Исследовательский проект "Загадочный ветер"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кобзаренко Светлана Григорьевна

Что такое ветер? Как его поймать? Исследования детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_veter.docx621.04 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект "Загадочный ветер"

http://www.gannett-cdn.com/-mm-/67251c12823c5b5dc9be1251ef6fa85980ea455e/c=522-561-2146-1479&r=x633&c=1200x630/local/-/media/2016/10/02/USATODAY/USATODAY/636110037140875351-latestfull.jpg

Среднесрочный (Май – июнь2018)

Участники: дети, воспитатель Кобзаренко С. Г.,

 родители старшей группы «Колобок»

МБДОУ «Детский сад «Сказка» корпус 2

Г. Горняк

Актуальность: что такое ветер? Наука дает следующее объяснение: это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как это объяснить ребенку, который из всего вышесказанного, поймет лишь слово «слой», и то только потому, что в силу своего возраста является сладкоежкой и любит торты. Именно это и побудило меня провести эту исследовательскую работу о том, как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер.

Цель проекта: провести знакомство с одним из самых загадочных явлений природы — ветром в простой и доступной форме, и совместно с детьми увидеть и разобраться в его основных свойствах.

Задачи:

  1. знакомство с понятием «ветер»;
  2. построить занятия таким образом, чтобы детям было понятно из — за чего возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
  3. научить детей по-разному определять ветер;
  4. активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер»;
  5. познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
  6. пробудить интерес и любознательность во время наблюдений за реальными природными объектами и к проведению опытов с ними;
  7. научить их мыслить и самостоятельно делать;
  8. изготовить совместно с родителями наглядно- развивающие пособия по данной теме;
  9. прививать интерес детей к природе окружающей нас.

Методы организации опытно – экспериментальной деятельности

  1. Словесные — чтение стихотворений, рассказов, поговорок и пословиц, примет, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, беседа на тему: «Ветер».
  2. Наглядные — наблюдения во время прогулок, рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер.
  3. Практические – игры – опыты, изготовление вертушек, флюгера,  знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер».

Объект исследования: ветер.

Продукт работы: флюгер на участке детского сада, вертушки из бросового материала, игры «Тренажеры для дыхания».

Гипотеза исследования: с помощью простых и доступных опытов дети узнают, что ветер – это передвижение воздуха; пополняется словарный запас детей такими словами как ветер, вертушка, флюгер, мельница и др.; продолжают учиться разгадывать загадки о ветре; получают более яркое и полное представление о ветре во время знакомства с пословицами, приметами, сказками, потешками, стихотворениями и песнями.

Этапы проектной деятельности

1 ЭТАП – подготовительный.

Определить цель, задачи, доступные приемы и методы, изучение необходимой литературы, составление плана деятельности.

2 ЭТАП – реализация проекта.

Дети уже знали, что ветер невидим. Мы только наблюдаем, как он передвигает предметы. Весной уносил пух с тополей. Вертел флюгер в уголке природы в детском саду.

https://i.mycdn.me/image?id=874818973330&t=3&plc=WEB&tkn=*caZhxVLoNgNBIv_qKCYbqhFd7CEhttps://i.mycdn.me/image?id=874818985874&t=3&plc=WEB&tkn=*ZxrlEzH_mxJ6jgief0b8utDt3Yc

 Осенью мы наблюдали как он «играет» с листьями, а зимой со снежинками.

https://i.mycdn.me/image?id=870703701633&t=3&plc=WEB&tkn=*0CmXqJvFdHcGaHX9__M102R9ZEU

 Рассматривая фотографии «Как мы живём в детском саду», дети вспомнили: зонтик с бабочками-вертушками, круг с волшебными лентами, когда ветер мы делали сами.

D:\СПОРТ АЛЬТЕРНАТИВА\спорт гр Колобок\image (33).jpg            D:\СПОРТ АЛЬТЕРНАТИВА\КИНО\3 территория\11.jpg

Так же мы наблюдали за облаками в небе, как под действием ветра они плывут по небу и меняют свою форму.

В группе мы проводили беседы о том, какой бывает ветер: легкий, теплый, холодный, морозный, и т.д. Для того чтобы показать детям как самостоятельно создать ветер на ручном труде мы изготовили веера из бумаги. Дети обмахивались ими, и получался ветер.

С детьми мы прослушивали аудиозаписи ветра на море, в полях, лесах, знакомились с характеристикой ветра — сильный и слабый.

Знакомились с многообразием художественной литературы, посвященных ветру. Здесь и сказки «Ветер и цветок», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышская сказка «Солнце, мороз и ветер».

Сейчас есть большое количество стихотворений, потешек, загадок, примет о ветре, с которыми мы еженедельно знакомимся. Дети учатся сами придумывать загадки, в том числе и о ветре.

Совместно с родителями дети изготовили вертушки, с которыми мы выходим на прогулку. Познавательного в этой игрушке было то, что на разных концах участка она крутилась либо быстрее, либо медленнее, а где-то была неподвижна. Тем самым мы показали детям, что ветер дует не везде с одинаковой силой и от него можно спрятаться.

В детском саду мы стали, сами не задумываясь, использовать методы и приемы ТРИЗ, некоторые из них мы взяли в качестве знакомства с ветром. Одним из таких методов является игра «Хорошо — плохо». Воспитатель с детьми выделяют положительные и отрицательные стороны ветра: положительные — переносит семена,

https://i.mycdn.me/image?id=859649906834&t=3&plc=WEB&tkn=*yHTQJ6j0PpEIAisOEtfSsh50e28 

https://i.mycdn.me/image?id=859649932434&t=3&plc=WEB&tkn=*mzFZ6WNIxMBKM9-dkM4MZIQ-Me0                           

помогает парусным судам, приносит дожди, заставляет работать ветряную мельницу, можно поиграть с ветром — пускать воздушных змей, играть с вертушками, и др.;

отрицательные – разрушает дома, переворачивает всё на своем пути, ломает деревья. Всё это сопровождается реальными историями из жизни, например  ураганный ветер в Барнауле в этом году

https://s9.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/1520845/wx1080.jpg

Использовала так же игру ТРИЗ «Что было, если бы не было ветра?» и «Если бы я был ветром, то…».На организованной образовательной деятельности по художественно — эстетическому развитию дети рисовали «Осенний листопад», кто-то из детей нарисовал деревья с летящими листьями в воздухе, другие нарисовали деревья с наклоненными стволами.                                                                  Летом, путешествуя с родителями дети наблюдали за ветром в нашей степи, как он играет с травой.                                                  https://i.mycdn.me/image?id=874819042194&t=3&plc=WEB&tkn=*_CRk6oLfn2YP4cSIIjeJc90QqgY

С детьми прочитали стихотворения о ветре, учимся рассказывать его с выражением и интонацией.

Кисилева Т.

Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.

Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей –
Он летит и скачет –
Что всё это значит?

Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!

Шемякина Н.

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует ветер!.

Вместе с детьми изготовили настольные игры: «Аэрофутбол», цель которого забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня», «Веселые колобки», «Снегопад» и «Листопад», «Кто быстрее?».

На занятии по ручному труду дети изготовили кораблики, которые мы использовали в нашем опыте «Я — капитан». Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.

Дети посмотрели презентацию про ветер, в которой было раскрыто большое разнообразие его видов.

Как предметы помощники помогают создавать ветер рассказал Слава, проделав дома с родителями опыт «Вентилятор – ветродуй»

https://i.mycdn.me/image?id=874819030162&t=3&plc=WEB&tkn=*lSNSO5Yag175126B4Q30bMVoYVo

3. ЭТАП – итоговый.

В завершении нашей тематической недели родители изготовили для нас флюгер, который поможет детям самостоятельно определять направление ветра.

Заключение

В ходе проделанной работы мы познакомили детей с одним из самых уникальных природных явлений — ветром. Попытались объяснить и показать механизм его действий, то, как он зарождается, и как влияет на разные сферы окружающей жизни. Проанализировали его положительные и отрицательные стороны. Всё это мы попытались донести в игровом, доступном для понимания детей дошкольного возраста виде.

В нашем исследовании помимо детей активное участие приняли и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по ознакомлению с окружающими миром "Ветер, ветер ты могуч"

Познакомить дошкольников с некоторыми явлениями неживой природы. Побуждать детей устанавливать  причинные связи по приметам. Развивать слуховое и зрительное внимание. Воспитывать любовь к природе...

Исследовательский проект "Откуда берётся ветер?"

Исследовательский проект для детей младшего дошкольного возраста....

Исследовательско-творческий проект "Ветер-ветерок"

Цель проекта: ознакомление с понятием "ветер", его свойствами и ролью в жизни человека. Гипотеза: "Ветер можно увидеть, почувствовать и изобразить". Тип проекта: Исследовательско- творческий. Участник...

Мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Ветер – ветерок».

Мероприятие по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе  «Ветер – ветерок»....

Детский исследовательский проект "Ветер, ветер, ветерок"

Мы предлагаем исследовать значение ветра в жизни человека....

Исследовательско - творческий проект «Ветер - помощник природы и человека»

Задачи:1.Посмотреть энциклопедии 2.Найти информацию в Интернете 3.Посмотреть телепередачи, мультфильмы 4.Поинтересоваться у взрослых...