"Организация работы вне специально организованной образовательной деятельности"
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ д/с №177
ОТЧЁТ.
«Организация работы вне специальной организованной образовательной деятельности».
Подготовила воспитатель: Герасимова В.А.
Москва 2013.
Работа с детьми по развитию речи вне занятий занимает место, даже больше по времени, чем занятия. Формы работы разнообразны.
- Общение взрослых и детей.
Речевое общение осуществляется в различных видах деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.
Сюжетно-ролевая игра – в ней совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведённых и будущих играх.
Подвижные игры – оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги ( «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Краски» и др.),в них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдуматься в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры-драматизации – способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры – используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Общение в быту – помогают детям усвоить бытовой словарь, необходимый для жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.
Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) – помогает обогатить содержание представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.
Общение со сверстниками – оказывает большое влияние на речь детей., дети более активно используют речевые умения. В совместной деятельности дети рассказывают о своём плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию.
Таким образом, общение является ведущим средством развития речи.
Надо отметить многостороннее влияние на речь детей загадывание и отгадывание загадок. Загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки.
Беседа воспитателя с детьми. Важно помнить, что воспитатель занимает особое место в жизни ребёнка. Воспитатель разговаривает с детьми по любому удобному поводу, в разное время. Разговор проходит в непринуждённой обстановке, ребёнок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чём-то. Речь воспитателя может быть оформлена по-разному: и в виде вопросов, и в виде пояснений, и в виде указаний, и в виде объяснений.
С помощью разговора можно оказать влияние на все стороны речи ребёнка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
Беседы с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Лучшее время для коллективных разговоров - прогулка, для индивидуальных разговоров больше подходят утренние и вечерние часы. Разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В старшей группе тематика разговоров расширяется за счёт новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.
При использовании литературных произведений вне занятий решаются следующие задачи:
- Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой; воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов, воспитание художественного вкуса.
- Всестороннее воспитание и развитие ребёнка с помощью литературы и народного творчества.
При решении первой задачи необходимо следить за тем, чтобы литература по программе детского сада была не только прочитана, но и закреплена.
Чтение вне занятий даёт возможность повторной встречи с книгой. Только систематическим повторением художественных произведений можно воспитать интерес и любовь к стихам, рассказам, сказкам. Повторение предупреждает забывание.
Можно использовать потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами: во время одевания, успокаивая ребёнка, во время умывания. Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребёнка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.
В старшем возрасте расширяется литературный багаж за счёт чтения произведений русской и мировой литературы. В старшей группе особый интерес представляет чтение книг в течение длительного времени (чтение с продолжением), таких, как «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Золотой ключик» А.Толстого и др.
Часто дети сами просят педагога почитать. Они любят слушать сказки, приносят любимые книги из дома. Такие просьбы стоит поддерживать. С содержанием книги следует ознакомиться заранее.
Закреплению прочитанного способствуют беседа о сказках и рассказах, о произведениях писателя, отгадывание художественных произведений, своеобразные викторины, рассматривание иллюстраций к прочитанным книгам и рассказам на темы знакомых сюжетов.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе создаётся уголок книги. Это спокойное, удобное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Кроме чтения и рассказывания используются такие формы работы, как беседа о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о её внешнем виде, обложка с названием, именем автора и художника); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи. Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг.
Интересна беседа о писателях, в процессе её выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чём в них рассказывается.
Выставки книг связывают с юбилеем писателя, с «книжной неделей», с литературным утренником. В её подготовке принимают участие дети и родители.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. Рассказывая сказку или читая рассказ, надо показать иллюстрации, назвать художника. Во время беседы знакомить детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению.
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий способствуют развитию речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В мире профессий» (специально организованная образовательная деятельность по ФЦКМ с использованием современных образовательных технологий)
Формирование представлений о труде взрослых, о значении его для общества, воспитания уважения к людям труда - актуально, потому как является одной из важных задач социализации ребенка. Пре...
Конспект специально организованной образовательной деятельности взрослого и детей "Подводный мир". Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Краткая аннотация к занятию. Ребенку свойственно познавать мир, ему хочется все попробовать и потрогать, а это не всегда удается. Тогда на помощь приходит фантазия. С помощью нее ребенок попадает в та...
Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»
Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...
Конспект специальной организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием игровой деятельности в старшей группе «Умники и умницы»
Цель: формирование умения обобщать, классифицировать, понимать смысл предложения и исправлять ошибки в нем.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеФормировать положительную установку детей на участ...
Конспект специально организованной образовательной деятельности с детьми 2-3 лет по развитию речи с элементами театрализованной деятельности с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Курочка Ряба»
Развитие речи детей путем знакомства с русскими народными сказками с элементами театрализованной деятельности....
Конспект СООД (специально организованной образовательной деятельности) с детьми 6-7 лет по познавательному развитию с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО на тему: «Знатоки космоса»
Цель: совершенствование знаний детей с российским праздником - День космонавтики.Задачи:Познавательное развитие:- Расширить и углубить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.А. Гагарине.- Форми...