Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «МОЯ ПЛАНЕТА»
рабочая программа (старшая группа)

Пузакова Любовь Владимировна

Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию

Кружок:

«МОЯ ПЛАНЕТА»

в старшей группе компенсирующей направленности

Руководитель: Пузакова Л.В.

Воспитатель 1 к.к.

Пояснительная записка

Актуальность. Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он включает в себя социальный мир людей, мир природы, мир предметов, созданных человеком. Необходимо помочь ребенку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Представление ребенка о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. Важно, чтобы полученные ребенком знания не были абстрактными, и он понимал и осознавал себя частью окружающего мира. Надо научить ребенка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.

Программа разработана в соответствии с действующими ФГОС.

Программа нацелена на формирование основ интеллектуальной культуры личности и тех качеств, которые необходимы ребенку для успешного вхождения в «большую жизнь»: развития любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, произвольности, инициативности, коммуникативности, творческого самовыражения.

Программа составлена с учетом реализации межпредметной интеграции по образовательным областям:

  1. Познавательное развитие – формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
  2. Речевое развитие – обогащение активного словаря; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  3. Чтение художественной литературы – воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие эстетических чувств детей,  художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.

Принципы и подходы к реализации программы:

- принцип безопасности.

- принцип доверия.

- принцип уважительного отношения друг к другу.

- принцип повторения материала для формирования у детей умений и навыков.

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательских и творческих способностей у детей 5-6 лет.

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
  • Знакомить с окружающим социальным и предметным миром, расширять кругозор детей, формирование целостной картины мира.
  •  Расширять представления о своей стране.
  •  Знакомить с другими странами мира.
  •  Знакомить детей с достопримечательностями разных городов мира.

Участники реализации программы: дети 5-6 лет, воспитатель.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю по 25 минут во вторую половину дня, 29 занятия в год.

Содержание программы.

Тема блока

Количество занятий

1.

Страны мира, их достопримечательности

12

2.

Солнечная система

3

3.

Культура и традиции народов мира

1

4.

Природа

8

5.

Люди

1

6.

Профессии

4

Планируемые результаты освоения программы:

- Знает название родного города, страны, ее столицу.

- Имеет представление о родном крае; его достопримечательностях и символике.

- Имеет представления о традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

- Имеет представления о профессиях, сферах человеческой деятельности (наука, искусство).

- Имеет представления о многообразии родной природы; о растениях и животных различных климатических зон.

- Имеет представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

- Может работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

- Выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

- Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Подведение итогов реализации программы (мониторинг)

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы, область «Познавательное развитие».

Оценка уровня развития:

  1. балл – большинство  компонентов недостаточно развиты;
  2. балла – отдельные компоненты не развиты;
  3. балла – соответствует возрасту;
  4. балла – программа усвоена полностью.

Тематический план цикла занятий

Месяц

Тема

Задачи

План занятия

Октябрь

Геосказка «Как башни поссорились»

Познакомить детей с достопримечательностями разных стран: Останкинская башня, Берлинская, Эйфелева. Помочь детям запомнить страны и их столицы. Познакомить с понятием «столица».

1.О.М.

2. Чтение сказки

3. Игра-пантомима «Покажи, какая башня».

4. ГЕОзадания

1) Что такое столица? 

2) Выучи стишок «Столица».

3) Помоги разобраться, где же чья столица? Найди на карте: Париж, Берлин, Москва

Геосказка «Путешествия Афони» (часть1)

Познакомить детей с жителями Киргизии, в Средней Азии, их бытом и условиями жизни.

1.О.М. Логоритмическое упражнение «Ветер».

2. Чтение сказки.

3. Рассматривание макета юрты и избы.

4. Рефлексия.

Геосказка «Путешествия Афони» (часть2)

Знакомство с Севером России, чукотским народом, их жилищем – чумом, и с жителями Америки – индейцами, их жилищем вигвамом.

1. Игровая ситуация «летим с ветром навстречу новым приключениям!».

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания (в конце сказки)

Геосказка «Путешествия Афони» (часть3)

Познакомить детей с жилищем иглу на дальнем Севере, учить делать сравнительный анализ с избой.

1.О.М. Встреча с домовенком Афоней.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания (в конце сказки)

Ноябрь

Геосказка «Площадь Регистан»

Познакомить детей с Самаркандом, город Узбекистана. Рассказать о его достопримечательности – площади Регистан

1.О.М. «Путешествие в стародавние времена».

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадание: найти на карте Самарканд.

4. Рисование «Площадь Регистан»

Геосказка «Царь и кактус»

Познакомить детей с растениями других стран (мексиканский кактус). Продолжать знакомство с картой мира. Воспитывать уважение к сверстникам.

1.О.М.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадание: найти на карте Мексику и Россию.

4. Выучи стишок про кактус-зазнайку!

Геосказка «Дружба ничего не боится»

Рассказать детям о том, что такое вулкан. Учить отгадывать загадки, дослушивать текст до конца. Воспитывать терпение и доброжелательное отношение к близким.

1.О.М. встреча с гномом.

2. Чтение сказки.

3. Отгадывание загадок о вулкане.

4. Создать макет вулкана

Геосказка «Давай искать море!»

Знакомить детей с рекой Леной. Развивать интерес к географии России. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности у детей.

1.О.М. Вопрос детям: «Что такое море?»

2. Чтение сказки.

3. Опыт «Как образовалось море».

4. ГЕОзадания: выучи стихотворение «Речки». Найди в этом шуточном стихотворении название пяти рек России.

Декабрь

Геосказка «Счастливые земляне»

Рассказать детям о людях разных рас и национальностей. Развивать чувство толерантности.

1.О.М. Показ иллюстрации «Космос».

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадание: определи, кто из этих землян относится к негроидной расе, кто к монголоидной, а кто к кавказской.

Геосказка «Зачем Меркурию лён?»

Познакомить детей с планетами солнечной системы. С помощью сказки рассказать детям о том, что Земля единственная обитаемая планета из девяти.

1.О.М.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадание: рассмотреть иллюстрацию Солнечной системы. 4. П/и «Мы планеты».

Геосказка «Вредный туман»

Познакомить детей с городом Санкт-Петербург и его достопримечательностями.

1.О.М.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадание: найти на карте город Санкт-Петербург. Туман помешал подписать фотографии. Как ты думаешь, что это? (показ фотографий с достопримечательностями)

Геосказка «Кто чем ест»

Рассказать детям о том, что у людей разных стран своя культура и традиции.

1.О.М. Показать детям столовые приборы, спросить для чего они нужны человеку.

2. Чтение сказки.

ГЕОзадания: попробуй научиться есть палочками по этой картинке.

Геосказка «Письмо Деду Морозу»

Продолжать знакомить детей с профессиями, раскрыть понятие «почта». Помочь запомнить свой адрес.

1.О.М. вопрос детям: «Верите ли вы в Деда Мороза»

2. Чтение сказки

ГЕОзадания: 1. Найди на карте соседние с Россией страны.

2. Напиши письмо деду Морозу.

Январь

Геосказка «Самые опасные»

Познакомить детей с рекой Амазонкой и ее обитателями. Учить наблюдательности, замечать интересные вещи происходящие вокруг. Развивать желание делиться со сверстниками своими впечатлениями.

1.О.М. Показ фото Амазонки.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: прочитай (а если понравится, то и выучи) стишок об Амазонии. Заведи себе "Путевой дневник" и зарисовывай туда все, что покажется интересным. Учись наблюдать! А потом так покажи свои заметки друзьям, чтобы и они узнали о самом необычном из самой обычной прогулки!

Геосказка «Жители облака»

Формировать представления детей об атмосферных осадках. Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Продолжать развивать навыки пользования ножницами.

1.О.М. «Какие осадки вы знаете?»

2. Чтение сказки

ГЕОзадания: вырезать снежинки.

Геосказка «Снежинки в Париже»

Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: холм Монмартра.

1.О.М. Внесение снежинки.

2. Чтение сказки.

3. Игра-разминка: представь, что ты снежинка. Упади на соседа слева и растай на нем.

4. ГЕОзадания: нарисовать портрет снежинки.

Геосказка «Снежинки в Париже»

Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: Эйфелева башня.

1.О.М. Вводная беседа «Что я знаю об Эйфелевой башне?»

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: какие еще бешни ты знаешь? Рисование «Я в Эйфелевой башне».

Февраль

Геосказка «Снежинки в Париже»

Продолжать знакомить детей с разными странами, достопримечательностями Парижа: Лувр.

1.О.М. «Путешествие со снежинками».

2. Чтение сказки.

3. Игра-разминка: эскалатор.

4. ГЕОзадания: расскажите, в каком музее были вы.

Геосказка «День и ночь»

Продолжать формировать представления детей о временах суток, их смене. При помощи эксперимента показать, как происходит смена дня и ночи.

1.О.М. Приветствие, назвать варианты приветствия (доброе утро, добрый день и т.д.).

2. Чтение сказки.

3. Игра «День-ночь».

4. ГЕОзадания: провести эксперимент, используя глобус и фонарик.

Геосказка «Как появилась Луна»

Обогащать представления детей о профессиях: архитектор, астроном, поэт, рыбак. Формировать представления детей о луне – спутнике нашей планеты.

1.О.М. Вопрос детям: «Что вы видите на небе поздним вечером?»

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: игра-инсценировка: распределить роли (Солнце, Земля, Луна), обыграть движение планет.

Геосказка «Луна или месяц?»

Формировать представления детей о фазах луны, их смене. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности у детей.

1.О.М. Загадка про месяц.

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: рассмотреть схему «фазы луны», провести эксперимент с опорой на схему (оборудование: шар, глобус, фонарик).

Март

Геосказка «Красотища»

Расширять представления о родной стране, столице – Москве, рассказать о ее достопримечательностях. Учить детей понимать пословицы. Воспитывать любовь к Родине. Продолжать знакомить детей с картой мира.

1.О.М. Приветствие. Найти на карте Москву.

2. Чтение сказки.

3. Физ.мин. «Ветер».

4. ГЕОзадания: на рисунке – только один купол с этого собора. Найди, какой! Цвета российского флага (судоку для малышей).

Геосказка «Подарок»

Продолжать знакомить детей с разными странами: Норвегией, ее столицей Осло;  ее достопримечательностями.

1.О.М. «О чем вы мечтаете?»

2. Чтение сказки.

3. Ф.М. «Мы катаемся на лыжах».

4. ГЕОзадания: сделать парусник из бросового материала.

Геосказка «Подарок Земли»

Учить детей узнавать и называть времена года, Рассказать, что каждое время года по-своему прекрасно, видеть их красоту.

1.О.М. вводная беседа: «Какое сейчас время года?»

2. Чтение сказки.

3. Ф.М. «Ветер».

ГЕОзадания: 1. Расставь правильно последовательность времен года, начиная: а) с зимы, б) с весны, в) с лета, г) с осени.

2. Назови последовательность времен года в обратном порядке, начиная: а) с зимы, б) с весны, в) с лета, г) с осени.

Геосказка «О вкусах не спорят»

Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, с результатами их труда.

1.О.М. «Сегодня мы с вами отправимся в Голландию».

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: рисование «Мы художники».

Апрель

Геосказка «Гора»

Продолжать формировать представления детей о горах, развивать умение отгадывать загадки, ребусы.

1.О.М. «Любите ли вы загадки отгадывать?»

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: реши ребусы, и узнаешь название стран, на территории которых находится Эверест.

Геосказка «Хочу в музей!»

Продолжать знакомить детей с разными странами:  греческим городом Афинами и их  достопримечательностями. Продолжать знакомить детей с картой мира, разгадывать ребусы.

1.О.М. Приветствие. «Кто из вас был в музее?»

2. Чтение сказки.

3. Найти на карте Грецию.

4. ГЕОзадания: название какого города зашифровано в ребусе?

Геосказка «Настроение природы»

Расширять и уточнять представления детей о погоде. Учить наблюдать, развивать любознательность.

1.О.М. Показать письмо детям: «как вы думаете от кого оно, кому?»

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: опиши погоду на фотографиях и попробуй определить, какой символ какой фотографии подходит.

Геосказка «Писатель и русалочка»

Продолжать знакомить детей с трудом людей творческих профессий: писателем Гансом Христианом Андерсеном, с результатами его труда. Учить решать кроссворды.

1.О.М. «Сегодня мы с вами отправимся в Копенгаген…»

2. Чтение сказки.

3. ГЕОзадания: реши кроссворд «Сказки Андерсена».

Используемая литература

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  2. Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Интернетресурсы: сайт «Солнышко».  География для малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по дополнительному образованию, кружок декоративно- прикладного искусства "Завиток"

«Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство,то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия»....

Рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок" (обучение чтению и письму)

В материале размещена рабочая программа по дополнительному образованию "Кружок "Букварёнок"" для детей 6-7 лет по обучению чтению и письму. Программа включает календарно-тематическое планирование рабо...

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по чукотскому языку) "Родное слово" для детей 3-6 лет

Ознакомить детей с несложной лексикой, доступной и соответсвующей их уровню развития. Воспитание и развитие личности постредством приобщения к культуре чукотского народа с помощью детского фольклора....

Конкурс.Рабочая программа по дополнительному образованию кружок "Творим, играем, мастерим".Старшая группа.

laquo;Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский....

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Конкурс. Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок: «ВОКРУГ СВЕТА»

Актуальность. Актуальность данного вопроса на сегодняшний день, не оспорима, и выражается в общечеловеческих ценностях российского народа. А именно – жизнь и здоровье человека, свободное развити...