Познавательное занятие для старших дошкольников "Юные исследователи"
опыты и эксперименты (старшая группа) на тему
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- формировать у детей интерес к явлениям природы;
- формировать представление о Мировом океане и родниковой воде;
Образовательная область «Познавательное развитие»
- закреплять знания о свойствах воды;
- дополнить знания о пользе океанов и морей;
- развивать умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы;
- развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
- развивать навыки проведения опытов, доказательную речь;
Образовательная область «Речевое развитие»
-совершенствовать речь,
- пополнить словарный запас детей: Тихий – самый большой, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны;
-развивать любознательность.
Образовательная область «Художественное эстетическое развитие»
- проявлять эстетические чувства;
Образовательная область «Физическое развитие»
- воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: три стаканчика с питьевой водой, чайная ложка, сахар, соль, кусочек лимона, салфетка; вата, ёмкость с речным песком, ёмкость с мутной жидкостью (взвеси речного песка и глины), чистые пластиковые стаканчики; глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, концентрированные пищевые красители (можно и обычные, но цвета будут слишком бледные), жидкое мыло либо моющее средство; электрический чайник, пластиковые бутылочки наполненные водой, свеча, два воздушных шара (один с водой); глобус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект Познавательного занятия Юные исследователи | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 1 п. ПАЛАТКА»
Воспитатель:
Башкина Н.А.
Интеграция образовательных областей.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- формировать у детей интерес к явлениям природы;
- формировать представление о Мировом океане и родниковой воде;
Образовательная область «Познавательное развитие»
- закреплять знания о свойствах воды;
- дополнить знания о пользе океанов и морей;
- развивать умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы;
- развивать познавательную инициативу,
- формировать умение и навыки исследовательской деятельности;
- развивать навыки проведения опытов, доказательную речь;
Образовательная область «Речевое развитие»
-совершенствовать речь,
- пополнить словарный запас детей: Тихий – самый большой, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны;
-развивать любознательность.
Образовательная область «Художественное эстетическое развитие»
- проявлять эстетические чувства;
Образовательная область «Физическое развитие»
- воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью.
Материалы: три стаканчика с питьевой водой, чайная ложка, сахар, соль, кусочек лимона, салфетка; вата, ёмкость с речным песком, ёмкость с мутной жидкостью (взвеси речного песка и глины), чистые пластиковые стаканчики; глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, концентрированные пищевые красители (можно и обычные, но цвета будут слишком бледные), жидкое мыло либо моющее средство; электрический чайник, пластиковые бутылочки наполненные водой, свеча, два воздушных шара (один с водой); глобус.
Воспитатель. Приветствую вас, юные исследователи, в своей научной лаборатории!
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Сегодня я буду вам помогать,
Мир науки постигать,
Тайны созданья, загадки природы.
Так много открытий у нас впереди,
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести – для каждого честь!
Проходите, садитесь на стулья. Посмотрите сюда.
На экране телевизора включается трансляция из космоса. Появляется инопланетянин.
Инопланетянин. Здравствуйте, ребята. Я со своими друзьями путешествую по Луне. С Луны мы видим вашу планету и не понимаем, почему она синего цвета и называется Земля. Мы слышали, что у вас много воды, но мы всё равно не понимаем, что такое вода и откуда она берётся. Расскажите, пожалуйста, нам о воде и её свойствах.
Воспитатель. Скажите, а вы знаете, почему наша планета синего цвета и откуда у нас столько воды?! Давайте расскажем нашим друзьям о воде.
Сегодня в лаборатории мы поговорим о воде и о её свойствах.
Беседа «Что такое Мировой океан»
Воспитатель. Подойдите ко мне. У меня в лаборатории есть глобус. Что такое глобус?
Дети. Глобус – это модель земли.
Воспитатель. Что на глобусе обозначено голубам цветом?
Дети. Вода – все моря и океаны нашей планеты.
Воспитатель. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Посмотрите на диаграмму «Количество пресной воды на планете Земля»
Воспитатель показывает карту мира на доске.
На карте обозначены четыре океана, у каждого свое название.
Покажите на карте океаны и назовите их.
Дети. Тихий – самый большой, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны.
Воспитатель. Если плыть вокруг земли на корабле, не замечаешь, где заканчивается один океан и начинается другой. Кругом одна вода. Поэтому все океаны называют Мировым океаном.
Для чего разделили океаны?
Дети. Чтобы было удобнее ориентироваться на воде.
Воспитатель. На Земле, помимо океанов, есть моря. Назовите самое большое и глубокое море в мире.
Дети называют.
Моря тоже относят к Мировому океану. Потому что любое море соединяется с океаном.
Ещё есть озёра. Назовите крупнейшие из них?
Дети. Каспийское, Верхнее, Виктория, Байкал.
Воспитатель. Большинство из них по величине меньше моря. В океанах и морях вода всегда солёная. Для питья она непригодна.
Скажите, много ли пресной воды на планете? Вода в реках и большинстве озёр пресная. После необходимой очистки она становится питьевой.
Есть воды, которые текут под землёй в виде маленьких речек и в определённых местах выходят на поверхность. Как их называют?
Дети. Родник, ключ.
Воспитатель. Такую воду люди называют родниковой или ключевой.
Почему вода в роднике всегда холодная?
Дети. Потому что на глубине, под землёй, где протекает река, холодно.
Воспитатель. Если в месте, где протекает подземная река, рыть скважину, получится колодец.
Экспериментирование
Воспитатель. Давайте покажем нашим друзьям с другой планеты, за что мы получили звание «юные исследователи». Каждая команда самостоятельно проведёт научный опыт, который вам хорошо известен, затем объяснить ход его проведения.
Воспитатель напоминает соблюдение правил безопасного проведения опыта.
Задание команде «Ручеёк»: провести опыт «Вода – растворитель».
Задание команде «Озеро»: провести опыт «Как очистить воду от мути?»
Опыт «Вода – растворитель»
Каждому игроку команды предоставлены три пластиковых стаканчика с питьевой водой, чайная ложка, сахар, соль, кусочек лимона, салфетка. Воспитатель уточняет у детей, какими свойствами обладает вода (не имеет запаха, вкуса, растекается, принимает форму сосуда, в который налита). Дети опускают поочередно в разные пластиковые стаканчики с питьевой водой сахар, соль и кусочек лимона, размешивают воду, пробуют на вкус.
Опыт «Как очистить воду?»
Каждому игроку команды предоставлены воронка, вата, ёмкость с речным песком, ёмкость с мутной жидкостью (взвеси речного песка и глины), чистые пластиковые стаканчики.
Воспитатель описывает ситуацию, связанную с экстремальными условиями: «Туристы в лесу остались без чистой воды. В протекающем ручье вода мутная. Такую воду пить нельзя. Как очистить воду?» Нужно опустить воронку в чистый пластиковый стаканчик. Положить в неё кусочек ваты, сверху накрыть лоскутом марли, насыпать хорошо промытый песок (фильтр для воды). Налить мутную жидкость в воронку. Частицы взвеси будут задерживаться в фильтре, и в стаканчик поступит очищенная вода. Такой способ очистки называется – фильтрованием.
Далее капитаны команд представляют проделанный опыт: называют цель, действия, выводы
Воспитатель. Проходите к телевизору.
Инопланетянин. Почему вода в реках пресная, а в океанах солёная?
Воспитатель. Все реки впадают в океаны. В реках вода пресная. Почему же в океанах и морях вода солёная? Оказывается, причина кроется в круговороте воды в природе.
Что такое круговорот воды в природе?
Солнце светит и нагревает воду в океане. Что в этом случае происходит с водой?
Дети отвечают.
С поверхности морей, океанов, рек, суши испаряется только вода (соль и другие частицы не испаряются). Поэтому водяной пар всегда пресный. Он поднимается вверх, в атмосферу. Чем дальше от поверхности земли, тем холоднее. Поэтому на большой высоте влажный воздух охлаждается и превращается в облака. Ветер подхватывает их и переносит с места на место. Наконец наступает момент, когда количество воды в облаке становится так велико, что она выпадает опять на землю в виде дождя (снега или града). Если пар, из которого образовался дождь, бывает только пресным, то какими на вкус будут капельки дождя?
Дети отвечают.
Дождь бывает только пресным. Пресная дождевая вода стекает в ручейки, а те уже тянутся в реки. Вода в реках тоже пресная. Реки несут свои пресные воды в очень солёные моря и океаны, где вода опять начинает испаряться. Вот это и есть круговорот воды в природе. При испарении воды соль остаётся в океанах и морях. Вода испаряется, а соль – нет.
Это явление проверим на опыте.
Дети переходят к другому столу.
Перед вами чайник, наполненный водой. Возьмите каждый по пластиковому стаканчику и проверьте на вкус, какая вода в чайнике.
Дети выясняют, что вода солёная.
Мы должны убедиться, действительно ли при испарении солёной воды пар будет пресным, а соль останется в чайнике. Как мы должны организовать опыт?
Дети высказывают предположения. Далее воспитатель усаживает детей так, чтобы всем было хорошо видно. Для предосторожности во время демонстрации опыта привлекается второй взрослый.
Опыт «Испарение солёной воды и превращение её в пресную»
Воспитатель. Внимание!
Опыт проводит взрослый. Дети должны быть предупреждены, что своё место во время опыта никто не покидает.
В электрическом чайнике кипит вода. При закрытой крышке пар выходит наружу через носик хорошо видной струёй.
Дети формулируют вывод, что вода при нагревании превратилась в пар.
К струе пара нужно поднести белое холодное блюдце и подержать его над паром, пока в блюдце не соберётся несколько капель воды.
Вывод. Когда пар попал на холодное блюдце, он опять превратился в воду.
Воспитатель просит двух детей проверит капли на вкус.
Вывод: вода пресная.
Солёная вода обладает свойством плавучести. Такая вода способна делать тело человека лёгким и удерживать его на поверхности.
Далее воспитатель предлагает провести опыт, который покажет, в какой воде – пресной или солёной – тело человека будет казаться лёгким. Предлагает детям подойти к другому столику, предназначенному для проведения опыта. Усаживает детей так, чтобы всем было хорошо видно. Предупреждает, чтобы они не покидали своё рабочее место во время опыта.
Опыт «Солёная вода обладает свойством плавучести»
Взять две ёмкости с водой и добавить в одну из них соль. Растворить соль в воде. В каждую ёмкость опустить по одному яйцу и посмотреть, что происходит. Яйцо в солёной воде не тонет, а в пресной – опускается на дно. Затем поменять их местами и убедиться, что плавучесть обеспечивает именно солёная вода.
Вывод: в солёной воде (морской) плавать легче, чем в пресной. Солёная вода обладает плавучестью.
Инопланетянин. Расскажите о пользе пресной и солёной воды.
Воспитатель. В морской воде содержится много йода, который вырабатывается водорослями и полезен для человеческого организма. Морской воздух и морская вода благотворно влияют на здоровье, а порой излечивают от болезней. В морях и океанах растут водоросли, которые в огромных количествах поглощают углекислый газ и насыщают воздух на поверхности Земли кислородом. Кислород необходим для дыхания всему живому на нашей планете. Вода является средой обитания для животных и птиц, рыб, растений. Вода – самая широкая и удобная дорога для передвижения морских судов, на которых перевозят большие грузы, людей. Она входит в состав овощей фруктов. Организм животных и людей тоже по большей части состоит из воды. Потеря воды ведёт к гибели всего живого на Земле. Человек без воды не может прожить более трёх дней. Гидроэлектростанции, которые вырабатывают электроэнергию, работают на воде. Водой орошают поля, умываются. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу для книжек и тетрадей, ни ткань для одежды, ни лекарств, ни металл и пластмассу – ничего не сделаешь без воды!
Инопланетянин. Как вы много знаете о воде! Она полезна для организма.
Физминутка.
Воспитатель. А мы с детьми ещё можем показать вам фокусы с использованием воды. Хотите посмотреть?
Инопланетянин. Да, да, да!
Воспитатель. Фокусники выходите. А чтобы получился фокус, нужно сказать волшебные слова: «Амуля, куля, жуля – бряк!» Сдёрнули платок.
Разноцветная вода
На подносе в ряд стоят четыре пластиковые прозрачные бутылки, наполненные водой. Воспитатель подзывает двух помощников, которые после произнесения волшебных слов («Была водичка простой, стань водичка цветной») и взмаха волшебной палочки начинают активно взбалтывать воду в бутылках. Вода окрашивается в яркие цвета (оранжевый, синий и т.д.).
Фокус с несгораемым шариком
Реквизит: свеча, 2 воздушных шара, обыкновенная вода.
Один шарик нужно надуть, а второй сначала наполнить водой, и после этого надуть. Шарик с водой нужно завязать таким образом, чтобы вода оставалась внутри.
Далее воспитатель зажигает свечку. К горящей свече подносит первый шарик (который без воды). Он лопнет в тот же миг, как его коснётся пламя.
Притворитесь, что колдуете над шариком с водой – поводите над ним рукой, например, или прочтите заклинание, затем скажите, что шарику больше не страшен огонь. Теперь смело подносите его к огоньку – с шариком действительно ничего не случится.
Весь фокус в физике, и главную роль играет теплопроводность. Вода в шарике забирает тепло свечки, и его поверхность не нагревается до такой температуры, при которой он может лопнуть.
Цветной взрыв в молоке
Реквизит: глубокие пластиковые тарелки, ватные палочки, концентрированные пищевые красители (можно и обычные, но цвета будут слишком бледные), жидкое мыло либо моющее средство.
Воспитатель наливает в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно. Даёт ему немного постоять. Затем капает пищевой краситель на молоко. Дальше показывает детям сухую ватную палочку и как ею касаться молока. Просто коснуться, не нужно смешивать краски рукой. Затем окунает другую палочку в жидкость для мытья посуды либо в жидкое мыло и касается молока в центре на протяжении 10 – 15 с.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Сегодня вы узнали много нового, интересного. Учились делать выводы, были настоящими исследователями. Настала пора прощаться с нашими гостями.
Инопланетянин: До свидания, ребята. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное занятие в старшей группе « Азбука дорожного движения»
Познавательное занятие в старшей группе « Азбука дорожного движения»...
Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»
Познавательное занятие в старшей группе « Рождественские гулянья»...
Конспект познавательного занятия в старшей группе На тему: «Когда и как появились Казаки на Руси?»
Занятие по истории Руси. Рекомендуется проводить с использованием презентации....
Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»
Познавательное занятие в старшей группе «Путешествие с капелькой»Програмное содержание:Учить умению устанавливать причинно-следственные связи, уточнить и расширить знания детей о воде, роли её в...
интегрированное познавательное занятие в старшей группе
Задачи:дополнить представления детей о государственных символах;развивать потребность в получении исторических сведений ;активизировать образное мышление, творческое воображение ;формировать спо...
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»
Открытое занятие на тему: «Золотая осень». Познавательное занятие в старшей группе «Теремок»...