Исследовательский проект «Загадочные снежинки
проект (старшая группа) по теме
Ребята в нашей группе, любят время года зиму. Вы наверное хотите знать почему? Вот что ответили ребята:
- «Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, на снегу делать ангелочков, кататься с горки на ледянках. Можно строить крепости из снега, лепить снежную бабу, в зимнее время года много развлечений.
Зима - самое красивое и сказочное время года. Мы стараемся весь год вести себя хорошо, чтоб под зеленой красавицей найти подарки в волшебную ночь.
А еще зимой можно любоваться на белоснежные хлопья – снежинки.
Интересно, почему снежинки падают только зимой, и почему снег нельзя есть?
И почему под ногами скрипит снег? Можно ли найти две одинаковые снежинки?
У нас очень много вопросов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 393.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект «Загадочные снежинки
Актуальность проекта:
Ребята в нашей группе, любят время года зиму. Вы наверное хотите знать почему? Вот что ответили ребята:
- «Зимой можно кататься на санках, играть в снежки, на снегу делать ангелочков, кататься с горки на ледянках. Можно строить крепости из снега, лепить снежную бабу, в зимнее время года много развлечений.
Зима - самое красивое и сказочное время года. Мы стараемся весь год вести себя хорошо, чтоб под зеленой красавицей найти подарки в волшебную ночь.
А еще зимой можно любоваться на белоснежные хлопья – снежинки.
Интересно, почему снежинки падают только зимой, и почему снег нельзя есть?
И почему под ногами скрипит снег? Можно ли найти две одинаковые снежинки?
У нас очень много вопросов».
Дети дошкольного возраста - исследователи, им все интересно в окружающем мире. Они постоянно стремятся узнать что-то новое, неизведанное для них. Исследовать, познавать и изучать все новое, значит делать шаг в неизведанное. И наша задача помочь детям сохранить исследовательскую активность как основу для саморазвития. Исследование дает ребенку возможность найти ответы на многие вопросы, например: «почему?», «как?». Ребенок, который познает мир, учится быть решительнее. Знания, которые получают дети во время исследования и проведения опытов и экспериментов, запоминаются им надолго. Очень важно чтоб ребенок проводил собственный опыт. У ребенка развиваются способности к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается что-то новое- новый продукт.
В процессе исследования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость сравнения и классификации, обобщения, расширяется кругозор ребенка. А так же, развивается речь ребенка, потому что ему необходимо давать ответы, делать выводы о проделанной работе.
Данный проект позволяет обогатить, расширить знания детей о таком явлении неживой природы как снежинка. Познакомиться с тем как рождается снежинка. Рассказать, что снежинка рождается в облаках, благодаря витающим в воздухе пылинкам водяные пары в виде крохотных капелек превращаются в снег, пылинки становятся центром кристаллизации снежинки. Поэтому при их таянии образуются капельки воды.
Цель данного исследования: изучить явление неживой природы – снежинку.
Задачи исследования:
- Узнать, как появляются снежинки.
- Понаблюдать за снежинками.
- Узнать все ли снежинки одинаковы.
- Выяснить, почему скрепит снег под ногами.
- Почему нельзя есть снег.
- Научиться вырезать снежинки из бумаги.
- Попробовать получить снежинку в домашних условиях, искусственным путем.
Задачи педагогические:
- Развить интерес к познавательно – исследовательской деятельности.
- Дать детям представление о том, как образуется снежинка.
- Развивать речь ребенка, воображение и творческую активность, расширять кругозор детей.
- Вызывать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
Задачи работы с родителями:
- Привлечь родителей к поисково-исследовательской деятельности детей.
- Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности.
- С помощью родителей совершенствовать уровень поисково-исследовательской деятельности детей.
- Формирование партнерских отношений между педагогами, детьми и родителями.
Проект: исследовательский, краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 1 месяц (18 января по 22 февраля 2016г.)
Постановка проблемы: можно получить снежинку, в домашних условиях, путем замораживания воды.
Определение предстоящей деятельности: как найти ответы на вопросы.
Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
Выполнение проекта детьми и взрослыми.
Результаты проектной деятельности.
Этапы работы
Этапы реализации проекта | |
Подготовительный | Подбор методической литературы (узнать природу происхождения снежинки); Собрать материал о снежинках (картинки, иллюстрации, презентации); Подобрать настольно – печатные игры; Подготовить материал для художественного творчества; Подобрать детскую литературу по тематике проекта; Разработать консультации по проекту для родителей. |
Основной (Домашнее задание) | Совместно с педагогом рассматривание снежинок на прогулке с помощью лупы; Экспериментальная деятельность: «Свойства воды», вода при замерзании превращается в лед; Беседы с детьми; Чтение художественной литературы, загадывание загадок; (Приложение 1,2) Продуктивная деятельность: рисование снежинок красками, цветными карандашами; вырезание снежинок. Совместно с родителями, исследовать строение снежинок. Узнать из разных источников: Откуда берутся снежинки? из чего состоит снежинка? Почему скрипит снег в мороз? Почему снежинки белые? Почему нельзя есть снег? Провести опыты со снегом 1.Опыт «Свойства снега» (снег это вода) 2. исследование «Почему снег белый» 3.Исследование талой воды (фильтрование) 4.опыт «Свойства воды» (вода превращается в лед) 5.Выростить снежинку в соленой воде. Закрепление навыков вырезания снежинок из бумаги, рисование снежинок. |
Заключительный | Определение новых знаний о снежинке: Мы провели эксперимент, из воды снежинки не получаются, так как снег растаял, из его воды получился только лед; Узнали, что снежинки образуются из водяного пара, который поднимается высоко над землёй, где царит сильный холод, здесь из водяных паров образуются крохотные льдинки, которые падают на землю, они ещё очень малы. Но кристаллик всё время растёт, и наконец, становится красивой звёздочкой. Снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю. Чтобы получились снежинки, нужен сильный мороз. У снежинки шесть лучиков, все снежинки разные. Для снежинок нужно чтобы на улице было холодно. Оформление материала материалов по проекту, презентация. |
Результаты проектной деятельности | Сформированы устойчивые знания и интерес к опытно – исследовательской деятельности. Расширили свои знания о происхождении снежинки. Попробовали разными способами рисования изобразить снежинку; Вырезать снежинку из бумаги. Заложена основа партнерских отношений между педагогами, родителями и детьми. |
Продукт проектной деятельности | Снежинка из кристаллов соли. Изготовление альбома с загадками, стихами и снежинками, вырезанными из бумаги. Презентация по проекту. |
Обеспечение проекта | 1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3. 2.Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007. 3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие). |
Системная паутинка исследовательского проекта «Загадочные снежинки»
№ | Образовательная область | Непосредственно образовательная область |
1. | Социально – коммуникативное развитие | Дидактические игры «Когда это бывает», «Зима–лето», «Что сначала, что потом», «Времена года». Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем по зимнему лесу». Словарные игры «Какой, какая, какие», «Скажи наоборот». Труд на участке: расчистка дорожек от снега, совместно с воспитателем собрать снег в кучи для построек . |
2. | Речевое развитие | Рассматривание картин с изображением зимних пейзажей. Составление рассказов по картинам Произведения малых форм в виде загадок. Чтение художественной литературы М. Гумилнвская «Что такое снег?», Я. Аким «Первый снег», И. Суриков «Зима», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки». Русские народные сказки «Два мороза», «Зимовье зверей». Зарубежная сказка «Снежная королева». |
3. | Познавательное развитие | Беседы с детьми «Что бывает зимой», «Снег – снежочек». Конструирование из бумаги «Снежинка» Опыт «Почему снег белый» Опыт «Таяние снега» Опыт «Свойства талой воды» Опыт «Очистка талой воды» Опыт «Почему снег скрепит». |
4. | Художественно-эстетическое развитие | Театрализация сказки «Заюшкина избушка» Художественное творчество: Рисование «Снежинки»., лепка «Снегурочка» Слушание классической музыки «Зима», песни «Метелица». Танцевальная импровизация детей под музыку «Снежинки». |
5. | Физическое развитие | Подвижная игра «Два Мороза», «Зайка беленький сидит», «Мороз красный нос». Хороводная игра «Что нам нравиться зимой» Игровое упражнение «Как на тоненький ледок», «Достань снежинку». Дыхательная гимнастика «снежинки летят» |
Приложение №1
Стихи
«Снежинки»
– Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!
«Сверкающая Снежинка»
Чтобы к вам спуститься с неба,
Мне и крылья не нужны.
Без меня бы белым не был
Путь красавицы Зимы.
Я танцую вместе с ветром,
Мчусь неведомо куда.
И в лучах любого света
Я сверкаю, как звезда!
«Весёлая Снежинка»
Ветер песенку поет
На лесной опушке,
Танцевать меня зовет
В хоровод к подружкам.
Ветер, ветер, дуй сильней,
Чтоб плясалось веселей
Ледяной кружинке –
Маленькой снежинке.
«Снежинки танцуют»
Снежинки танцуют: летают и кружатся,
На солнце в морозный денёк
Ажурные платья, резные косынки...
Волшебное зимнее чудо – снежинки.
Приложение №2
Загадки
Хмурая туча по небу плыла.
Чем же она недовольна была?
Что рассердило её в этот раз?
То, что она, как дырявый матрац!
Сыпятся в дырки пушинки.
Эти пушинки — ...
Летят пушинки белые,
Кружатся на ветру.
Холодные красавицы укрыли поутру
Всю землю покрывалами.
Узоров их не счесть.
Белоснежные пушинки -
Это нежные ...
Мошки белые порхают.
Не жужжат и не кусают,
Лишь садясь к нам на реснички,
Превращаются в водичку -
Очень мелкие слезинки.
Называются...
Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они?
Звёздочки - пушинки
С неба упали
И не пропали.
Стали серебриться!
Эй, кому не спится?
Выходи во двор.
Там сверкающий ковёр.
Не пищит и не кусает —
Просто так себе летает.
Белые Бабочки
Крыльями не машут.
Белые Бабочки
В воздухе пляшут.
И закончив плясовую-
Улеглись на мостовую.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла.
На свете нет похожих двух,
Но каждая – как лёгкий пух.
Зимой всё в них, - поля, тропинки…
Что это, милый друг?