Педагогический проект «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»
проект (средняя группа) на тему

Тиунова Лариса Дмитриевна

Цель работы:

Внедрение эффективных форм, методов  для успешного воспитания привычек нравственного 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkoe_soderzhaniya_vystupleniya_doklad.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Реализация педагогического проекта «Формирование личностных качеств детей младшего дошкольного возраста»

Тиунова Л.Д.

МБДОУ «Детский сад № 6»

г. Верещагино

Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Множество негативных явлений среди детей, (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и др.), имеют свои истоки в дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению вопросов социально-личностного развития детей с дошкольного детства.

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек, нравственного поведения   стояла перед педагогами всегда, но наиболее остро  она проявляется в настоящее время.   ФГТ в сфере дошкольного образования нацеливают педагогов ДОУ на формирование культурных ценностей. Для этого социально-личностное развитие  дошкольников становится основополагающим в работе ДОУ по обеспечению государственных федеральных требований. Оно объединяет в себе основные направления нравственного, патриотического и гендерного  развития дошкольников.

В дошкольный период наиболее  целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения. Так, в 4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте - с развитием и пониманием речи окружающих - вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.

Дошкольники, в детском саду должны научиться  и обладать определенными социально - личностными качествами:

  • определять «Что такое - хорошо, что такое - плохо?
  • проявлять нравственные привычки – вежливость, доброту и отзывчивость и др.
  • знать нормы и правила поведения в обществе, способы взаимопонимания с окружающими людьми (взрослые и сверстники)
  • иметь адекватную самооценку к самому себе.

И поэтому очень важно, выстроить систему адекватно направленную на формирование у ребенка личностных качеств.

В программе «Истоки» это направление решается в большей  степени во всех разделах программы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач социально-личностного развития детей  был разработан данный проект.  с детьми 3-5 лет по  формированию  личностных качеств и нравственного поведения детей.

Цель работы:

Внедрение эффективных форм, методов  для успешного воспитания привычек нравственного поведения у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Разработать и адаптировать комплекс мероприятий для развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
  2. Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  3. Создать необходимую предметно – пространственную среду для удовлетворения потребностей каждого ребёнка в деятельности, познании, общении.
  4. Выработать рекомендации для воспитателей по формированию привычек нравственного поведения.
  5. В ходе реализации проекта разработаны комплексы мероприятий, способствующих развитию положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Ожидаемые результаты:

  • Положительная динамика сформированности нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста (отзывчивость, сочувствие, доброжелательность и др.)
  • Создание у детей целостного и системного представления о социальных нормах и правилах поведения в обществе.
  • Обогащение предметно – развивающей среды в группе детского сада.
  • Повышение заинтересованности родителей и  воспитателей в решении проблем нравственного  воспитания детей.

Система работы по следующему алгоритму:

Методы и приёмы

  • 1 группа методов, обеспечивающая создание у детей практического опыта общественного поведения (воспитание нравственных привычек; пример взрослого или других детей; целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей; организация совместной деятельности; совместная игра) 
  • 2 группа методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок (беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения; метод поощрений и наказаний.)

Алгоритм  проведения ОД по воспитанию нравственных навыков и привычек на примере произведения В. Осеевой «Волшебное слово»

Цель – познакомить детей с этической нормой и выявить правила поведения, как действовать в жизненной ситуации.

Алгоритм выявления правил поведения

1. Увидеть проблему и понять причину

2. Узнает норму – волшебное слово «пожалуйста»

3. Применяет волшебное слово и видит результат, что данная норма поведения действует

Выход на Правило:

4. Если что-то хочешь попросить всегда нужно говорить «волшебное слово» - пожалуйста.

В своей работе опиралась на подходы, на которых базировалась моя педагогическая работа:

  • Широкое использование непосредственного предметного окружения, развивающей среды, созданной в ДОУ;
  • Организацию регулярной и разнообразной деятельности детей, общения (эмоционально-доброжелательное взаимодействие с окружающей действительностью);
  • Широкое использование специально-подобранной детской художественно-познавательной литературы;
  • Совместную творческую деятельность воспитателя с детьми (создание альбомов, копилок и др.);
  • Регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему социально-личностного воспитания;
  • Оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий с досугами, праздниками, вызывающими яркий эмоциональный отклик детей;
  • Практика апробирования данной работы показала, что наиболее эффективны в работе с детьми, оказались такие приемы как, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, тематические и обобщающие беседы, создание разных проблемных ситуаций;
  • Дидактические игры - в них дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях окружающей действительности;
  • Сюжетно-ролевые игры – помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности – закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

Таким образом:  

  • Даем детям знания этических норм на основе литературного произведения, через решение проблемной ситуации (правила поведения).
  • Показываем, как действовать
  • Формируем  ценностное отношение у детей
  • Ставим детей в условия: видеть и понимать последствия поступков и отвечать за них.

Наши результаты:

  • У детей:
  • прослеживается положительная динамика сформированности нравственных качеств
  • создалось целостное представление о нормах и правилах поведения в обществе
  • Обогатилась предметно развивающая среда в группе
  • Повысилась заинтересованность родителей в решении проблем нравственного воспитания детей.

Список использованной литературы:

  1. Алешина Н.В.  Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной деятельностью (средняя группа). - М., 2003.
  2. Голицына Н.С. - Ознакомление дошкольников с социальной действительностью (перспективное планирование работы с детьми 3 -7 лет. - М. 2004.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. -  М., 2002.
  4. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошк.: Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьёва, В.Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
  5. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. /  Под ред. Л.А. Парамоновай. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320с.
  6. .Солодянкина О.В. - Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. М., 2006.
  7. Формирование нравственного здоровья дошкольников (занятия, игры, упражнения). М., 2002 г.,

        -  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Презентация педагогического проекта по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Я помню, я горжусь!»

С самого раннего возраста  мы занимаемся  воспитанием патриотизма, любви к Родине и уважению к  её традициям.  Все подготовленные мероприятия и акции  как раз и решают эти зад...

Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»

Педагогический проект для родителей и детей младшего дошкольного возраста «Мои любимые игрушки»...

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста «Уроки доброты»

Педагогический проект духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста«Уроки доброты»...

Педагогический проект "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"

Педагогический проект "Формирование КГН у детей младшего дошкольного возраста"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность проекта:Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с ...

Педагогический проект «Развитие личностного потенциала детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными традициями»

Семейные традиции играют важную роль в формировании личности ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Они определяют ценностные ориентации, поведенческие шаблоны, образ мышления и отношение к ...