Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «МОЯ ПЛАНЕТА»
рабочая программа (старшая группа)
Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по дополнительному образованию
Кружок:
«МОЯ ПЛАНЕТА»
в старшей группе компенсирующей направленности
Руководитель: Пузакова Л.В.
Воспитатель 1 к.к.
Пояснительная записка
Актуальность. Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.
Программа разработана в соответствии с действующими ФГОС.
Программа нацелена на формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребенку для успешного вхождения в «большую жизнь»: развития любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, произвольности, инициативности, коммуникативности, творческого самовыражения.
Программа составлена с учетом реализации межпредметной интеграции по образовательным областям:
- Познавательное развитие – формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
- Чтение художественной литературы – воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Принципы и подходы к реализации программы:
- принцип безопасности.
- принцип доверия.
- принцип уважительного отношения друг к другу.
- принцип повторения материала для формирования у детей умений и навыков.
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских и творческих способностей у детей 5-6 лет.
Задачи:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
- Знакомить с окружающим социальным и предметным миром, расширять кругозор детей, формирование целостной картины мира.
- Расширять представления о своей стране.
- Знакомить с другими странами мира.
- Знакомить детей с достопримечательностями разных городов мира.
Участники реализации программы: дети 5-6 лет, воспитатель.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю по 25 минут во вторую половину дня, 29 занятия в год.
Содержание программы.
№ | Тема блока | Количество занятий |
1. | Страны мира, их достопримечательности | 12 |
2. | Солнечная система | 3 |
3. | Культура и традиции народов мира | 1 |
4. | Природа | 8 |
5. | Люди | 1 |
6. | Профессии | 4 |
Планируемые результаты освоения программы:
- Знает название родного города, страны, ее столицу.
- Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях и символике.
- Имеет представления о традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
- Имеет представления о профессиях, сферах человеческой деятельности (наука, искусство).
- Имеет представления о многообразии родной природы; о растениях и животных различных климатических зон.
- Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.
- Может работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.
- Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.
- Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Подведение итогов реализации программы (мониторинг)
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы, область «Познавательное развитие».
Оценка уровня развития:
- балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
- балла – отдельные компоненты не развиты;
- балла – соответствует возрасту;
- балла – программа усвоена полностью.
Тематический план цикла занятий
Месяц | Тема | Задачи | План занятия |
Октябрь | Геосказка «Как башни поссорились» | Познакомить детей с достопримечательностями разных стран: Останкинская башня, Берлинская, Эйфелева. Помочь детям запомнить страны и их столицы. Познакомить с понятием «столица». | 1.О.М. 2. Чтение сказки 3. Игра-пантомима «Покажи, какая башня». 4. ГЕОзадания 1) Что такое столица? 2) Выучи стишок «Столица». 3) Помоги разобраться, где же чья столица? Найди на карте: Париж, Берлин, Москва |
Геосказка «Путешествия Афони» (часть1) | Познакомить детей с жителями Киргизии, в Средней Азии, их бытом и условиями жизни. | 1.О.М. Логоритмическое упражнение «Ветер». 2. Чтение сказки. 3. Рассматривание макета юрты и избы. 4. Рефлексия. | |
Геосказка «Путешествия Афони» (часть2) | Знакомство с Севером России, чукотским народом, их жилищем – чумом, и с жителями Америки – индейцами, их жилищем вигвамом. | 1. Игровая ситуация «летим с ветром навстречу новым приключениям!». 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания (в конце сказки) | |
Геосказка «Путешествия Афони» (часть3) | Познакомить детей с жилищем иглу на дальнем Севере, учить делать сравнительный анализ с избой. | 1.О.М. Встреча с домовенком Афоней. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания (в конце сказки) | |
Ноябрь | Геосказка «Площадь Регистан» | Познакомить детей с Самаркандом, город Узбекистана. Рассказать о его достопримечательности – площади Регистан | 1.О.М. «Путешествие в стародавние времена». 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадание: найти на карте Самарканд. 4. Рисование «Площадь Регистан» |
Геосказка «Царь и кактус» | Познакомить детей с растениями других стран (мексиканский кактус). Продолжать знакомство с картой мира. Воспитывать уважение к сверстникам. | 1.О.М. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадание: найти на карте Мексику и Россию. 4. Выучи стишок про кактус-зазнайку! | |
Геосказка «Дружба ничего не боится» | Рассказать детям о том, что такое вулкан. Учить отгадывать загадки, дослушивать текст до конца. Воспитывать терпение и доброжелательное отношение к близким. | 1.О.М. встреча с гномом. 2. Чтение сказки. 3. Отгадывание загадок о вулкане. 4. Создать макет вулкана | |
Геосказка «Давай искать море!» | Знакомить детей с рекой Леной. Развивать интерес к географии России. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности у детей. | 1.О.М. Вопрос детям: «Что такое море?» 2. Чтение сказки. 3. Опыт «Как образовалось море». 4. ГЕОзадания: выучи стихотворение «Речки». Найди в этом шуточном стихотворении название пяти рек России. | |
Декабрь | Геосказка «Счастливые земляне» | Рассказать детям о людях разных рас и национальностей. Развивать чувство толерантности. | 1.О.М. Показ иллюстрации «Космос». 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадание: определи, кто из этих землян относится к негроидной расе, кто к монголоидной, а кто к кавказской. |
Геосказка «Зачем Меркурию лён?» | Познакомить детей с планетами солнечной системы. С помощью сказки рассказать детям о том, что Земля единственная обитаемая планета из девяти. | 1.О.М. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадание: рассмотреть иллюстрацию Солнечной системы. 4. П/и «Мы планеты». | |
Геосказка «Вредный туман» | Познакомить детей с городом Санкт-Петербург и его достопримечательностями. | 1.О.М. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадание: найти на карте город Санкт-Петербург. Туман помешал подписать фотографии. Как ты думаешь, что это? (показ фотографий с достопримечательностями) | |
Геосказка «Кто чем ест» | Рассказать детям о том, что у людей разных стран своя культура и традиции. | 1.О.М. Показать детям столовые приборы, спросить для чего они нужны человеку. 2. Чтение сказки. ГЕОзадания: попробуй научиться есть палочками по этой картинке. | |
Геосказка «Письмо Деду Морозу» | Продолжать знакомить детей с профессиями, раскрыть понятие «почта». Помочь запомнить свой адрес. | 1.О.М. вопрос детям: «Верите ли вы в Деда Мороза» 2. Чтение сказки ГЕОзадания: 1. Найди на карте соседние с Россией страны. 2. Напиши письмо деду Морозу. | |
Январь | Геосказка «Самые опасные» | Познакомить детей с рекой Амазонкой и ее обитателями. Учить наблюдательности, замечать интересные вещи происходящие вокруг. Развивать желание делиться со сверстниками своими впечатлениями. | 1.О.М. Показ фото Амазонки. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: прочитай (а если понравится, то и выучи) стишок об Амазонии. Заведи себе "Путевой дневник" и зарисовывай туда все, что покажется интересным. Учись наблюдать! А потом так покажи свои заметки друзьям, чтобы и они узнали о самом необычном из самой обычной прогулки! |
Геосказка «Жители облака» | Формировать представления детей об атмосферных осадках. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Продолжать развивать навыки пользования ножницами. | 1.О.М. «Какие осадки вы знаете?» 2. Чтение сказки ГЕОзадания: вырезать снежинки. | |
Геосказка «Снежинки в Париже» | Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: холм Монмартра. | 1.О.М. Внесение снежинки. 2. Чтение сказки. 3. Игра-разминка: представь, что ты снежинка. Упади на соседа слева и растай на нем. 4. ГЕОзадания: нарисовать портрет снежинки. | |
Геосказка «Снежинки в Париже» | Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: Эйфелева башня. | 1.О.М. Вводная беседа «Что я знаю об Эйфелевой башне?» 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: какие еще бешни ты знаешь? Рисование «Я в Эйфелевой башне». | |
Февраль | Геосказка «Снежинки в Париже» | Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: Лувр. | 1.О.М. «Путешествие со снежинками». 2. Чтение сказки. 3. Игра-разминка: эскалатор. 4. ГЕОзадания: расскажите, в каком музее были вы. |
Геосказка «День и ночь» | Продолжать формировать представления детей о временах суток, их смене. При помощи эксперимента показать, как происходит смена дня и ночи. | 1.О.М. Приветствие, назвать варианты приветствия (доброе утро, добрый день и т.д.). 2. Чтение сказки. 3. Игра «День-ночь». 4. ГЕОзадания: провести эксперимент, используя глобус и фонарик. | |
Геосказка «Как появилась Луна» | Обогащать представления детей о профессиях: архитектор, астроном, поэт, рыбак. Формировать представления детей о луне – спутнике нашей планеты. | 1.О.М. Вопрос детям: «Что вы видите на небе поздним вечером?» 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: игра-инсценировка: распределить роли (Солнце, Земля, Луна), обыграть движение планет. | |
Геосказка «Луна или месяц?» | Формировать представления детей о фазах луны, их смене. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности у детей. | 1.О.М. Загадка про месяц. 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: рассмотреть схему «фазы луны», провести эксперимент с опорой на схему (оборудование: шар, глобус, фонарик). | |
Март | Геосказка «Красотища» | Расширять представления о родной стране, столице – Москве, рассказать о ее достопримечательностях. Учить детей понимать пословицы. Воспитывать любовь к Родине. Продолжать знакомить детей с картой мира. | 1.О.М. Приветствие. Найти на карте Москву. 2. Чтение сказки. 3. Физ.мин. «Ветер». 4. ГЕОзадания: на рисунке – только один купол с этого собора. Найди, какой! Цвета российского флага (судоку для малышей). |
Геосказка «Подарок» | Продолжать знакомить детей с разными странами: Норвегией, ее столицей Осло; ее достопримечательностями. | 1.О.М. «О чем вы мечтаете?» 2. Чтение сказки. 3. Ф.М. «Мы катаемся на лыжах». 4. ГЕОзадания: сделать парусник из бросового материала. | |
Геосказка «Подарок Земли» | Учить детей узнавать и называть времена года, Рассказать, что каждое время года по-своему прекрасно, видеть их красоту. | 1.О.М. вводная беседа: «Какое сейчас время года?» 2. Чтение сказки. 3. Ф.М. «Ветер». ГЕОзадания: 1. Расставь правильно последовательность времен года, начиная: а) с зимы, б) с весны, в) с лета, г) с осени. 2. Назови последовательность времен года в обратном порядке, начиная: а) с зимы, б) с весны, в) с лета, г) с осени. | |
Геосказка «О вкусах не спорят» | Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, с результатами их труда. | 1.О.М. «Сегодня мы с вами отправимся в Голландию». 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: рисование «Мы художники». | |
Апрель | Геосказка «Гора» | Продолжать формировать представления детей о горах, развивать умение отгадывать загадки, ребусы. | 1.О.М. «Любите ли вы загадки отгадывать?» 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: реши ребусы, и узнаешь название стран, на территории которых находится Эверест. |
Геосказка «Хочу в музей!» | Продолжать знакомить детей с разными странами: греческим городом Афинами и их достопримечательностями. Продолжать знакомить детей с картой мира, разгадывать ребусы. | 1.О.М. Приветствие. «Кто из вас был в музее?» 2. Чтение сказки. 3. Найти на карте Грецию. 4. ГЕОзадания: название какого города зашифровано в ребусе? | |
Геосказка «Настроение природы» | Расширять и уточнять представления детей о погоде. Учить наблюдать, развивать любознательность. | 1.О.М. Показать письмо детям: «как вы думаете от кого оно, кому?» 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: опиши погоду на фотографиях и попробуй определить, какой символ какой фотографии подходит. | |
Геосказка «Писатель и русалочка» | Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателем Гансом Христианом Андерсеном, с результатами его труда. Учить решать кроссворды. | 1.О.М. «Сегодня мы с вами отправимся в Копенгаген…» 2. Чтение сказки. 3. ГЕОзадания: реши кроссворд «Сказки Андерсена». |
Используемая литература
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Интернетресурсы: сайт «Солнышко». География для малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/10/picture-6729.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки
развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258064-1369154853.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"
«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-711370-1447828610.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)
В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-350748-1676873276.png)
Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет
Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/27/picture-409680-1640611567.jpg)
Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.
laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-1184593-1573025287.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/26/picture-1187840-1732640552.jpg)
Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «ВОКРУГ СВЕТА»
Актуальность. Актуальность данного вопроса на сегодняшний день, не оспорима, и выражается в общечеловеческих ценностях российского народа. А именно – жизнь и здоровье человека, свободное развити...