Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
проект (средняя группа) на тему
Цель работы:
Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkoe_soderzhaniya_vystupleniya_doklad.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Реализация педагогического проекта «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
Тиунова Л.Д.
МБДОУ «Детский сад № 6»
г. Верещагино
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди детей, (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и др.), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро она проявляется в настоящее время. ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного развития дошкольников.
В дошкольный период наиболее целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.
Дошкольники, в детском саду должны научиться и обладать определенными социально - личностными качествами:
- определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?
- проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.
- знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
- иметь адекватную самооценку к самому себе.
И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.
В программе «Истоки» это направление решается в большей степени во всех разделах программы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей был разработан данный проект. с детьми 3-5 лет по формированию личностных качеств и нравственного поведения детей.
Цель работы:
Внедрение эффективных форм, методов для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
- Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
- Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
- Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
- В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
- Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
- Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.
- Повышение заинтересованности родителей и воспитателей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Система работы по следующему алгоритму:
Методы и приёмы
- 1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра)
- 2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)
Алгоритм проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»
Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.
Алгоритм выявления правил поведения
1. Увидеть проблему и понять причину
2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»
3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует
Выход на Правило:
4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.
В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа:
- Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
- Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
- Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
- Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
- Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
- Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
- Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
- Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
- Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.
Таким образом:
- Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения).
- Показываем, как действовать
- Формируем ценностное отношение у детей
- Ставим детей в условия: видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.
Наши результаты:
- У детей:
- прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств
- создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе
- Обогатилась предметно развивающая среда в группе
- Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.
Список использованной литературы:
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа). - М., 2003.
- Голицына Н.С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.
- Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М., 2002.
- Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк.: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
- Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.
- .Солодянкина О.В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006.
- Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002 г.,
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
Презентация педагогического проекта по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Я помню, я горжусь!»
С самого раннего возраста мы занимаемся воспитанием патриотизма, любви к Родине и уважению к её традициям. Все подготовленные мероприятия и акции как раз и решают эти зад...
Проект "Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры"
Проектно-исследовательская работа на тему:«Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры».Продолжительность проекта: 6 месяцев.Ти...
Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»
Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»...
ПРОЕКТ «Формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии»
Проект направлен на формирование адаптивных механизмов детей младшего дошкольного возраста посредством использования элементов арттерапии. В проект включены арт-терапевтические методы такие как музыко...
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»
Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...
Педагогический проект "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"
Педагогический проект "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"...