Преподавание русского языка в начальной школе.
статья на тему
Статья подготовлена в помощь учителям методического объединения начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no1.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья : Преподавание русского языка в начальной школе.
Учитель начальных классов: Чернова Н.В.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Современному учителю необходимо переосмыслить цели и ценности начального образования, сформулированные в новом Стандарте для начальной школы.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников. Еще В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).
УУД на уроках русского языка в начальной школе являются:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
-умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
-стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
В настоящее время преподавание в начальных классах ведётся по разным учебно-методическим комплектам. И овладение учащимися универсальными учебными умениями во многом зависит от того, по какому УМК они обучаются. Я проработала по системе РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова деcять лет и считаю, что содержание предмета «Русский язык» как и методика преподавания, отвечают всем требованиям концепции развития УУД.
В системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова обучение строится в соответствии со следующими принципами:
- принцип управления развитием- организуя обучение детей особым образом, можно закономерно управлять темпами и содержанием их развития;
- принцип «восхождения от абстрактного к конкретному»– введение детей в учебный предмет начинается с выделения исходного отношения, общего принципа построения предмета; понимание направления движения придаёт смысл движению;
- принцип исследования и поиска– знания не даются детям в готовом виде, существенные свойства изучаемого предмета они сами обнаруживают в процессе решения учебных задач;
- принцип моделирования– общий способ дети ищут в предметно-практической деятельности, центральным учебным действием которой выступает моделирование, поскольку именно через модель получают выражения общие способы решения класса различных задач;
- принцип соответствия содержания и формы– использование форм организации коллективно-распределённой деятельности соответствует этапу освоения учениками способов действия.
В соответствии с данными принципами для описания системы Д. Б. Эльконина-В.В Давыдова достаточно одной формулы «поиск общих способов действия». А это есть ничто иное как понятие «универсальные учебные действия» как в широком понимании ( умение учиться) ,так и в более узком значении (совокупность способов действий учащегося). Т. е. мы видим, что ключевой составляющей системы развивающего обучения Э-Д является обеспечение условий для развития УУД. Умение результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из прошлого опыта новое знание, самостоятельно расширять границы своих знаний и умений, проявлять инициативу в новых образовательных ситуациях – эти составляющие компетентности являются неотъемлемой частью образовательной технологии Э-Д.
При анализе содержания учебников русского языка можно заметить, что внутренняя структура каждого параграфа учебника включает в себя такие элементы, которые в той или иной степени направлены на формирование всех групп универсальных учебных действий. Но задания и упражнения, способствующие эффективному развитию учебной деятельности и логических приёмов мышления наиболее частотны.
Рассмотрим несколько упражнений и постараемся выявить, для формирования каких познавательных учебных действий создаются условия при их выполнении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность в обучении родному языку между дошкольными учреждениями и начальной школой
В статье рассказывается об опыте работы дошкольного подразделения и начальной школы ГОУ СОШ "Лосиный остров" № 368....
Преемственность в обучении родному языку между дошкольными учреждениями и начальной школой, Дошкольное образование 2000
Из опыта работы ДОУ №368 г. Москвы...
ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»
МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко» ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс школа 21 века
Рабочая программапо русскому языку...
презентация: специальная методика преподавания русского языка
презентация: специальная методика преподавания русского языка...
Статья на тему: Использование песенного и поэтического материала как средство приобщения к британскому фольклору на уроках английского языка в начальной школе
Статья на тему: Использование песенного и поэтического материала как средство приобщения к британскому фольклору на уроках английского языка в начальной школе...
Открытое занятие по русскому языку подготовительной к школе группе на тему: «Зима».
Цель:обобщить и систематизировать знания детей о зиме; называть признаки зимы; учить детей отвечать на вопросы; развивать навык словообразования и составления предложений; активизировать словарь по да...