально- личностного развития ребенка"

Театрализованные игры являются эфективным средством социализации дошкольника....

Статья "Дидактическая игра - средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Игра  является неотъемлемой частью жизни ребенка, обучение тоже проходит наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры. Играя, ребенок усваивает знания лучше и быстрее. В иг...

Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста

Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....