ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Зимующие птицы»
Цель: формирование, усвоение знаний, почему птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
Задачи.
Образовательные:
-Закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания,, питания; обогащения словаря по данной теме.
Развивающие:
- Учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах.
- Согласовывать существительные в творительном падеже.
- Образовывать сложные прилагательные.
- Формировать фразовую речь.
- Закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой.
- Развивать мышление при составлении разрезной картинки.
-Развивать сенсорно- зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую моторику, координацию движений с речью.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к птицам.
-Закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях.
-Воспитывать желание защищать и оберегать птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, снегирь, ворона, дятел, сорока, красногрудый, лимонно-желтая, длиннохвостая.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы», предметные картинки зимующих птиц, конверты с разрезными картинками зимующих птиц, маски-шапочки зимующих птиц, картинка кормушки, кусочек пластилина, круги красного и синего цвета.
Логопед: Прежде, чем мы начнем заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Давай посмотрим в окошко. Какое сейчас время года? Назовите признаки зимы.
Стук в дверь. Логопед показывает электронное письмо
Логопед: дети, к нам в группу пришло письмо из далекой Африки
Читает письмо. (На экране презентация «Дети из Африки»).
-«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают. У нас много птиц. Но мы никогда не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им наверное? Расскажите, пожалуйста про вашу зиму, про зимующих птиц. Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо!. До свидания»
Логопед: Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка очень далеко!
Ответы детей. Останавливаемся на версии - общение через интернет.
Логопед: Вы конечно знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в тепые края. Но не все. Есть такие, которые не улетают.
Логопед: Как такие птицы называются? Почему они остались?
Ответы детей.
Логопед: А чтобы увидеть зимующих птиц, я приглашаю Вас на прогулку в зимний лес. На чем туда можно отправиться?
Ответы детей
Упражнение «Метель»
Дети выполняют движения соответственно тексту:
Логопед:
Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела ( дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускают)
Все дорожки, все пути- ни проехать, ни пройти ( дети идут, высоко поднимая колени).
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали ( дети идут быстрым шагом друг за другом).
Логопед: Вот мы и пришли в лес. А в лесу холодно. Давайте погреемся.
А в лесу мороз и ветер, ( пощипывание щек)
А в лесу гуляют дети( постукивающие движения пальцами)
Ручки, ручки согревают, ( потереть ладошки друг о друга)
Нам мороз не страшен, (указательным пальцем массируют крылья носа).
Вот как мы попляшем (зигзагообразные движения от середины лба к вискам).
Логопед: В лесу нас ждут птицы, а какие – мы сможем узнать, если соберем картинки.
Д\игра «Сложи картинку»
Логопед: Кто получился у вас на картинках? (ответы детей)
Логопед: Как можно назвать одним словом? ( ответы детей).
Почему их называю зимующими?
Д\игра «Один – много»
Одно синичка - много синичек;
Один снегирь - много…
Логопед: посмотрите, к нам прилетели зимующие птицы. Давайте с ними поиграем.
Зрительная гимнастика «Птички»
Птички вправо полетели ( посмотрели вправо),
Птички влево полетели ( посмотрели влево).
Птички вверх полетели и на веточку сели ( смотрят вверх)
Логопед: А сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.
Упражнение на дыхание «Ветерок» ( дети дуют на птичек)
Логопед: Чтобы рассказать детям из Африки о зимующих птицах, мы должны с вами узнать и рассказать как они выглядят, чем питаются.
Презентация «Зимующие птицы».
(Дети рассказывают про синицу, воробья, дятла, сороку, ворону, снегиря).
Воспитатель: Хотите я вас тоже превращу в птиц? Для этого нужно произнести волшебные слова:
Раз, два, три повернись и в зимующих птиц превратись!
Инсценировка сказки «Самый красивый наряд!» ( маски- шапочки).
Воспитатель: Давным-давно жил на свете ворон и были у него перья белые-пребелые. Смотрится ворон в зеркало и говорит:
Ворон: Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. Вот у снегиря грудка красная, у павлина-хвост красивый, попугай и вовсе пестрый. Полечу – ка я к сове . Пусть она что-нибудь придумает
Воспитатель: В те времена сова красила всем птицам перья в разные цвета.
Сова: Нитки да краски - вот мои друзья
Прилетайте птицы. Всех раскрашу я!
Воспитатель: Прилетела Синичка.
Синичка: Здравствуйте уважаемая сова
Мне зимой так холодно, а так хочется увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!
Сова: Где же моя желтая краска? Ну – ка, давай свою грудку. Сейчас я выкрашу ее в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о нем.
Синичка: спасибо!
Воспитатель: прилетел озорной воробей.
Воробей: Здравствуйте уважаемая сова!
Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре. Прошу, Вас, мне нужен особый костюм, но не очень яркий!
Сова: Я думаю, что вам подойдет коричневый костюм.
Воробей: Я за работу вас хвалю и от души благодарю.
Воспитатель: Прилетел дятел.
Дятел: Я - дятел. Много лет живу,
Везде стучу и лес лечу!
Чтоб санитара знали все-
Прошу, Вас, помогите мне!
Сова: Яркая краска есть у меня.
Красная шапочка будет твоя!
Дятел: За старанье и добро
Новое сделаю я вам дупло!
Воспитатель: А вот и наш знакомый Ворон. Интересно, какой же костюм ему придумает сова?
Ворон: Здравствуйте уважаемая сова.
Выкрасите мой наряд в самый красивый цвет, хочу поразить вех своей красотой.
Сова: Хочешь голубое платье как у цапли?
Хочешь красную шапочку как у дятла?
Ворон: Нет! Выбери для меня самый невиданный наряд, какого ни у одной птицы нет.
Воспитатель: Долго сова выбирала цвет. Наконец выкрасила перья ворона в черный-пречерный цвет, чернее тучи. Посмотрел ворон в зеркало и ахнул.
Ворон: Ах, какой красивый наряд. Мне очень нравится!
Воспитатель: поблагодарил ворон сову и улетел.
Воспитатель: А как человек помогает птицам зимой? Как вы думаете, для птиц зима хорошо или плохо?
Проводится игра «Хорошо – плохо».
(хорошо: многие птицы зимой звонче поют, т.к воздух свежий;
в пушистом снегу многие птицы устраивают себе спальни; люди подкармливают птиц свежим кормом; делают для птиц кормушки… Плохо- холодно птицам зимой; голодно; не всегда можно найти сразу еду себе; спрятаться зимой от врагов труднее…)
Воспитатель: А вот сейчас посмотрим , как вы заботитесь о птицах. Сможете их всех правильно рассадить на кормушке, чтобы им было удобно?
Игра « Рассадим птиц на кормушке»
( справа, слева, над кормушкой, в кормушке и т.д.)
Воспитатель: Ой, вы не слышите, что кто-то пищит? Смотрите, комочек ! Давайте попробуем его согреть?
(Дети слегка дуют на кусочек пластилина)
Воспитатель: Кажется что – то стучит! Да это сердечко!!! Давайте попробуем еще нежнее его согреть нашими руками. Положите на мои руки каждый по одной своей ладошке. Посмотрим, тепло наших рук согреет комочек?
( появляется маленький птенец).
Воспитатель: Какие мы молодцы! Не дали погибнуть в лютый мороз маленькому птенчику! Доброе дело мы с вами сделали! Но выпустим его только весной, пусть у нас окрепнет немного.
Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам Африканским ребятам рассказать о зимующих птицах? Кто считает, что мы молодцы, справились с этим заданием – возьмет красный круг и даст мне в руку. Кто считает, что мы плохо рассказали – принесет мне синий круг
Воспитатель: Ну, вот и все. Наше электронное письмо , картинки с зимующими птицами мы отошлем в Африку. А нам пора возвращаться из сказочного леса в детский сад . Раз, два, три повернись в детский сад возвратись!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
- Мне нравится (1)