учебное методическое пособие "Королевство в контрабасе"
учебно-методическое пособие на тему

Сабельникова Ольга Александровна

Королевство в контрабасе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon королевство контрабаса53 КБ

Предварительный просмотр:

«Музыка является самым чудодейственным,

самым тонким средством привлечения к добру,

красоте, человечности...

Как гимнастика выпрямляет тело,

так музыка выпрямляет душу человека»

В.А. Сухомлинский.

Музыка – это язык чувств. Знакомя ребёнка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его побуждают к сопереживанию, размышлению об услышанном. Но дети всегда ждут и рассказа о содержании музыки, поэтому проявляют живой интерес к программным произведениям.

Пособие «Королевство в контрабасе» предназначено для работы с детьми  старшего дошкольного возраста по образовательной области «Музыка».

Проанализировав результаты педагогического мониторинга по уровню музыкального развития дошкольников (особенностей восприятия музыки) и опираясь на свой педагогический опыт, хочу отметить, что дети чувствуют характер произведений, сопереживают представляемым персонажам, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью педагога. Это свидетельствует о низком уровне эмоциональной отзывчивости к музыке. В связи с этим возникла необходимость в углубленной работе  по данному направлению. В этом и заключается актуальность данного учебно-методического пособия.

Новизна: объединение двух методов: наглядно – слухового (исполнение музыки) и наглядно – зрительного (показ иллюстраций, картинок, применение наглядных пособий).

Цель работы с данным пособием: Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, которую мы решаем с помощью следующих задач.

  1. Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
  2. Обогащение музыкальных впечатлений детей, вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
  3. Развитие эмоционального отклика на контрастную выразительность мажора и минора.
  4. Воспитание художественно – эстетического вкуса.

Образовательная деятельность с пособием проводится с учетом принципа интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Пособие содержит: Непосредственно сам контрабас (из поролона). Внутри контрабаса расположены две вертикальные плоскости – королевство МАЖОРА И МИНОРА. Каждым королевством правит свой король, соответственно – Мажор и Минор. Жители сказочных королевств – семь нот, каждая из которых выражает свое настроение и одета в платье, соответствующее цветам радуги. Дополнительный материал (цветы, зонтики, капельки, птенчики, тучки) для разнообразия сюжетов и заданий.

В результате работы с данным пособием дети:

  • эмоционально реагируют на музыкальные произведения;
  • приобретают знания об элементарных музыкальных понятиях (темп, ритм); жанрах (опера, концерт, симфонический концерт), творчестве композиторов и музыкантов;
  • определяют вид прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется;
  • определяют общее настроение, характер музыкального произведения;
  • приобретают музыкальный вкус и память;
  • у них развиваются мышление, фантазия и слух.

Содержание музыкальных произведений, отбираемых для музыкальных занятий, должно быть направлено на формирование этических представлений детей. Музыка является одним из богатейших средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.

При знакомстве с творчеством композиторов оно помогает педагогу донести до сознания детей содержание музыкальных произведений, лучше почувствовать настроение и характер музыки.

  • П.И. Чайковского «Болезнь куклы», «Баба Яга», «Нянина сказка»
  • Д. Кабалевсого «Клоуны»,  
  • Э.Грига «Шествие гномов», «В пещере горного короля»
  • М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках», «Картинки с выставки»
  • Г. Свиридов «Парень с гармошкой», «Метель»
  • С. Майкапар "Музыкальная шкатулочка" и т.д.

Прослушиваем с детьми музыкальные произведения (можно использовать аудиозапись) и говорим с ними о музыке.


Примерные вопросы после прослушивания музыки:

  • Какое настроение у этой музыки?
  • Что ты себе представлял, когда слушал музыку?
  • Что ты чувствовал?
  • Что ты сейчас слушал: песню, танец или марш?
  • Сколько частей ты услышал в этой музыке?
  • Всегда ли музыка звучала одинаково, или она менялась?
  • Какая музыка была по громкости? Как она менялась?
  • Как музыка изменялась по высоте (регистру)?
  • Звучал оркестр или один инструмент?
  • Какие музыкальные инструменты ты услышал?

Различение детьми оттенков одного настроения помогает им глубже, тоньше различать характер музыки, внимательно вслушиваться в её звучание, а также понимать, что одним словом, например, «весёлая», можно охарактеризовать лишь очень приблизительно настроение, выраженное в музыке, что необходимо находить несколько слов - образов.

Куколки - ноты позволяют детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, помогают выявить реакции детей на музыку, закрепить представление о её характере. Определенная нотка связывается с соответствующим настроением музыки.

СЛОВАРЬ,

характеризующий эмоционально – образное содержание музыки

весёлая

торжественная

мужественная

бойкая

забавная

задорная звонкая озорная шутливая

игривая

плясовая

прыгучая

радостная

резвая

сверкающая

скачущая

смешная

солнечная

танцевальная

улыбающаяся

бодрая

важная

гордая

маршевая

могучая

отчетливая

победная

праздничная

четкая

бесстрашная

богатырская

боевая

военная

грозная

маршевая

отважная

отчетливая

решительная

сильная

смелая

солдатская

строгая

суровая

уверенная

храбрая твердая

четкая

грустная

нежная

спокойная

жалобная

обиженная

печальная

плачущая

просящая

скорбная

тоскливая

хмурая

задумчивая

ласковая

легкая

мечтательная

прозрачная

светлая

гладкая

добрая

колыбельная

мягкая плавная

напевная

неторопливая

приветливая

протяжная

убаюкивающая

хороводная

таинственная

страшная

взволнованная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Бытовая техника» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи.

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Лес. Деревья. Кустарники» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...

Учебно-методическое сопроводительное пособие по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи

Учебно-методическое сопроводительное пособие  по лексической теме «Детский сад» к учебно-электронной мультимедиатеке по развитию речи...