Исследовательский проект "Загадочный ветер"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Что такое ветер? Как его поймать? Исследования детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veter.docx | 621.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект "Загадочный ветер"
Среднесрочный (Май – июнь2018)
Участники: дети, воспитатель Кобзаренко С. Г.,
родители старшей группы «Колобок»
МБДОУ «Детский сад «Сказка» корпус 2
Г. Горняк
Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой», и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.
Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы — ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.
Задачи:
- знакомство с понятием «ветер»;
- построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из — за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
- научить детей по-разному определять ветер;
- активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер»;
- познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
- пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
- научить их мыслить и самостоятельно делать;
- изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
- прививать интерес детей к природе окружающей нас.
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
- Словесные — чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер».
- Наглядные — наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
- Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер».
Объект исследования: ветер.
Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, игры «Тренажеры для дыхания».
Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.
Этапы проектной деятельности
1 ЭТАП – подготовительный.
Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.
2 ЭТАП – реализация проекта.
Дети уже знали, что ветер невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Весной уносил пух с тополей. Вертел флюгер в уголке природы в детском саду.
Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками.
Рассматривая фотографии «Как мы живём в детском саду», дети вспомнили: зонтик с бабочками-вертушками, круг с волшебными лентами, когда ветер мы делали сами.
Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.
В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.
С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра — сильный и слабый.
Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер».
Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.
Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.
В детском саду мы стали, сами не задумываясь, использовать методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо — плохо». Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные — переносит семена,
помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром — пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.;
отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например ураганный ветер в Барнауле в этом году
Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…».На организованной образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию дети рисовали «Осенний листопад», кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами. Летом, путешествуя с родителями дети наблюдали за ветром в нашей степи, как он играет с травой.
С детьми прочитали стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.
Кисилева Т.
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Шемякина Н.
Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!.
Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол», цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня», «Веселые колобки», «Снегопад» и «Листопад», «Кто быстрее?».
На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я — капитан». Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
Дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.
Как предметы помощники помогают создавать ветер рассказал Слава, проделав дома с родителями опыт «Вентилятор – ветродуй»
3. ЭТАП – итоговый.
В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра.
Заключение
В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений — ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.
В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по ознакомлению с окружающими миром "Ветер, ветер ты могуч"
Познакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы. Побуждать детей устанавливать причинные связи по приметам. Развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать любовь к природе...
Исследовательский проект "Откуда берётся ветер?"
Исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....
Исследовательско-творческий проект "Ветер-ветерок"
Цель проекта: ознакомление с понятием "ветер", его свойствами и ролью в жизни человека. Гипотеза: "Ветер можно увидеть, почувствовать и изобразить". Тип проекта: Исследовательско- творческий. Участник...
исследовательский проект "Ветер - ветерок"
исследовательский проект...
Мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Ветер – ветерок».
Мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Ветер – ветерок»....
Детский исследовательский проект "Ветер, ветер, ветерок"
Мы предлагаем исследовать значение ветра в жизни человека....
Исследовательско - творческий проект «Ветер - помощник природы и человека»
Задачи:1.Посмотреть энциклопедии 2.Найти информацию в Интернете 3.Посмотреть телепередачи, мультфильмы 4.Поинтересоваться у взрослых...