"Театрализованные игры- средство речевого, интеллектуальнго, художественного и социально- эмоционального развития детей"
методическая разработка по развитию речи на тему
Сообщение к педагогическому совету
Скачать:
Предварительный просмотр:
"Театрализованные игры- средство речевого, интеллектуального, художественного и социально- эмоционального развития детей"
Развитие речи- главный показатель умственного развития ребенка.
Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, послужили основой для принципиального нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой деятельности, речевого самоконтроля. Все это придает речевому развитию ребенка творческий характер.
Основная цель речевого развития- доведения его до нормы, определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики .
Основные задачи развития речи- воспитание орфоэпической культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания – решаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту происходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий, в процессе игры.
Игра- самостоятельная детская активность, в которой взрослый может знать то или иное место, исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи должны быть интересными, увлекательными.
Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражений впечатлений, знаний и эмоции (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов коллективного взаимодействия.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливается тем, что их тематика практически на ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирование элементарных математических представлений д физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображений, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связаны и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалога персонажей ставит малыша перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливает впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они учувствуют.
Если детям создавать условия для самостоятельных театрализованных игр, они могут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки спектакля и его разыгрывания разговаривать с детьми нужно всегда вежливо и ласково. Следите, чтобы и они так же общались друг с другом, помогали, проявляя настойчивость, терпение в реальной действительности.
Эстетическое влияние на детей оказывает выполнение со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декорации развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного.
Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным, отвращением к негативному сопровождается нравственно- эстетическими переживаниями, которых, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития
Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
«Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность»
Доклад из личного опыта на методическом объединении....
Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
Открытое занятие по теме: «Социально – эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность».
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию)....
Социально-эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность
Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.В. А. Сухомлинский...