Сенсомоторное развитие воспитанников среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображения.
материал на тему

Пояскова Мария Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы26.86 КБ

Предварительный просмотр:

 Сенсомоторное развитие воспитанников среднего дошкольного возраста

посредством нетрадиционных техник изображения.

     

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Г.С. Комарова, Н.И. Сакулина и другие отечественные педагоги утверждают, что процесс развития мелкой моторики у детей, представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Данные специалисты едины во мнении, что художественная деятельность обеспечивает сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства, а также способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

 В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства даёт возможность не только развитию сенсомоторики, но и творческих способностей дошкольников.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник изображения позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.

В процессе воспитательно-образовательной деятельности наблюдая за своими воспитанниками,  я пришла к выводу, что у большинства детей наблюдаются проблемы в развитии движений пальцев рук: движения неточные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами.  Ребятам сложно застёгивать пуговицы, правильно держать карандаш, кисть, ножницы. Игры со шнуровками также вызывали трудности.  

На основании наблюдения за  особенностями сенсомоторного  развития детей мы поставили перед собой  цель работы: Способствовать сенсомоторному развитию  детей в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник изображения.

Свою работу в данном направлении мы разделили на следующие этапы:

-построение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сенсомоторному развитию.

- реализация системы работы с воспитанниками, обеспечивающей последовательное развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения

- организация  взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу сенсомоторного развития.

Особую роль для всестороннего развития детей играет построение развивающей среды. При ее создании мы опирались на:

- особенности развития детей среднего возраста

-требования ОП ДО, ФГОС и СанПиН

-принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

В пространственной среде группы мы выделили центр для игр с пальчиками. Сюда мы поместили:  

Мелкий природный материал  для перебирания (фасоль, горох), пуговичницы, шнуровки, разноцветную проволоку, цветные клубочки ниток для перематывания, различные ёмкости и ложечки для пересыпания и др.

В качестве наглядно-демонстрационного материала, разместили картотеки игр на развитие мелкой моторики, изготовили самодельные дидактические игры и пособия:   «Умная рыбалка», «Тактильный мешочек», «Волчки для пальчиков», «Играем с прищепками», «Чудо - мешочки», и др.

Уголок творчества пополнили различными изобразительными материалами (печатки, пробки, восковые мелки, ватные палочки, пуговицы, зубные щетки, тесто, глина, веревочки разной длины и фактуры, подносы с манкой и песком для рисования пальцами,  и др.), дидактическими играми ( «Придумай узор»,  «На что похоже»,  «Рисунки-загадки»,  «Необычное  в обычном», «Найди сходство и отличие» и др.). Наряду с материалами и играми пополнили среду  образцами, картами последовательности рисования различных техник, изготовили альбом по нетрадиционным техникам рисования. Изобразительный материал и игровые пособия по изобразительной деятельности   располагались с учетом соблюдения принципов доступности, динамичности, учета интересов и возможностей детей, эстетики оформления.

Подготовив развивающую предметно-пространственную среду, мы перешли к следующему этапу работы - реализации системы работы с воспитанниками, направленной на  развитие мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения.

В своей работе мы использовали такие формы как:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная образовательная деятельность
  • Индивидуальная работа
  • Организация самостоятельной деятельности воспитанников.

При планировании непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию, мы старались больше внимания уделить следующим нетрадиционным техникам изображения:

Рисование пальчиками.

Рисование методом «тычка» жёсткой кистью.

Рисование ватной палочкой.

Рисование поролоном.

Рисование штампом.

Рисование штрихом.

Рисование нитками.

Печать листьев.

Набрызг.

Аппликация из ваты или салфеток.

Аппликация из круп и природного материала.

Обрывная аппликация.

Аппликация из жгутиков.

Аппликация с использованием природного материала.

Пластилинография.

Конструирование из природного материала.

Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, мы учим  их держать деревянную палочку, кусочек поролона, обыкновенную нитку тремя пальцами, добиваясь свободного движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, нитками  и т.д.), дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.

Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, техника и т.д.), мы обучаем детей ловкости в работе с материалом, что способствует: укреплению моторики рук; обогащению сенсорных впечатлений; развитию мыслительной деятельности; развитию аккуратности и усидчивости.

При планировании  совместной образовательной деятельности мы стараемся большое внимание уделять изготовлению подарков с использованием нетрадиционных техник изображения. Например: «Открытка для бабушки» ко Дню пожилого человека была выполнена в виде аппликации с использованием шариков из салфеток. Также изготавливаем  коллективные композиции по прочитанным произведениям. Например: «Листопад» с использованием печати листьев, «Зимние узоры» рисование нитками, «Осенний лес» с использованием обрывной аппликации др. Совместно с детьми мы рассматриваем альбомы с художественными произведениями, выполненными в нетрадиционной технике. Использование дидактических игр оказывает положительное влияние на развитие сенсомоторики. В своей работе мы используем такие игры как: «Найди на ощупь», «Собери изображение», «Обведи изображение», «Собери бусы», «Нарисуй рисунок» с использованием манной крупы.

С детьми, у которых возникали трудности в процессе образовательной деятельности, мы проводили индивидуальную работу.

Только систематическая работа позволяет достичь положительных результатов. Но, ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия семьи. Вот почему работа с родителями – одно из важнейших направлений в моей работе. Совместную работу с семьей мы разделили на несколько этапов:

объяснение значимости нетрадиционных техник изобразительной деятельности для сенсомоторного развития;

расширение знаний родителей о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности;

обучение приемам нетрадиционных техник для детской деятельности дома.

Многие родители не знают, как знакомить ребят с нетрадиционными приемами изобразительной деятельности, а о некоторых, вообще никогда не слышали. Поэтому, мной были разработаны консультации, индивидуальные беседы о разновидностях нетрадиционных техник, в которых мы нацеливали родителей на необходимость соблюдения принципов доступности, системности, последовательности в развитии детей.

Родители всегда проявляют заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Одни родители удивлены и восхищены, другие начинают критиковать своего ребёнка. С такими родителями мы проводим индивидуальные беседы и привлекаем их к творческой деятельности, приглашая на открытый просмотр непосредственной образовательной изобразительной деятельности с применением нетрадиционной техники.

Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

       

В процессе взаимодействия с родителями мы используем такие формы работы как:

- наглядные - фотовыставки «Рисуем дома», обобщение семейных опытов, выставки методической и художественной литературы. Выставки совместных работ на темы: «Рисуем пальчиками», «Воздушные шары». Индивидуальные выставки. Оформлялась выставка пособий и игр, сделанных своими руками для развития мелкой моторики, выставка методической литературы по данной теме.

  - информационно – просветительская: консультации на папках передвижках на темы: «Пальцы помогают говорить»,  «Пальчиковая гимнастика», памятки, беседы.

- практические - участие родителей в оснащении группы. Анкетирование на темы: «Творчество ребёнка» «Развитие мелкой моторики вашего ребёнка».

   При помощи таких форм работы мы стараемся приобщать родителей к совместной педагогической деятельности. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла.

В результате проведённой работы:

- У воспитанников заметна положительная динамика в уровне развития мелкой моторики, а именно появилась более точная дифференцированность  и согласованность движений, ручная умелость, точность движений. Движения детей стали плавными, без напряжения, темп движения рук равномерным.        

- Родители получили психолого-педагогические знания о сенсомоторном развитии детей и значении использования нетрадиционной техники изображения в его развитии.

Работа по данному направлению продолжается. На будущее мы определили для себя следующие задачи:

- продолжать работу по сенсомоторному развитию детей.

- продолжать работу по взаимодействию с родителями по данному вопросу

- обогащать предметно-развивающую среду дидактическим материалом, направленным на сенсомоторное развитие

- включить в программу самообразования повышение профессиональной компетенции по вопросу использования нетрадиционной техники изображения для сенсомоторного развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативности детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изображений

В данной статье указаны краткие сведения и материалы по нетрадиционном техникам изображений в дошкольном детстве...

Консультация "Методика работы по развитию творческого воображения детей средствами нетрадиционных техник изображения"

Проведя анализ опыта работы МДОУ «Детский сад №44» г.о. Саранск, мы выяснили, что в работе по обучению детей навыкам изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники изображения, такие...

Особенности сенсомоторного развития детей среднего дошкольного возраста на занятиях лепкой .

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо ...

Самообразование педагога "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изображения»

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник изображения является наиболее благоприятной для творческого развития детей, так как в ней особенно проявляются разные с...

Образовательный проект с воспитанниками среднего дошкольного возраста "Военная техника"

В период с 22 января  по 20   февраля 2016 года  с детьми  средней группы № 2 осуществлялась проектная деятельность под названием "Военная техника".Тип проекта...

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в средней группе доу. Нетрадиционные техники рисования.

Представлен конспект занятия по рисованию "Зимнее дерево" в нетрадиционной технике - оттиском капустного листа. Цель занятия: продолжить знакомство с нетрадиционными техниками рисования, уто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественно-эстетического развития дошкольников "Обучение детей среднего дошкольного возраста нетрадиционным техникам лепки " кружок "Пластилиновое чудо" Возраст обучающихся: 4-5 лет

Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и н...