Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ
статья по теме
Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propedevtika.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефремова Н.А., учитель-дефектолог,
г. Курск
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА В КОНТЕКСТЕ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Сложившаяся практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), равно как и её методологическое обоснование в современных педагогических пособиях, подчеркивает, что должны быть найдены и обоснованы более гармоничные, сбалансированные подходы к процессам воспитания и обучения детей обозначенной категории, которые бы учитывали их психологические особенности и индивидуальные возможности. Однако методика обучения, адекватная этим установкам, реализующая их на практике, до настоящего времени не отработана. Сохраняется противоречие между актуальными требованиями построения воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с одной стороны - а, с другой стороны, содержанием и организацией занятий с детьми с ОВЗ, в частности с детьми с синдромом Дауна.
На сегодняшний день в нашей стране дети с синдромом Дауна имеют возможность посещать детские сады любого из существующих видов, и следовательно, их образование будет выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, которая предусматривает как уход и заботу о детях, так и обучение важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей.
Этап дошкольного детства — время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему — дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Главными условиями включения «особого ребенка» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) являются:
• наличие в учреждении учителя-дефектолога, который будет координатором образовательного процесса;
• наличие оборудованного кабинета для организации подгрупповой и индивидуальной работы;
• программно-методическое обеспечение целостного процесса образования детей с ОВЗ;
• построение развивающей среды в соответствии с особенностями детей обозначенной категории;
• готовность всего педагогического и детского коллектива к принятию «особого ребенка».
Реализуя комплексную образовательную программу с детьми с ОВЗ, учитель-дефектолог должен в первую очередь ориентироваться на их индивидуальные психофизические особенности. Дети с синдромом Дауна – это особая категория лиц с ОВЗ, поскольку объединяют в своем развитии несколько психофизических ограничений и, относятся тем самым к группе детей со сложным дефектом. Дети с синдромом Дауна поступают в ДОУ в возрасте 3-4 лет, не смотря на то, что имеют ряд хронических заболеваний различных органов и систем и отстают как психическом, так и в физическом развитии.
При этом опыт работы показывает, что дети с синдромом Дауна, в возрасте 3 лет, не способны к усвоению реализуемой программы с 1-го года обучения. Следовательно, у учителя-дефектолога, как координатора образовательного процесса, возникает необходимость разработки особой модели воспитательно-образовательной работы для данной категории детей.
Мы систематизировали имеющиеся в общей и специальной психолого-педагогической литературе методические рекомендации к организации воспитательно-образовательного процесса и дополнили их, обобщив собственный опыт работы в качестве учителя-дефектолога дошкольного образовательного учреждения.
Во-первых, детям с ОВЗ необходимо увеличить адаптационный период, который может растянуться до 2-х месяцев. В этот период педагог должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Еще одной особенностью построения воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна является организация пропедевтического периода, не имеющегося в программе для нормально развивающихся сверстников, но являющегося целесообразным для детей с ОВЗ, так как дает возможность в элементарной форме восполнить недостающие представления об окружающем мире для дальнейшего адекватного усвоение знаний, умений и навыков. Данный период может занять время до одного года.
Подробнее остановимся на задачах пропедевтического периода с «особенными» детьми:
- обучение сосредотачиваться на предложенных заданиях;
- развитие способностей к познавательной, игровой, общественно-полезной, трудовой деятельности;
- формирование умений работать с помощью педагога, а затем и самостоятельно;
- осуществление работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены;
- активизация познавательной мотивации.
Учитывая психофизические особенности детей с синдромом Дауна и их проблемами в интеллектуальном развитии, можно сделать следующие выводы по организации работы дошкольников в пропедевтический период:
- непосредственная образовательная деятельность в первом полугодии должна длиться не более 10 минут, а во втором – не более 15 минут.
- в связи с замедленным темпом усвоения необходима регламентация объема программного материала по всем разделам программы и более рациональному использованию времени для изучения определенных тем;
- обучение детей строится на тактильном, наглядном и словесном методах. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для отдельных детей с синдромом Дауна, имеющих глубокое интеллектуальное нарушение, при сопутствующих ему задержке речи, нарушении слуха и (или) зрения, следует использовать специальные методы, приемы, формы и средства, например, пиктограммы, систему жестов и др.
На данном этапе большую помощь оказывает программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» разработанная Майром Петерси и Робертом Трилором. Согласно этой программе нами было составлено перспективно-тематическое планирование по основным направлениям работы: «Восприятие речи» и «Навыки общения», основная цель которых накопить определенный пассивный словарь, научить ребенка понимать обращения к ним других людей и перевести пассивный словарь в активную речь. Наряду с реализацией указанных направлений деятельности учителя-дефектолога, необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и речи и для реализации этой задачи в пропедевтическом периоде мы используем систему М. Монтессори.
- в комплексе пропедевтической работы особое место принадлежит индивидуальным занятиям. Эффективности такой деятельности достигается вследствие того, что специалист учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, видит лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подбирает действенные методические приемы для работы с группой детей с синдромом Дауна.
- в одно индивидуальное занятие целесообразно включить различную видовую деятельность: выполнение крупных движений совместно с педагогом; задание на выполнение предметно-сюжетных игровых операций (покатать куклу или мишку в коляске, напоить куклу из чашки); задание на выполнение предметных действий (дидактическая игра на раскладывание однородных предметов разного цвета на две, три группы) и другие.
Степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий можно получить с помощью таких методов, как непосредственная беседа с родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть спланированным, ориентированным и систематическим. Особенно важно наблюдение за ведущей деятельностью ребенка, его познавательной активностью, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника. Полученные сведения позволяют целенаправленно вносить коррективы в дальнейшую работу по организации процесса воспитания и обучения детей с синдромом Дауна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.
Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...
Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения
Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИДОРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дання статья посвящена детям с Синдромом Дауна, их социализации и адаптации....
рекомендации к организации работы с детьми с синдромом Дауна
консультация...
Технология социально психологического благополучия ребенка с синдромом Дауна в ДОУ. Педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
В статье содержится опыт работы в детском саду с ребёнком с синдромом Дауна....
«Комплексный подход в работе с детьми с синдромом Дауна в условиях группы комбинированной направленности в ДОУ »
В коррекционной работе используются элементы различных методик: Ю.А Разенковой., О.Б. Закревской, О.В. Боровика, Е.Ф. Архиповой, Е.А. Стребелевой, Т.Н. Новиковой-Иванцово...