Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
статья
Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, сегодня приходится констатировать снижение интереса к исторической преемственности с прошлым, как одной из составляющих духовно-нравственных ценностей народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_semeynyh_traditsiy_kak_duhovno.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тебенькова Евгения Игоревна,
Воспитатель
МКДОУ д/с № 19 «Сказка» г. Омутнинска
Кировской области
Формирование семейных традиций посредством духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников
Современное общество находится в эпохе глобальных перемен и новых возможностей, позволяющих инновационными способами сделать нашу жизнь более качественной, разнообразной и насыщенной. Вместе с тем, сегодня приходится констатировать снижение интереса к исторической преемственности с прошлым, как одной из составляющих духовно-нравственных ценностей народа.
В связи с этим, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным издан Указ от 9 ноября 2022г. №809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно - нравственных ценностей». Новая федеральная образовательная программа дошкольного образования имеет своей целью - всестороннее развитие ребенка на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций.
В методологическую основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где основополагающим принципом дошкольного воспитания выступает «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Духовно-нравственное развитие есть процесс формирования нравственных и духовных ориентиры, самосовершенствование в служении добру. Цитата английского философа Френсиса Бэкона «Любовь к родине начинается с семьи», указывает на ту величайшую ценность, что закладывает духовную основу, нравственные ориентиры ребенка дошкольного возраста, начиная с личного до общечеловеческого. Специфическая особенность этого процесса заключается в том, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Семья - это тот самый первый и главный институт социализации ребёнка, который играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Семьёй определяются уровень и содержание развития личности ребёнка в нравственном и социальном аспектах.
Под семейными традициями понимается атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех её членов, многие из которых передаются из поколения в поколение. А младший дошкольный возраст - самый благоприятный период для начал наследования семейных ценностей и самый естественный способ воспитания любви к семье, малой родине, Отечеству.
К сожалению, приходится признать факт, что напряженная профессиональная деятельность многих родителей сегодня, связана с материальной стороной, и выражается в необходимости заработать средства к существованию, а это неизбежно ведет к устранению их от воспитательного процесса. Отсюда дефицит свободного времени для общения и совместных занятий с ребенком, тем более передачи семейных традиций.
Данное утверждение подчеркивает актуальность проблемы возрождения семейных традиций и направляет на поиск эффективных путей формирования духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует создания единого образовательного пространства между семьёй и образовательной организацией, а в качестве одного из ведущих выступает принцип партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.
Объектом исследования является процесс формирования семейных традиций как духовно – нравственных ценностей у младших дошкольников.
Предметом исследования стали условия формирования семейных традиций как духовно – нравственных ценностей у младших дошкольников, что выступает в качестве
Цели работы.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- Способствовать созданию системы взаимодействия семьи и ОО для повышения компетентности в вопросах формирования семейных традиций;
- Стимулировать родителей к поиску и внедрению наиболее эффективных форм работы по проблеме формирования семейных традиций у детей младшего дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в поиске и апробации форм взаимодействия с семьей в реализации проблемы формирования семейных традиций как духовно-нравственных ценностей младших дошкольников.
Основная идея опыта заключается в системно - деятельностном подходе, предложенном Львом Семеновичем Выготским. Данный подход актуален в свете изменений образовательной системы, отвечает запросам современного общества. Ключевое место в системно - деятельностном подходе занимает категория "деятельности", а деятельность сама рассматривается как своего рода система, нацеленная на результат.
Гипотеза: Мы предполагаем, что применение эффективных форм взаимодействия с семьей, будет способствовать формированию семейных традиций как духовно-нравственных ценностей у младших дошкольников.
Методы, используемые при реализации поставленных задач
Для решения поставленной цели и задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической и методической литературы по исследуемой теме, педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, учет активности родителей, анализ результатов деятельности.
Практическая значимость результатов определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по формированию традиционных семейных ценностей у младших дошкольников.
Технология работы
На начальном этапе взаимодействия ОО с семьей была разработана анкета, состоящая из ряда вопросов, направленная на выявление уровня сформированности семейных традиций. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Результаты анкетирования родителей младших дошкольников показали в основном низкий и средний, что говорит о недостаточной педагогической компетентности родителей по вопросам формирования семейных традиций, и указывает на необходимость взаимодействия семьи и ОО по данной проблеме.
В ходе индивидуальных бесед воспитателей с родителями были изучены пожелания и предложения родителей в вопросах взаимодействия с ОО. Большинство родителей признают необходимость сотрудничества с ОО для оказании методической и практической помощи в вопросах формирования семейных традиций как начал духовно – нравственного воспитания младших дошкольников, готовы к реализации деятельности в разных формах.
На основании выявленных проблем для родителей был организована дискуссия «Традиции нашего детства», в ходе чего выяснилось, что традиционный уклад семьи, поддерживаемый предками сохранялся, но сегодня он постепенно утрачивается, нарушаются семейные и родовые межпоколенные связи и отношения почитания, уважения старших, сходят на нет навыки совместного с ребенком проживания событий жизни семьи.
Высказаны мнения о том, что важно последовательно возрождать семейные традиции, начиная с праздников: дни рождения, поздравления к торжественным дням, семейные традиционные обеды и пр.
Подчеркивалась важность совместных семейных прогулок и спортивных игр, чтения книг и их обсуждения, изготовления поделок, организации индивидуальных выставок, досуговых мероприятий.
На практическом этапе с целью повышения компетентности родителей и обогащения семейных традиций нами были подготовлены теоретические и практические материалы «Cемейные традиции для счастливой жизни». К апробированию части материалов активно привлекали родителей:
1. Рекомендации «Традиции на каждый день»: «Секретное рукопожатие», «Общее застолье», «Семейные объятия», «Читаем на ночь», «Вечерняя прогулка»
2. Буклеты: «Еженедельные традиции»: «Воскресный завтрак», «Поход за покупками», «Выход на стадион».
3. Выставки и вернисажи: «Семейные реликвии», «Предметы из игр нашего двора», «Как мы отмечаем праздники», «Наша дружная семья».
4. Встречи в семейной гостиной: «Семейный фотоальбом», «Маленькие праздники», «Детские игры родителей».
5. Фоторепортажи: «Поход в природное окружение», «Экскурсия по городу», «Как мы лето провели», «У бабушки в деревне», «Герои нашей семьи».
6. Семейная мастерская «Умелые ручки»: «Чудеса из ненужных вещей», «Мастерим кормушки для птиц».
7. Организация Семейного совета: «Разрешение семейных конфликтов между детьми», «Дизайнерские решения», «Семейные правила».
Результативность опыта
Целью нашей работы было создание условий формирования семейных традиций как духовно- нравственных ценностей у младших дошкольников. К реализации цели активно привлекали семьи воспитанников, что способствовало повышению их компетентности в вопросах возрождения семейных традиций, восстановлению преемственности семейных поколений.
Поиск и апробация форм совместной деятельности семьи и ОО по реализуемой проблеме доказали свою эффективность. Родители проявляют искренний интерес к совместной творческой деятельности с детьми, повысилась культура межличностного взаимодействия между семьями воспитанников и ОО.
Список литературы
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
- Болдырева Н. Г., Зверева Л. А., Рябинина С. И. Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 753-755
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60 — 68.
- Каратаева Н.А. Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей дошкольного возраста. М.: Академия, 2007 . – 265с.
- Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2.
- Листратенко Н.П. Семейные взаимоотношения и их влияние на развитие личности ребенка// Воспитание и дополнительное образование. — 2004. — №3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании
Семейные традиции – один из основных методов воспитания дошкольников. Эти многовековые традиции позволяют понять близкую связь с бабушками, дедушками, совместными предками, да...
«Семейные традиции основа духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)ВведениеОбщество покоится на духовно – нравственных основах человеческой души, котор...
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному воспитанию и развитию.В этой статье речь идет о повышении родительской компетенции, формирование этических представлений о ценно...
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей.
Семейные традиции в духовно-нравственном воспитании детей....
Роль семейных традиций в духовно – нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Духовно - нравственное воспитание....