ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
проект по художественной литературе (младшая группа)
Актуальность проекта:
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 - май 2024
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель проекта: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи проекта:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Форма работы с детьми:
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Новизна.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок через использование дидактических игр, игр– драматизации, театрализованную деятельность.
Ожидаемые результаты:
Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.
Продукт проекта:
Фото-отчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей
младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный этап:
Определение темы (проблемы проекта)
Разработка плана.
Создание предметно-развивающей среды
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр с детьми.
Создание консультаций для родителей.
2. Основной этап.
План проведения проекта с детьми
· Чтение, рассказывание сказок.
· Беседы.
· Рассматривание иллюстраций.
· Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
· Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).
· Игры – драматизации.
· Театрализованная деятельность.
· Работа с родителями.
Месяца | Форма и тема мероприятия | Цели |
Октябрь | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Нравственный урок. «Добрый тот, кто помогает в беде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» (ООД). | Формировать умению сопереживать к персонажам сказки, развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей; воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких, поддерживать бодрое, веселое настроение. | |
Потешка «Петушок, петушок…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Лепка «Яичко для дедушки и бабушки» | Учить скатывать из комка пластилина шарик. Воспитывать любовь к фольклору, доброту и заботу о близких. | |
Подвижные игры: «Курочка Хохлатка», Курочка Рябушечка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе. | |
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба». | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | |
Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Повторение сказки «Курочка Ряба» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Театр кукол «Би-ба-бо» по сказке «Курочка Ряба». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
| Русская народная сказка «Репка» Нравственный урок. «Там, где дружат – живут не тужат».
| |
Ноябрь | Рассказывание русской народной сказки «Репка» (ООД). | Формировать представления о добре и добрых делах на основе русской сказки; Подвести детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. |
Лепка «Выросла репка - большая-пребольшая» | Учить детей создавать образ репки .Вызвать желание работать, чтобы получилась красивая, большая репка. | |
Дидактическая игра «Репка на прищепках» | Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками. | |
Подвижная игра «Мышеловка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя | |
Хороводная игра по мотивам сказки «Репка» | Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевой и двигательной активности. | |
Декабрь | Русская народная сказка «Колобок». Нравственный урок «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
| |
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (ООД). | Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, будь вежлив; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации. | |
Лепка «Колобок». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление. | |
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». | Развивать связную речь детей. | |
Дидактические игры «Кто лишний?» «Чья песенка». | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Пальчиковая игра «Мы лепили колобок» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество. | |
Показ настольного театра «Колобок» | Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку «Колобок», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; | |
Январь | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Нравственный урок: «Добро не умрет, а зло пропадет». | |
Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (ООД). | Учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь. | |
Дидактическая игра «Как надо заботиться». | Формировать представление о добре, любви и заботе. | |
Пальчиковая гимнастика «Семья». | Развивать мелкую моторику рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком. | |
Повторение сказки « Волк и семеро козлят». | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным.
| |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. | |
Показ настольного театра «Волк и семеро козлят».
| Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;воспитывать умение детей внимательно слушать сказку.Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства. | |
Февраль | Русская народная сказка «Теремок». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (ООД). | Учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде». | |
Конструирование «Теремок». | Воспитывать желание помочь сказочным героям | |
Потешка «Идет коза рогатая…» | Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений | |
Настольный театр по сказке «Теремок». | Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку. | |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт» | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатная игра «Картинки-половинки». | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Подвижная игра «Кто в теремочке живёт» | Воспитывать желание участвовать в совместной с другими детьми двигательно-игровой деятельности | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Нравственный урок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». | ||
Март | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (ООД). | Формировать нравственные эталоны и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность |
Конструирование «Домик для Зайчика». | Воспитывать желание помочь сказочному герою. | |
Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике». | Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. | |
Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка». | Продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность | |
Апрель | Русская народная сказка «Маша и медведь». Нравственный урок: «Глупый киснет, а умный мыслит». | |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (ООД). | Приучать детей внимательно слушать русскую народную сказку. Учить следить за развитием действия и понимать содержание, сопереживать героям сказки. | |
Лепка «Пирожки». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление | |
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень». | Учить детей находить заданные силуэты путем зрительного восприятия. | |
Подвижная игра «У медведя во бору» | Умение соотносить свои действия со словами, быстро реагировать на словесный сигнал. | |
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь». | Формировать уважение к старшим, привычку трудиться; продолжать учить различать доброе и злое. | |
Игра-драматизация «Мишка - отгадчик»
| Учить детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации. | |
Май | Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки». | |
| Работа с родителями (законными представителями) · Консультация для родителей в печатном виде «Как подружить ребёнка с книгой». · Консультация для родителей в печатном виде «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». · Индивидуальные консультации и беседы с родителями по вопросу духовно-нравственного воспитания ребёнка. · Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки». · Совместно с родителями пополнить библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. · Привлечь родителей к изготовлению декораций к сказкам, атрибутов и элементов костюмов для организации театрализованной деятельности. |
3. Заключительный этап.
Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Планируемые результаты:
· Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
· Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
· Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
· Ответственность за свои дела и поступки.
· Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
· Развитие творческой активности.
· Развитие выразительной, образной речи.
· Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
Ведерникова В.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка - дошкольника. - М.: Мозайка-Синтез, 2009.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение, 2003.
Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). СПб.: Детство - Пресс, 2000.
Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия ,2001.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1981
Флёрина Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам. - М.: 1952.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.
В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность проекта:
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Продолжительность проекта: сентябрь 2023 - май 2024
Тип проекта: познавательно - игровой.
Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы: Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Цель проекта: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Задачи проекта:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
- Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
- приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Форма работы с детьми:
Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
Новизна.
Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, посредством русских народных сказок через использование дидактических игр, игр– драматизации, театрализованную деятельность.
Ожидаемые результаты:
Вводя в свою работу с детьми чтение сказок, ожидаю формирование у воспитанников богатого внутреннего мира, развитие их способности рассуждать, нестандартно мыслить, выводить свои суждения и составлять собственное мнение о прочитанном, а так же сформировать у детей моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло, каким бы могущественным оно ни было. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения.
Продукт проекта:
Фото-отчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей
младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки».
Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный этап:
Определение темы (проблемы проекта)
Разработка плана.
Создание предметно-развивающей среды
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых игр с детьми.
Создание консультаций для родителей.
- Основной этап.
План проведения проекта с детьми
- Чтение, рассказывание сказок.
- Беседы.
- Рассматривание иллюстраций.
- Дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые игры.
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).
- Игры – драматизации.
- Театрализованная деятельность.
- Работа с родителями.
Месяца | Форма и тема мероприятия | Цели |
Октябрь | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Нравственный урок. «Добрый тот, кто помогает в беде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» (ООД). | Формировать умению сопереживать к персонажам сказки, развивать внимание детей, активизировать речь и обогащать словарь детей; воспитывать любовь к русской народной сказке, доброту и заботу о близких, поддерживать бодрое, веселое настроение. | |
Потешка «Петушок, петушок…» | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству и любовь к родному языку. | |
Лепка «Яичко для дедушки и бабушки» | Учить скатывать из комка пластилина шарик. Воспитывать любовь к фольклору, доброту и заботу о близких. | |
Подвижные игры: «Курочка Хохлатка», Курочка Рябушечка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя; упражнять детей в ходьбе. | |
Словесно-дидактическая игра «Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба». | Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении. | |
Пальчиковая игра «Вышла курочка гулять» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Повторение сказки «Курочка Ряба» | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Театр кукол «Би-ба-бо» по сказке «Курочка Ряба». | Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами. | |
Русская народная сказка «Репка» Нравственный урок. «Там, где дружат – живут не тужат». | ||
Ноябрь | Рассказывание русской народной сказки «Репка» (ООД). | Формировать представления о добре и добрых делах на основе русской сказки; Подвести детей к пониманию значимости малой помощи в общем деле. |
Лепка «Выросла репка - большая-пребольшая» | Учить детей создавать образ репки .Вызвать желание работать, чтобы получилась красивая, большая репка. | |
Дидактическая игра «Репка на прищепках» | Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Воспитывать дружеские отношения со сверстниками. | |
Подвижная игра «Мышеловка». | Упражнять детей быстро реагировать на сигнал воспитателя | |
Хороводная игра по мотивам сказки «Репка» | Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевой и двигательной активности. | |
Декабрь | Русская народная сказка «Колобок». Нравственный урок «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». | |
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» (ООД). | Формировать через сказочные образы нравственные убеждения: живи дружно, будь вежлив; воспитывать желание помочь; спасти колобка, найти выход из трудной ситуации. | |
Лепка «Колобок». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление. | |
Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок на окошке». | Развивать связную речь детей. | |
Дидактические игры «Кто лишний?» «Чья песенка». | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Пальчиковая игра «Мы лепили колобок» | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество. | |
Показ настольного театра «Колобок» | Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему; напомнить сказку «Колобок», вызвать желание рассказать сказку вместе с воспитателем; | |
Январь | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Нравственный урок: «Добро не умрет, а зло пропадет». | |
Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (ООД). | Учить детей понимать, что нельзя победить с помощью обмана, зло всегда будет наказано; воспитывать чувство сострадания, желание помочь. | |
Дидактическая игра «Как надо заботиться». | Формировать представление о добре, любви и заботе. | |
Пальчиковая гимнастика «Семья». | Развивать мелкую моторику рук, речи, интереса к фольклорным произведениям; воспитание добрых взаимоотношений между детьми, взрослым и ребенком. | |
Повторение сказки « Волк и семеро козлят». | Напомнить детям сказку; вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; воспитывать доброжелательное отношение к животным. | |
Рассматривание иллюстраций к сказке. | Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. | |
Показ настольного театра «Волк и семеро козлят». | Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;воспитывать умение детей внимательно слушать сказку.Воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства. | |
Февраль | Русская народная сказка «Теремок». Нравственный урок: «В тесноте, да не в обиде». | |
Рассказывание русской народной сказки «Теремок» (ООД). | Учить детей справедливому и внимательному отношению к людям; воспитывать умение быть вежливым, терпеливым, усвоить нравственный урок «В тесноте, да не в обиде». | |
Конструирование «Теремок». | Воспитывать желание помочь сказочным героям | |
Потешка «Идет коза рогатая…» | Обогатить эмоциональное, речевое и двигательное развитие детей, организуя подвижную игру на основе народных произведений | |
Настольный театр по сказке «Теремок». | Привлечь детей к совместной театрализованной деятельности; воспитывать умение детей внимательно слушать сказку. | |
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Кто, где живёт» | Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. | |
Настольно – печатная игра «Картинки-половинки». | Научить детей видеть целостный образ в отдельных частях. | |
Подвижная игра «Кто в теремочке живёт» | Воспитывать желание участвовать в совместной с другими детьми двигательно-игровой деятельности | |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Нравственный урок: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». | ||
Март | Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» (ООД). | Формировать нравственные эталоны и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность |
Конструирование «Домик для Зайчика». | Воспитывать желание помочь сказочному герою. | |
Пальчиковая гимнастика «Заюшкина избушка». | Развивать мелкую моторику и речь детей через устное народное творчество | |
Подвижные игры «Зайцы и лиса», «Лиса в курятнике». | Воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание. | |
Театр игрушек по сказке «Заюшкина избушка». | Продолжать формирование нравственных эталонов и различение духовно – нравственных категорий: добро – зло, мудрость – хитрость, гостеприимство – коварство, осмотрительность – неосторожность, беззащитность – неблагодарность | |
Апрель | Русская народная сказка «Маша и медведь». Нравственный урок: «Глупый киснет, а умный мыслит». | |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (ООД). | Приучать детей внимательно слушать русскую народную сказку. Учить следить за развитием действия и понимать содержание, сопереживать героям сказки. | |
Лепка «Пирожки». | Развивать воображение, наглядно-образное мышление | |
Дидактические игры «Что сначала, что потом», «Угадай, чья тень». | Учить детей находить заданные силуэты путем зрительного восприятия. | |
Подвижная игра «У медведя во бору» | Умение соотносить свои действия со словами, быстро реагировать на словесный сигнал. | |
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь». | Формировать уважение к старшим, привычку трудиться; продолжать учить различать доброе и злое. | |
Игра-драматизация «Мишка - отгадчик» | Учить детей умению узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации. | |
Май | Фотоотчёт по проекту «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Выставка книжек – малышек на тему: «Наши любимые русские народные сказки». Развлечение «Сказочное путешествие Мишутки». | |
Работа с родителями (законными представителями)
|
- Заключительный этап.
Анализ полученных результатов и формулирование выводов.
Планируемые результаты:
- Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.
- Потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
- Ответственность за свои дела и поступки.
- Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
- Развитие творческой активности.
- Развитие выразительной, образной речи.
- Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Литература:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012;
-Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)
Ведерникова В.М. Русская народная сказка. - М.: Наука, 1975.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребёнка - дошкольника. - М.: Мозайка-Синтез, 2009.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. - М.: Мозайка-Синтез, 2008.
Гриценко З.А. Положи своё сердце у чтения. (Книга для родителей). - М.: Просвещение, 2003.
Гурович Л.М. Береговая Л.Б. Логинова В.И. Пирадова В.И. Ребёнок и книга. (Пособие для воспитателя детского сада). СПб.: Детство - Пресс, 2000.
Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия ,2001.
Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
Сухомлинский А.И. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Педагогика, 1981
Флёрина Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам. - М.: 1952.
Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с художественной литературой . - М.: Г Ц Сфера, 2010.
В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В Бережнова
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...
Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...
Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливос...