Партнерство и сотрудничество семьи, детского сада, общественности, других социальных институтов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
статья на тему
В статье представлен опыт работы ДОУ с родителями по НМС "Детский сад-дом радости".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.odt | 39.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Партнерство и сотрудничество семьи, детского сада, общественности, других социальных институтов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать большое человеческое
счастье»
Сухомлинский.
Согласно содержанию ФГОС ДО РФ одним из ведущих приоритетов образования является "объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества!
Семья является институтом первичной социализации. «Семья- поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал» (Е. А. Мухачева). Родители -это первые воспитатели. Все хорошее начинается с родного дома, матери и отца. В народе говорят: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь». Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях, поэтому важен пример взрослых. Родители и другие родственники должны научиться заботиться друг о друге на основе признания за каждым права быть неповторимой индивидуальностью и беречь ее. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом, во многом зависит от родителей. Если в семье царит атмосфера доверия, радости, удовольствия, заботы друг о друге, есть свои ценности и ритуалы, ребенок ощущает стабильность, неповторимость и целостность своего домашнего очага, уверенность в будущем. Дети должны понимать, что иметь свой дом и семью – большое благо. «Любите и цените счастье! Оно рождается в семье. Что может быть ее дороже на этой сказочной Земле!»
Детский сад представляет собой институт вторичной социализации.
В нашем дошкольном учреждении работа строится на осознании того, что семья в жизни человека – это «паровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики разного класса – люкс, купейные, плацкартные и общие». Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают условия и содействуют родителям и ребенку в амплификации его развития и саморазвития как неповторимой индивидуальности.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и взаимодействие».
Сотрудничество – это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. «Общение на равных». Взаимодействие – это определенная система действий одной стороны по отношению к другой и наоборот.
Наш детский сад создан по подобию домашнего очага - это «дом радости», в котором царит атмосфера душевного удовлетворения и удовольствия, это дом, в котором каждого понимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность.
Мы открыты для общения и строим сотрудничество воспитания в семье и детском саду по законам содружества, содействуя развитию взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса. Социальное партнерство способствует безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь. Мы - родители, сотрудники, дети - единая команда!
Взаимодействия детского сада и семьи нами рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны, это "Детский сад - семье" и, с другой стороны, это "Семья - детскому саду." Процесс "Детский сад - семье" направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи.
Процесс "Семья - детскому саду" характеризуется активным включением родителей в жизнь детского сада.
Для реализации первого направления в учреждении создан консультативный пункт, миссией которого является развитие и обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание медико-психолого - педагогической помощи родителям (законным представителям), повышение педагогической культуры родителей, поддержка всестороннего развития личности детей, обеспечение всем детям равных стартовых возможностей для поступления в школу; оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста. К работе в этом пункте привлечены наш научный руководитель Н. М. Крылова, опытные воспитатели, специалисты (психолог, учителя- логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагоги-организаторы), преподаватели и психолог школы. Проводятся круглые столы, мастер-классы, тренинги, ролевые педагогические игры, дискуссии. При обсуждении педагогических проблем стараемся не давать взрослым готовые ответы, а строим обсуждение таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» — умению анализировать и оценивать собственную воспитательную деятельность: находить сильные стороны и причины своих педагогических ошибок, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов. Участники мероприятий учатся общаться, слушать и, главное, слышать друг друга (а ведь сколько бед и непонимания возникает именно от того, что мы не умеем или не хотим услышать и понять другого человека!). Такое взаимодействие сплачивает коллектив: дружат родители – дружат и их дети.
При организации групповых мероприятий наши педагоги учитывают запросы и интересы родителей. У нас работают клубы по интересам. Мы не стремимся к массовости, так как не всегда количественный подход означает качественный. Народная мудрость гласит: «Можно загнать лошадь в воду, но пить ее не заставишь». Если взрослый человек не хочет участвовать в мероприятиях, проводимых в детском саду, сопротивляется этому, мы не настаиваем. Ответственно относимся к подготовке мероприятий: стараемся их сделать максимально полезными и интересными, не затягиваем по времени. Помня, что родители приходят к нам после работы и дома их ждет семья, говорим строго по делу, приводим конкретные факты по обозначенной проблеме и предлагаем несколько вариантов ее решения. Родители почувствовали в нас не критиков и пустомель, а помощников, заботивших о судьбе их детей, стали более открытыми для общения, повысилась заинтересованность и посещаемость мероприятий.
К каждому человеку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с другими. Чтобы успешно осуществлять дифференцированный подход к каждому папе и маме, важно быть наблюдательными, хорошо знать семьи воспитанников, и, конечно, внимательными и тактичными. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе.
Общаясь, наши педагоги не выставляют себя умнее родителей, не указывают им, а ведут доброжелательные беседы. Мы не стесняемся обратиться к родителям за советом, консультацией, так как есть вопросы, в которых мы менее компетентны. Нам важны знания пап и мам, бабушек и дедушек при введении детей в различные миры: профессий, техники, физики, химии, так как мы должны давать доступные, но точные знания. Молодежь хорошо ориентируется в компьютере, поэтому большую помощь родители, старшие сестренки и братишки оказывают в поиске нужного материала при подготовке к проведению непосредственно-образовательной деятельности, для оформления полочек избыточной информации, составления презентаций. Такое общение дает почувствовать родителям и другим членам семей наших воспитанников их значительность, проявление уважения к их мнению, что влечет за собой ответную реакцию — доверие к воспитателям, желание помогать.
Программа и технология «Детский сад - дом радости» требует активного включения родителей в педагогический процесс. Для того, чтобы родители захотели быть активными участниками жизни детского сада, их важно заинтересовать работой, показать, что может детский сад сделать для их детей.
В раздевалке для родителей вывешиваются маршрутные листы, в которых отражена каждодневная работа воспитателя с детьми во все режимные моменты.
Любое родительское собрание начинается с открытого просмотра детской деятельности, где родители наблюдают, какими самостоятельными и умелыми могут быть их дети.
Вывешиваются фотоотчеты, снимаются видеоролики о жизни детей в группе, об интересных мероприятиях в детском саду.
Современный детский сад не может обойтись без инновационных технологий при взаимодействии с семьями воспитанников. Это и сайт детского сада, где размещается необходимая информация для родителей, материалы прошедших мероприятий, консультации специалистов; странички воспитателей и специалистов, на которых можно задать любой волнующий вопрос и получить ответ, объединение в группы по возрастам и интересам.
Родители и воспитатели активно общаются в социальных сетях, создавая свои группы и странички.
Благодаря многообразным интерактивным формам взаимодействия, родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.
Очень важно внимательное отношение воспитателей к каждому ребенку и родителю, чтобы они чувствовали, что здесь их ждут, что им рады. Доброжелательность между детьми — это всегда следствие взаимоотношений между взрослыми. Наши воспитатели уважительно обращаются к родителям по имени-отчеству. Каждый взрослый обязательно слышит о своем ребенке что-то позитивное. Папам и мамам демонстрируется восхождение ребенка к успешности. Видя внимание всех сотрудников к своему малышу, родители проникаются жизнью группы, детского сада.
Ничто так не сближает, как совместное дело.
Нашей традицией является активное участие пап и мам в организации предметно-развивающей среды, в жизни группы, детского сада. Один раз в квартал в детском саду проводится день помощи родителей группе по ремонту мебели, игрушек, подклейки книг, выполнение любой другой деятельности по благоустройству группы в присутствии детей. Это очень важное дело как для детей, так и для взрослых. Дети видят заботу родителей о них не только дома, но и в саду, что, несомненно, повышает авторитет родителей в глазах детей, вызывает восхищение, чувство радости за маму или папу. Мы ценим золотые ручки наших родителей. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Всегда благодарим родителей за помощь, а, главное, используем и бережем результаты их труда.
Ежемесячно у нас устраиваются посиделки с родителями. Родители приходят в группу со своим делом. Например, на глазах у детей мама шьет новогоднее платье для куклы; бабушка вяжет теплые рукавички; папа делает кормушку для птиц. Возникает проблемная ситуация -дети выдвигают версии, как ее решить. Нужна помощь взрослого - мастера своего дела. Пишется письмо-приглашение для гостя, дети получают ответ с датой прихода. Ребята готовятся к встрече, воспитатели или ребенок рассказывают о том, как приглашенные - папа или мама, стали мастерами своего дела (много учились), демонстрируют рабочие и семейные фотографии. Дети многократно убеждаются в том, что любая деятельность состоит из 5 компонентов. Вместе с гостем вспоминают, что задумали, о ком решили позаботиться, помогают из предложенных выбрать нужные материалы, рассматривают инструменты, наблюдают как ловко работает «гость», выполняя все действия по порядку, и вместе радуются результату. Сколько восторга и благодарности можно видеть в эти минуты в глазах детей! Сколько гордости испытывает ребенок за своего родителя! Это несомненно поднимает авторитет родителя. Выполняя общее дело, дети и родители становятся ближе друг другу. Такие встречи помогают детям увидеть многообразие профессий, их значимость - «все профессии нужны, все профессии важны», содействуют воспитанию ценностного отношения к труду других людей и его результатам.
Проникаются доверием, уважением, взаимопониманием и взрослые участники процесса. Готовясь к таким встречам, родители и воспитатели взаимообогащаются. Педагоги получают много полезной информации о семье, жизни родителей (об интересах, личных и семейных ценностях; особенностях профессиональной деятельности, о предприятиях города и области). Мамы и папы узнают, как знакомить детей с трудом взрослых, что и как можно рассказать ребенку о своей трудовой деятельности, о взаимосвязи профессий. Родители помогли нам наладить сотрудничество с трудовыми коллективами Питер-Лады, Мостоотряда, детской библиотеки, пожарной части. Активное сотрудничество с этими предприятиями, разнообразные формы совместной работы, помогают социализации наших воспитанников, вхождению их в «большой мир». Расширяется кругозор детей, ребята устанавливают взаимосвязи между людьми разных профессий, учатся общаться, проявлять заботу и внимание к людям труда.
Родители приходят в группу не только трудиться, но и поиграть с детьми в группе и на прогулке, почитать детям любимую книгу детства, рассказать о своих увлечениях, особенно дорогих вещах и семейных реликвиях, продемонстрировать свои таланты.
Любят ребята, когда в группу приходят мужчины - папы, дедушки, братишки, и приносят необыкновенные коллекции, вместе собирают модели, играют в шашки, шахматы, спортивные игры, так как в связи занятостью или «отсутствием» отцов, детям, особенно мальчишкам, так не хватает мужского внимания.
Радуются дети и встречам с бабушками, которые мастерят с ними различные поделки, рассказывают сказки, интересные истории о своем детстве. Своей добротой и лаской они заполняют нишу пустоты и одиночества, которая иногда окружает их внуков рядом с родителями, так как в силу экономических условий многим родителям приходится долго работать.
Интересно проходят у нас вечера народных игр, когда взрослые и дети вместе играют в любимые игры детства. Сколько радостных эмоций возникает при таком общении как у детей, так и у взрослых! Такие встречи очень важны, так как раньше дети играли во дворах и игры передавались от старших к младшим. Сейчас такое общение отсутствует, поэтому, устраивая вечера игр с участием лиц старшего поколения, мы решаем задачу преемственности, передачи культурного наследия.
А. С. Пушкин писал: «Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности» Эти слова актуальны и сегодня. В каждой семье, родном доме живет память о людях, которые начинали род; есть предметы, которые передавались из поколения в поколение, это – семейные реликвии. Каждая из них – история! Предлагаем родителям рассмотреть с ребенком важные для семьи атрибуты, рассказать о них, чтобы вызвать у ребенка гордость за свою семью. Просим, по возможности, принести семейную реликвию в детский сад, а ребенка или взрослого рассказать о ней. Так в развивающей среде появляются полочки избыточной информации: «Семейные реликвии», к Дню победы - «Реликвии военных лет»; книги с рассказами детей и взрослых.
В старшем дошкольном возрасте, особенно в подготовительной к школе группе, много внимания уделяется знакомству детей с людьми, прославившими Россию. И здесь опять нам помогают родители. Семьи объединяются и собирают интересный материал, делают альбомы, презентации о каком-нибудь великом человеке, участвуют в проведении сказаний. Так у нас появилась коллекция интересных презентаций.
Нашей традицией стало сотрудничество с Советом Ветеранов Красного Села. Мы используем разные формы встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками и тружениками блокадного города. В эти минуты в атмосфере царит необыкновенная теплота. Готовясь к встречам, дети и взрослые узнают много нового об истории нашего города, страны, о людях, прославивших Россию. Ребята совместно с воспитателями и родителями готовят подарки: то это цветы, то поделки, то концерты, то теплые ласковые слова.
Ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. В детском саду работают родительские клубы по интересам. В рамках деятельности этих клубов проводятся совместные тематические досуги, способствующие социализации, сближают детей и родителей. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству детей, родителей и педагогов, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Родители больше узнают о жизни и занятиях своих детей в детском саду. Совместная досуговая деятельность позволяет взрослым поиграть, дает им возможность стать «равными» ребенку.
Участие родителей в спортивных соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее — к здоровому образу жизни.
Такие мероприятия помогают еще большему сплочению коллектива, учат восхищаться, радоваться успехам других людей. Эмоции, возникающие при проведении досуга, остаются надолго в памяти детей и взрослых, служат поводом для дальнейшего общения, отражения впечатлений в продуктивных видах деятельности. В развивающей среде появляются фотоальбомы, презентации подготовки и проведения мероприятий, книги с рисунками и рассказами, выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
«Только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности», – справедливо подчеркивали древние мыслители.
Практическому усвоению культурных и исторических ценностей способствует такая форма работы как семейные экскурсии выходного дня, которые помогают взрослым и детям лучше узнать наш город, воспитывают чувства восхищения, уважения к памятникам истории и достопримечательностям родного края, способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, создает общность интересов и сближает их духовно, насыщая интересным содержанием семейный досуг.
После экскурсий проводятся совместные встречи детей и родителей в клубах по интересам: устраиваются игры-путешествия, составляются кроссворды, проводятся викторины, рисуются рисунки. Это прекрасная возможность для детей и взрослых отразить свои впечатления, вспомнить увиденное, еще раз побыть вместе, пообщаться. Совместное посещение культурных и исторических мест, последующее обсуждение увиденного оставляют неизгладимый след в душе ребенка.
Еще одной из форм нашего взаимодействия с родителями является включение пап и мам в проектную деятельность группы, составление и защита самостоятельных детско-родительских проектов.
Одним из краткосрочных проектов является наш важный ритуал «День рождения ребенка»
К нему готовятся заранее и дети, и взрослые: придумывают угощение, вместе с ребенком мастерят поделки на память для «дружочков». Имениннику в день рождения особое внимание: любимые игры, поздравления «дружочков» и особый ритуал проведения праздника с участием родителей. Готовясь к празднику, взрослые и дети раскрывают свои интересы, способности, о которых и сами не подозревали. Добрые традиции сплачивают семью. Практика показывает, что в семьях, где организуют досуг детей, добиваются хороших результатов.
Защита проекта проходит на тематических семейных гостиных, сопровождается презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях, оформляются в виде фото-альманахов, видеоматериалов, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотворчества детей и взрослых. Проектную деятельность помогает установить эмоциональный контакт с родителями в процессе сотрудничества, сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, повысить их уровень психолого-педагогической культуры.
Таким образом, использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ дает положительные результаты: изменился характер общения педагогов с родителями. Всей своей деятельностью сотрудники детского сада доказывают родителям, что их вовлечение в жизнь детского сада важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Многие из родителей стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.
Педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений, активное участие в жизни ДОУ, обеспечивает единство в воспитании дошкольников, выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и умений, способствует росту авторитета взрослых — родителей и воспитателей в глазах ребенка
Литература:
1 Крылова Н.М. «Детский сад-дом радости». Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. М., ООО «ТЦ Сфера»;
2. Михайлова-СвирскаяЛ.В. «Работа с родителями». М., Просвещение, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
1. «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»2. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного...
деловая игра «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования с одарёнными детьми»
Деловая игра для педагогов...
Основные направления работы МКДОУ Девицкого детского сада «Улыбка» Семилукского муниципального района в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Основная образовательная программа Семилукского муниципального района разработана на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Она основы...
Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
примеры взаимодействия ДОУ с семьей...
«Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОУ» (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования)
Проект направлен на на возможность практического претворения практических идей и методик....
Тема: «Взаимодействие семьи и детского сада средствами музейной педагогики в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»Родительское собрание в старшей группе
Цель: Подвести родителей к выводу о том, что реализация направления «Музейная педагогика», играет огромную роль во всестороннем развитии дошкольников....