Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка
статья (подготовительная группа) на тему
Воспитание - дело совести,
Образование - дело науки,
Позднее, в уже сложившемся человеке
Оба вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.
В работе раскрывается современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы отечественных педагогов по необходимости организации театрализованной деятельности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорова Елена Сергеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 388»
Театрализованная деятельность, как средство формирования творческой личности ребенка.
Воспитание – дело совести,
Образование – дело науки,
Позднее, уже в сложившемся человеке
Оба вида познания дополняют друг друга.
Виктор Гюго.
Аннотация: в работе раскрывается современный взгляд на потенциальные развивающие возможности театрального искусства для детей дошкольного возраста. Представлен опыт работы отечественных педагогов по необходимости организации театрализованной деятельности в детском саду.
Воспитание творческой личности – одна из задач современной педагогической науки и практики. Одним из видов деятельности, формирующих творческую личность ребенка, является детский театр.
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих эстетический вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами – словом, действием, музыкой и т.д.; способствует творческому развитию личности, формированию коммуникативных качеств ребенка; ускоряет темпы психического развития дошкольника. Театр – это самобытная сфера духовной жизни ребенка.
Цель работы – помочь ребенку сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает духовно-эмоциональную сущность ребенка во вторичную ценность. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе сотворения игры. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Существует и другая важная проблема для педагогов и психологов. По данным ученых, в период адаптации к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот – развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». (Л.С. Выготский).
Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:
- С художественным образованием и воспитанием детей;
- Формированием эстетического вкуса;
- Нравственным воспитанием;
- Развитием коммуникативных качеств личности (вербальные и невербальные средства общения);
- Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольника базируется на принципах развивающего обучения, методы и организации которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность. Исследователь И.Г. Вечканова подчеркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость. В дальнейшем это послужит основой для формирования общественного представления о назначении искусства в жизни общества.
В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок к развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг представлений, но и позволяет выделить существенное в предмете, понять художественный образ.
Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах, понимать внутренний мир персонажей. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умение соотносить себя с положительными или отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам. Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счет умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиции разных персонажей, выделить свойства и условия ее разрешения.
Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль, способствует формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка. В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.
По мнению И.Г. Вечкановой, режиссерская игра, как форма организации деятельности детей, позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умение отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Д.Б. Эльконин выделяет различие сюжета и содержания игры. Сюжет – это сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание игры – то, что именно воспроизводится в сюжете, т.е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем мире.
Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. По мнению Л.С. Выготского, «появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения». Развитию творческого воображения способствуют специально подобранные игры и упражнения.
При создании драматического образа у ребенка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на утверждении Н.Н. Поддьякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой действительности умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.
Учеными разработаны критерии определения уровня развития театрально-игровых умений и навыков детей, представленные в программах дошкольного воспитания; сформулированы параметры диагностики развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций, разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности.
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Список литературы.
- Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности», - М. «Центр педагогического образования, 2007.
- Маханева М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М. «Творческий центр», 2009
- Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» , - М. «Сфера», 2009
- Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», - М. «Владос», 2001
- Щёткин А.В. «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», - Абакан 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/13/picture-403400-1636798824.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования творческой личности младшего дошкольника
Одним из направлений инновационной деятельности в дошкольном образовании становится педагогическое проектирование, которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а так же хара...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/30/picture-885945-1485769555.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
«Театрализованная деятельность в детском саду».Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность ...
План самообразования "Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка"
План самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/18/picture-542129-1511003581.jpg)
План саморазвития по теме: « Театрализованная деятельность – как средство развития креативной личности ребенка»
Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/06/picture-1171238-1570352560.jpg)
Театрализованная деятельность как средство развития творческой личности
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-906844-1489953179.jpg)
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА »
Цель самообразования по теме: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать работу по реализации ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-527204-1416137758.jpg)
Музыка как средство формирования творческой личности ребенка
Общение с искусством имеет огромное значение в психологическом становлении личности, в развитии ее общечеловеческих задатков и личностных качеств. Получая от художественных и музыкальных произведений ...