Практико-ориентированный проект "Формирование первичных коммуникативных навыков у детей синдромом Дауна: "Говоришки"
проект на тему
Материалы конкурса научно-исследовательских проектов «ПРИНИМАТЬ. ПОНИМАТЬ. ПОМОГАТЬ» в рамках реализации программы международного сотрудничества «ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО ДЛЯ ВСЕХ», КГУ, гор. Курск, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorishki.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «Формирование первичных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна»
Актуальность исследования. По данным современных исследователей рождение детей с синдром Дауна регистрируется с частотой 1 случай на 500-800 новорожденных. Долгое время считалось, что такие дети неспособны обучаться, поскольку относятся к группе детей со сложным дефектом. Одним из главных нарушений, препятствующих успешному обучению детей с синдромом Дауна, является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отсутствия или глубокого отставания разговорной речи.
Педагогами и психологами разных стран активно разрабатываются методы психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей данной категории, но многие факторы, в том числе недостаточное количество и распространенность коррекционных методик для работы с детьми с синдромом Дауна, особенно направленных на коррекцию коммуникативной сферы, позволили обозначить цель и сформулировать тему проекта: «Формирование первичных коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна».
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 86» г. Курска является базой обозначенного базой практико-ориентированного образовательного проекта, в котором представлен опыт работы учителя-дефектолога по апробации авторской программы «Детишки - говоришки», направленной на формирование и развитие первичных коммуникативных навыков у «неговорящих» детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
В проекте описывается цель, задачи, краткая характеристика этапов работы, а также возможные формы проведения образовательной деятельности, необходимое оборудование, основные методы и приемы, представлены примерные конспекты коррекционно-развивающей деятельности, которые подходят к любой реализуемой в ДОУ программе, поскольку включают серию игр и упражнений по наиболее распространенным лексическим темам.
Реализация проекта показала, что если в систематическую работу с детьми с синдромом Дауна, внедрить специальную методику, направленную на формирование коммуникативной сферы, которая бы учитывала специфику данного состояния, психофизические и личностные особенности, то в результате можно получить положительную динамику в плане развития первичных речевых навыков у детей исследуемой категории.
Игры двигательного характера оказывают комплексное воздействие на организм ребенка: увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию, повышают эмоциональный тонус организма, мобилизуют артикуляторную деятельность, тем самым формируют у детей мотивацию к речевой деятельности и первичные коммуникативные навыки.
СОДЕРЖАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Актуальность исследования. Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает весьма затруднительным дифференциальный диагноз между нарушением интеллекта и речевым недоразвитием, так как умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном недоразвитии речи также часто отмечается задержанное и специфическое развитие интеллекта [1]. Однако сам факт взаимосвязи речи и интеллекта является несомненным, на что указано в ряде отечественных работ (Р. Н. Левина, С. С. Ляпидевский, Д. Б. Эльконин, Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова, В. К. Орфинская и др.)
В логопедии, в рамках изучения собственно речевых проблем, в первую очередь исследуются вопросы коммуникативной функции речи, что имеет самое непосредственное отношение к проблеме изучения и формирования языковой основы познавательных способностей детей, в силу того, что речевая деятельность в качестве одной из основных своих функций (помимо коммуникативной) несет и обобщающую функцию. Перед логопедией на сегодняшний день стоит задача распутать сложный противоречивый узел возрастных закономерностей нестандартно развивающегося единства речи и мышления, коммуникативной и обобщающей функций речи.
В этот же круг проблем входят недостаточно изученные вопросы эмоционально-волевой и личностной сферы детей с нарушениями интеллекта и речи. Наряду с изучением речевых и познавательных возможностей чрезвычайно важно исследование у них интересов, потребностей, мотивационной сферы.
Для большинства детей, поступающих в группы компенсирующей направленности (с нарушением интеллекта) дошкольных образовательных учреждений, типично значительное отставание в речевом развитии. В выписках из истории развития детей, к сожалению, все чаще можно увидеть такие диагнозы, как общее недоразвитие речи I уровня и системное недоразвитие речи. Это означает, что в детский сад поступил практически неговорящий ребенок, которому в решении этой проблемы будут помогать все специалисты ДОУ и в первую очередь учитель-логопед и (или) учитель-дефектолог. Безусловно, стремление специалистов научить ребенка говорить, используя хотя бы элементарную фразу, вызывает уважение к педагогу и его профессиональной компетенции, но следует отметить, что педагогическая работа в этом направлении идет довольно часто по линии отработки на индивидуальных занятиях фраз типа: "Это ляля", "Мишка спит" и т.д. Ежедневно дефектолог отрабатывает эти фразы с ребенком по картинкам и, обыгрывая, по, возможности, предметы, однако чаще это не оказывает ожидаемого влияния на речевое развитие.
Указанный подход к развитию речи следует признать непродуктивным, поскольку он игнорирует ее генетическую связь с деятельностью, ведет ее к искусственному отрыву от возрастных потребностей ребенка-дошкольника. А.Р. Лурия отмечал, что генетические корни языка следует искать не в самом языке, а в предметных действиях ребенка, а именно тесной связью с предметно-игровой деятельностью, которая на первоначальном этапе развития ребенка является доминирующей, обеспечивает формирование его речевых навыков.
Актуальность этого направления исследований очевидна, поскольку без глубокого знания психологических особенностей детей с речевыми нарушениями, без знания компенсаторных возможностей высших психических функций ребенка трудно себе представить дальнейшее успешное развитие научных и практических основ логопедии, и в частности создание адекватных эффективных средств специального обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, в частности детей с синдромом Дауна.
По данным современных исследователей рождение детей с синдром Дауна регистрируется с частотой 1 случай на 500-800 новорожденных. В связи с этим, возникает вопрос о возможности образования детей обозначенной категории.
В нашей стране долгое время для них были недоступны образовательные учреждения. Считалось, что такие дети неспособны обучаться, поскольку относятся к группе детей со сложным дефектом, объединяя в своем развитии несколько психофизических ограничений: имеют ряд хронических заболеваний различных органов и систем, отстают как психическом, так и в физическом развитии.
Одним из главных нарушений, препятствующих успешному обучению детей с синдромом Дауна, является недостаток коммуникативных навыков, проявляющийся в виде отсутствия или глубокого отставания разговорной речи. У детей указанной категории наиболее часто встречаются такие состояния как дизартрия - состояние, при котором затруднена правильная работа артикуляторных мышц и апраксия - состояние, мешающее правильно программировать, планировать и выстраивать по порядку звуки в речи. Иногда у детей с болезнью Дауна могут наблюдаться и дизартрия, и апраксия одновременно. Поэтому при работе дефектолог и должен опираться на наиболее сохранные, для каждого конкретно ребенка, психические процессы.
Путь к совершенствованию методов воспитания и обучения, разработки новых, ориентированных на эмоционально-личностные особенности, дифференциально-диагностических критериев отграничения детей с первичными нарушениями речи от детей с первичной задержкой психического развития и нарушением интеллекта проходит через экспериментально-психологическое и психолого-педагогическое изучение формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Педагогами и психологами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование коммуникативных навыков у детей с синдромом Дауна является проблемой скорее психолого-педагогического, нежели физиологического характера. В связи с этим активно разрабатываются методы психолого-педагогической коррекции коммуникативных навыков у детей данной категории.
Но недостаточное понимание причин возникновения данного заболевания, осознание проблемы воспитания детей с синдромом Дауна, важность коррекционной работы с «особенными» детьми, роль родителей в их воспитании, количество и распространенность коррекционных методик по работе с детьми с синдромом Дауна, особенно направленных на коррекцию коммуникативной сферы, позволили определить нам актуальность исследования: «Формирование первичных коммуникативных навыков у детей синдромом Дауна».
Цель исследования: разработать и апробировать специальную программу, направленную на формирование первичных речевых навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Задачи исследования:
1) теоретически обосновать проблему изучения коммуникативной сферы детей с синдромом Дауна в научной литературе;
2) выявить уровень сформированности познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна;
3) провести эксперимент по апробированию разработанной методики, который покажет ее эффективность для использования в работе с детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна в направлении формирования у них первичных коммуникативных навыков.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.
Предмет исследования: методика формирования и развития коммуникативной сферы дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования: если в систематическую работу с детьми с синдромом Дауна, внедрить специальную программу, направленную на формирование коммуникативной сферы, которая бы учитывала специфику данного состояния, психофизические и личностные особенности детей, то в результате можно получить положительную динамику в плане развития первичных речевых навыков у детей исследуемой категории.
Методы исследования. Теоретические: анализ обобщение научных работ по теме исследования. Практические: педагогическое наблюдение, экспериментальное исследование, обучающий эксперимент.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 86», в котором приняли участи 7 детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет с синдромом Дауна.
В связи с этим была разработана стратегия достижения поставленной цели:
Этапы | Виды и формы деятельности | Сроки | Ответственные |
I этап. Подгото- вительный | 1. Сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов и заключений ПМПК, проведение бесед, опросов и анкетирования среди родителей. 2. Диагностика речевых способностей детей и характеристика уровней их развития. 3. Составление индивидуального речевого профиля и образовательного маршрута для развития речи ребенка с ОВЗ. 4. Корректировка комплексно-тематического планирования на учебный год. 5. Разработка планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ. 6. Подбор методической литературы, пособий, оборудования для разработки программы в рамках реализуемого проекта. | Сентябрь
| Педагоги и специалисты ДОУ |
II – этап реализации
| 1. Реализация программы через индивидуальную и подгрупповую форму работы. 2. Взаимодействие с родителями в плане закрепления усвоенных навыков. 3. Регулирование и корректировка процесса реализации проекта. | Октябрь-апрель | Учитель-дефектолог |
III – контрольно-диагностический этап. | 1. Обобщение опыта работы, оформление документации. 2. Рефлексия деятельности; подведение итогов реализации проекта. 3. Проведение консультации для родителей по итогам реализации проекта. | Май | Учитель-дефектолог |
Проведение бесед, опросов и анкетирования среди родителей по вопросу формирования речи детей позволили нам определить запрос по данному направлению работы.
Сбор анамнестических данных, анализ медицинских документов и заключений ПМПК и диагностика коммуникативных навыков детей обозначили объективную картину об общих особенностях их общения.
Экспериментальное исследование речевых особенностей и способностей детей обозначенной категории проводилось индивидуально и включало в себя уровень:
• мотивации;
• целенаправленности;
• способы выполнения действий;
• обучаемость, т. е. способности детей к восприятию помощи и логическому переносу навыков на выполнение аналогичного задания.
На первоначальном этапе нами был исследован уровень понимания детьми с синдромом Дауна обращенной к ним речи:
Задание 1 - проверяют, отзывается ли ребенок на свое имя;
Задание 2 - просят указать на называемый предмет;
Задание 3 - предлагают показать у куклы какую-либо часть лица или тела;
Задание 4 - просят найти аналогичную часть лица или тела у себя;
Задание 5 - просят подать называемый предмет;
Задание 6 - предлагают произвести с предметом определенные действия, например, положить кубики в коробку (задание может усложняться в зависимости от возраста детей);
Задание 7 - предлагают проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом (формулировку задания можно повторять несколько раз).
Данные вносили в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определяет количество набранных ребенком баллов: 1 раз - 2 балла; 2 раза - 1 балл (при выполнении задания), 0 баллов (при невыполнении задания); более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набирал от 11 до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи; от 7 до 10 баллов - средний уровень понимания речи; от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
Анализ диагностики показал, что 70% участников эксперимента показал низкий результат по нахождению названных предметов/игрушек; 85% - низкий результат при выполнении действий с разными предметами; 60% низкий результат при выполнении движений по просьбе взрослого.
В ходе процедуры обследования уровня понимания речи, параллельно мы просили детей назвать те предметы, которые они показывали в пятом задании, либо назвать часть тела, которую они указывали на кукле в третьем задании.
Если ребенок произносил слово полностью – 2 балла, часть слова (слог из слоговой структуры слова) – 1 балл, не проявил речевой деятельности – 0 баллов.
Из 7 обследуемых детей: один ребенок (15%) набрал 2 балла, еще один ребенок (15%) набрал один балл, остальные дети (70%) – «неречевые» - 0 баллов. Эти данные указывают на крайне низкий общий уровень речевого развития группы детей с синдромом Дауна.
Посредством диагностики мы попытались выявить реальные способности каждого ребенка, его сильные и слабые стороны, чтобы наша работа была плодотворнее и эффективнее.
Учитель – логопед, либо учитель-дефектолог, являясь координатором коррекционно-развивающего процесса, организует занятия, помогает педагогам и родителям проанализировать особенности общения с ребенком и выбрать наиболее эффективные стратегии для овладения детьми новыми языковыми средствами.
На основании результатов диагностики детей координатор образовательного процесса руководит составлением индивидуального речевого профиля и образовательного маршрута для развития речи каждого ребенка; проводит корректировку комплексно-тематического планирования на учебный год, планов взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ, а также организует подбор методической литературы и пособий для работы в рамках реализуемого проекта. Вместе с тем стоит еще раз подчеркнуть, что любые исследования, любые специальные и общеобразовательные мероприятия, связанные с проблемой обучения языку, конечно, имеют непосредственное отношение к изучению и формированию познавательных, воспитательных и других основ психосоциальной жизни детей.
По опыту работы замечено, что у детей с синдромом Дауна обычно лучше развита зрительная образная память, чем слуховая. Им нужно помогать осваивать речь не только на слух, но и с помощью зрительных опор. И для того чтобы вызвать у ребенка потребность в речевом общении, педагог должен создать такие игровые ситуации и действия с предметами, которые способствуют пробуждению у детей речевой активности. Говорение, осуществляемое ребенком по ходу игры, т.е. применение речи, способствует развитию у него языковой способности (компетенции). Подражая в игре взрослому, ребенок вслед за ним произносит не только отдельные слова - названия игрушек, действий, но и целостные высказывания. Так, например, он может сказать: " Мишка, мишка, хватит спать!", " Я собачку ставлю на пол", "Мы флажки за спину спрячем", или может дополнять неоконченные фразы взрослого. Возможно, при этом слова будут произноситься не всегда верно, но не это должно обращать на себя внимание взрослого. В данном случае педагог должен поддерживать саму готовность говорить! Позже, когда у ребенка образуется необходимый речевой опыт, учитель-дефектолог может заниматься отработкой словарного запаса, а учитель-логопед - постановкой звуков. На первоначальном этапе важно, чтобы ребенок начал подражать предметным и речевым действиям, стал говорить по поводу того, что происходит в ситуации. Учитель-дефектолог должен в момент игры формировать у ребенка речевое поведение и побуждать его к речи. И в этом случае будет лучше использовать подвижные, малоподвижные игры и физические упражнения.
У детей с синдромом Дауна физические упражнения способствуют восстановлению генетического кода, в котором развитие функциональных систем организма происходит в результате движения. Поэтому основными средствами в работе с «неговорящими» детьми мы выбрали кинезотерапию и логоритмику. Игры двигательного характера оказывают комплексное воздействие на организм ребенка: увеличивают активность сенсорных систем, совершенствуют вегетативную регуляцию, мобилизуют общую моторную деятельность, повышают эмоциональный тонус организма. В любом конспекте многочисленной методической литературы отводится некоторое время для проведения одной физминутки или пальчиковой гимнастики, но для детей с нарушением интеллекта такого времени недостаточно. В связи с этим возникла необходимость собрать физминутки, уже ставшие классическими, а также авторские наработки в систему. Проект представлен комплексом примерных конспектов коррекционно-развивающей образовательной деятельности с детьми с ОВЗ (психическое недоразвитие, обусловленное болезнью Дауна), которые подходят к любой реализуемой в ДОУ программе, поскольку включают серию игр и упражнений по наиболее распространенным лексическим темам. При проведении представленной работы учитывались преемственность образовательных программ, взаимодействие педагогического коллектива, а также деятельностный подход и опора на индивидуальные особенности детей с учетом сопутствующих дефектов.
В упражнениях мы целенаправленно не представили движения по тексту стихотворных упражнений, поскольку считаем, что это дает возможность для развития творческого потенциала педагога и учитывает особенность контингента детей.
Занятия проводились в форме подгрупповой деятельности, цель которых заключалась в налаживании эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком для привлечения к речевой активности.
Оборудование подбиралось по необходимости для каждого конкретного конспекта.
В качестве основных методов использовались гимнастические упражнения, подвижные игры со словесной стихотворной инструкцией, малоподвижные игры с использованием наглядности, жестовое общение.
Основными приемами является объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию.
Разработанная и апробированная нами система образовательной деятельности дает положительные результаты в преодолении трудностей речевого характера, поскольку, ребенок постоянно СЛЫШИТ и «ВИДИТ» слово.
По ходу реализации проекта родители были обеспокоены тем, что дети выберут «легкий» способ общения, например, жесты, и гораздо позднее начнут говорить. На самом же деле опыт применения этой системы показывает, что: дети с синдромом Дауна, использующие жестовый язык, в среднем начинают говорить раньше и словарный запас у них больше чем у детей, не использующих никаких опор. Детям, которых учат слова посредством движения, гораздо легче выразить свои желания, свои мысли. Развивается их мышление, воображение, повышается мотивация к общению. У детей, которые не могут говорить и не имеют альтернативной системы выражения, может развиться фрустрация (депрессия) и нежелание продолжать попытки наладить общение.
Анализируя работу проекта, хочется отметить, что работа по развитию речи велась целесообразно и адресно, с учетом индивидуальных возможностей и проблем каждого ребенка.
Для того чтобы процесс реабилитации детей с синдромом Дауна проходил непрерывно и давал лучшие результаты, родители продолжали работу по обучению и закрепляли полученные умения и навыки в домашних условиях. Для них в рамках проекта были организованы семинары-практикумы, консультации, «уроки мастерства».
За ходом проекта осуществляется непрерывный контроль. В процессе мониторинга коррекционно-образовательного процесса использовались качественные и количественные методы обработки результатов.
Через год работы низкий общегрупповой результат коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна сократился с 70% до 40%.
Используемая литература:
1. Гуменная Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М., 1991. C. 41–72.
2. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие – Ярославль: Академия развития, 2008
3. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005
4. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2007
5. Управителева Л.В. Подготовка к школе в детском саду. Счет, чтение, речь, мышление. Для детей 4-5 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект "Совместный игровой сеанс родителей и детей в группе раннего возраста
Взаимодействие: педагог, родители, дети. Игровое мероприятие....
Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР
Данная формы работы с родителями связана с накопленным опытом и потребностями родителей. Информационно-практико-ориентированные мастер-классы логопеда с родителями группы детей с ЗПР ...
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)
Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Формирование первичных речевых навыков у детей с алалией
Формирование первичных речевых навыков у детей с алалией...