Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
методическая разработка на тему

1 часть выпускной квалификационной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушениями зрения

Выпускная квалификационная работа

Работа допущена к защите                                                     Выполнила:

«     »_______________2016 г.                                                   Наговицына Юлия Александровна

Работа защищена                                                                      Студентка 3 курса 213 группы

«     »_______________2016 г                                                     Специальность  44.02.04

                                                                                               специальное дошкольное образование

                                                                                                      Научный руководитель:

.                                                                      Дедерер Наталья Александровна

Кемерово 2016

Содержание

Введение ……………………………………………………...………………3

Глава I. Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

1.1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………

1.2. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения ………………………………….

1.3. Игровая деятельность и ее возможности для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения…………………………..

Выводы по 1 главе…………………………………………………………….

Глава II. Экспериментальное исследование по изучению развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

2.1. Изучение развития мелкой моторики в процессе игровой деятельности для детей подготовительной группы с нарушением зрения……………………

2.2. Работа, направленная на развитие мелкой моторики детей подготовительной группы с нарушением зрения………………………….

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования…………………

Выводы по 2 главе………………………………………………………………

Заключение …………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы………

Введение

Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка - очень важный период для его дальнейшего развития. Ведь в это время развивается и формируется «фундамент» его личности. Особенно важен этот период для ребенка с нарушением зрения, так как в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволят ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире.

Дети с нарушением зрения имеют специфические особенности в своем развитии. У детей дошкольного возраста со зрительной патологией имеются проблемы в координации движений, слабо развита зрительно – моторная координация, сила и точность мелкой мускулатуры (Л.И. Солнцева) [].

В специальной литературе(А.Г. Литвак, В.И. Лубовского) уделяется внимание освещению роли развития двигательной сферы, в частности мелкой моторики рук, в психическом развитии ребенка со зрительной патологией. Отмечается важность коррекционных мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики детей.

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения требует больше времени, использования специальных приемов, необходимого учета состояния здоровья ребенка (Л.А. Дружинина) [] .

Процесс развития мелкой моторики в дошкольном возрасте довольно длительный. Поэтому необходимо соблюдать определенную систему в организации деятельности ребенка. Л.И. Плаксина отмечает, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Готовность ребенка к обучению в школе в значительной мере зависит от уровня развития мелкой моторики рук. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков в дошкольном возрасте: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием (И.Л.Солнцева) [].

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой.

Л.И. Солнцева отмечает, что стимулируя в процессе специально организованного воспитания и обучения активность, перцептивные потребности, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно дать развитию психики слабовидящих детей направление, максимально приближающее к развитию нормально видящих детей.

Ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста для детей, как в норме, так и с нарушениями зрения является игра (ссылка на Выготского). Мы предполагаем, что развитие мелкой моторики также эффективнее всего осуществлять в процессе игровой деятельности детейсо зрительной патологией. В связи с этим цельюнашей работыявляетсятеоретическое изучение и практическое исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объект изучения: мелкая моторика детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Предмет исследования:средства развития мелкой моторики детей с нарушением зрения в условиях детского сада

Гипотеза исследования:Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрение наиболее эффективно происходит в процессе игровой деятельности, если соблюдается следующие условия:

  1. Игровая деятельность доступна по своему содержанию возрасту ребенка, его индивидуальным особенностям и интересам;
  2. Учтены зрительные возможности конкретного ребенка;
  3. Работа в ходе игровой деятельности, направленная на развитие мелкой моторики, основывается на сохранных анализаторах ребенка;
  4. Создана ситуация успеха.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Изучить и описать теоретические основы понятия «мелкая моторика» и современные исследования по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением зрения;

2. Изучить опыт работы дошкольного образовательного учреждения по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста подготовительной группы с нарушением зрения в процессе игровой деятельности;

3. Провести диагностику уровня развития мелкой моторики у детей подготовительной группы с нарушением зрения;

4. Разработка комплекс игр и упражнений, направленный на развитие мелкой моторики у детей подготовительной группы возраста с нарушением зрения в процессе игровой деятельности.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Педагогические наблюдения;

3. Беседы, занятия, игры;

4. Анализ развивающей среды; анализ планов воспитателей.

База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 201 «Компенсирующего вида», г. Кемерово.

Глава I. Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения

1.1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

В современной психолого-педагогической литературе большое место уделяется освещению вопроса развития двигательной сферы ребенка, моторики руки. Н. П. Анохин, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтес рассматривали руку как «специфический человеческий орган».

М. М. Сеченов писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными и моторными функциями» [].

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти рук в человеческом мозге.

В своей работе, исходя из изученных литературных источников, мы придерживаемся следующих определений:

Моторика–это совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. (Е.А. Стребелева) [].

Моторика движений рук – это осуществление двигательных действий рук, их точность и четкость при выполнении физических упражнений и трудовых операций (Мельникова С.С.) [].

Мелкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды [59].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [].

Вопросом изучения закономерностей развития мелкой моторики у дошкольников занимались Т. Н.Андриевская, Г. В.Беззубцева, О. В.Бачина, М. М.Кольцова, Н. Ф. Коробова.

Зрительный анализатор осуществляет подтверждающий контроль за движением кисти руки, посылая сигнал об этом в центр головного мозга, таким образом помогая осуществлять мелкими мышцами пальцев рук движения в полном объеме [].

Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется четко дифференцированными и взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Дети с трудом выполняют равномерные движения, с инертным процессом возбуждения с трудом переходят от быстрого темпа к медленному и наоборот. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только аналитической зрелости мозговой коры, но и выработки ее динамических функций, что в дошкольном возрасте сформировано не в полной мере.

Таким образом, характер выполнения индивидом различных двигательных актов отражает функциональное состояние и зрелость моторной зоны коры головного мозга [49 см материал к диплому].

Сенсомоторная координация рук обеспечивается следующими механизмами:

Чувствительность пальцев, она дает возможность узнавать предмет, определять его признаки, приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивает их качества, дает возможность планировать захват предмета и действия с ним.

Регуляция тонуса и сокращения мышц дает возможность выполнять точные и быстрые движения.

Развитие зрительно-моторной координации имеет свои возрастные особенности. Для ребенка трех– шести месяцев характерны следующие навыки поведения: малыш направляет руки ко рту, следит за движением рук, под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает ею. В шесть-двенадцать месяцев у ребенка развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Ребенок перекладывает предмет из одной руки в другую, может положить ложку в чашку, кубики в коробку. В один – два года ребенок чертит штрихи и «каракули», держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал– в овальную. Повторяет изображение нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий. В два– три года может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, режет ножницами. Рисует по образцу крест.

В три– четыре года ребенок обводит по конурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч. В четыре-пять лет ребенок уже закрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом. Изображает человека (от двух до трех частей его тела). Копирует квадрат. Дополняет три части в незавершенную картинку. В пять-шесть лет ребенок может аккуратно раскрасить картинки, пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к карте. Бьет молотком по гвоздю, воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Развитие тонкой моторики рук также может иметь свои возрастные особенности. Для детей одного – двух лет характерны следующие навыки поведения: ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом, переворачивает страницы книги. В два – три года ребенок открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем, нанизывает бусы. В три – четыре года может держать карандаш пальцем, копировать формы несколькими цветами, собирает и строит постройки из девяти кубиков. В четыре – пять лет рисует карандашами или цветными мелками, строит постройки более чем из девяти кубиков, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботики.

Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Таким образом, в общей и специальной психолого-педагогической литературе описаны закономерности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, раскрыты проблемы, что позволит сделать сравнительный анализ особенностей развития мелкой моторики нормально видящих детей с особенностями развития детей с нарушением зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством игр с водой и песком

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.  Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня –...

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

В данной статье представлена классификация дидактических игр и упражнений по развитию конструктивных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

"Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"

В статье говорится о важности подбора качественного изобразительного материала и необходимости применения тренировочных заданий в ходе предварительной работы....

Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста как средство развития их речи....

Статья «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Пластмассовые шарики.

В статье представлен накопленный опыт по созданию нетрадиционного оборудования, изготовленного из ппастмассовых шариков для сухого бассейна. Оборудование мотивирует детей с нарушением зрения на двигат...

"Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития "

quot;Особенности развития мелкой моторики  детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"Специалисты коррекционного профиля отмечают огромное значение мелкой моторики в психи...

Мастер -класс для педагогов ДОУ на тему: «Кинезиологические игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста»

В данном мастер-классе  я хочу поделиться своим опытом работы по использованию комплекса упражнений из цикла «гимнастика для мозга». Я использую эти упражнения на своих занятиях и счи...