Русские фольклорные традиции
план-конспект занятия на тему

Малащенко Валентина Васильевна

Познавательно - развлекательный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Русские фольклорные традиции»

(познавательно развлекательный час)

Цель: познакомить  с фольклором русского народа.

          Задачи:

-  развивать интерес к произведениям народного творчества;

- упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;

. - воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.

Оборудование: фонограммы  русских народных песен. Группа оформлена в виде русской избы с использованием народных промыслов.

Ход мероприятия:

I.Организационный момент

Воспитатель: Дорогие ребята мы с вами уже знакомились с устным народным творчеством. Какие жанры устного народного творчества вы запомнили? (Ответы детей.)

II.Основная часть

Воспитатель: Сегодня наша встреча посвящена не только устному народному творчеству. Каким словом можно заменить словосочетание « народное творчество»? (Ответы детей.) 

Воспитатель: Фольклор – это и сочинение песенных мотивов,  танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек. И сегодня мы поговорим о русском фольклоре, вспомним, что нам уже известно и, конечно, узнаем много нового. Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали…

Воспитатель: У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, а боронят на санях. Как вы думаете, что я сейчас прочитала? (Ответы детей.)

 Воспитатель: Правильно ребята это небылица.

1ребенок : Небылицы в лицах сидят в светлицах

Щелкают орешки, говорят насмешки.

2ребенок:  Рано утром, вечерком, поздно на рассвете

 Баба ехала пешком в ситцевой карете.

3ребенок:  Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь подгоняла мужика кнутом.

4ребенок:  Нет! Такого не бывает! Небылицы все это.

Воспитатель: Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.

Ребенок :  Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют простые родные

И звонкие песни поют!

          ( Звучит песня: «Во саду ли, в огороде».)

Воспитатель: Ребята к устному народному творчеству относятся и поговорки. В них заключается народная мудрость. А так как раньше люди не умели писать, то у простого народа был только один способ хранить свой жизненный опыт – передавать его из уст в уста. Давайте поиграем. В первом столбике написано начало поговорки, а во втором столбике вам надо найти его концовку. Даю вам время подумать.

Семь раз отмерь,…                                   а имей сто друзей.

Без труда…                                               людей насмешишь.

Не имей сто рублей…                           один раз отрежь.

Поспешишь,…                                         не вытащишь и рыбку из пруда.

Воспитатель: Проверяем.

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в  русскую народную игру «Ручеек»

Воспитатель: Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешится. А вот вам и потешка «Четыре кумы».

1-я. Здорово, кума!

2-я. На базаре была!

1-я. С ярмаркой поздравляю!

2-я. Петуха купила!

1-я. Ты что, кума, глуха?

2-я. Хочу жареного петуха! (Расходятся, вторая идет по кругу и встречает третью куму).

3-я. Здорово, кума!

2-я. На рыбалке была!

3-я. Ты никак, кума, глуха?

2-я. Купила курицу да петуха!

3-я. Точно глуха! Прощай, кума!

2-я. (вслед третьей). Пять алтын дала!

Появляется 4-я кума:

4-я. Добрый день, кума, послушай…

2-я. Муженьку несу покушать!

4-я. Эй, кума, ты что, глуха?

2-я. Жареного петуха!

Воспитатель: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся, детвора, ждет вас русская игра «Золотые ворота».  Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.( Дети проходят цепочкой через ворота и приговаривают:)

Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первый март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь.

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай!

Воспитатель: На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников. Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая. Встанем, девицы, рядком. Да частушки пропоем!  (  Девочки исполняют частушки).

Воспитатель: Раньше на Руси по селам и деревьям, по разным городам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром. Назывались они коробейниками. Ходили они и созывали народ прибаутками.

   Коробейники:

Не ходите никуда, подходите все сюда!

Гляди, не моргай. Рот не разевай! Ворон не считай! Товар покупай!

Все товары хороши, что угодно для души!

Тары-бары-растабары. Расторговываю товары!

Подходите, молодцы! Есть гребешки и ножницы!

Булавки, иголки, нитки, приколки.

Для старушек шали- знатные мастера вышивали!

Для девиц платочки- посередине цветочки!

             Подходите, покупайте! Веселее разбирайте!

Воспитатель: Коробейники, а что ещё есть в коробках?

Коробейники : Загадки!

  1. У двух матерей по пять сыновей. (Руки).
  2. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала. (Туча).
  3. Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук).
  4. Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Желудь).

  Воспитатель: Носили коробейники в своих коробках и произведения русских умельцев. Это и игрушки, и посуда, и кружева, и одежда, и платки. Это тоже фольклор – народные промыслы. Эти промыслы возникли в глубокой древности. Современные умельцы сохранили народные промыслы. (Ребята рассматривают произведения русских умельцев)

Ребенок:

Обойди хоть всю планету, лучше русской песни нету!

Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!

Эй, девчонки-молодицы, распрекрасные девицы!

Эй, ребята-молодцы, силачи и удальцы!

          ( Звучит фонограмма: «Калинка-Малинка»)

III. Заключительная часть

Воспитатель: Чем дальше в будущее входим,

    Тем дольше прошлым дорожим.

     И в старом красоту наводим,

            Хоть новому принадлежим.

Устроив деревенские посиделки, мы с вами будто окунулись в старину. Мы поиграли, повеселились, а также вспомнили известные жанры фольклора и познакомились с новыми жанрами. Я думаю, что праздник удался! Всем спасибо!

                           

Значение традиции в современном обществе

 

Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Ее уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах хранения, передачи, распространения. Она имеет глубочайшие исторические корни. В, следствии чего, необходимо возрождать и сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.

Мы живем в период кризиса - политического, социального, экономического, экологического, однако самый страшный кризис - нравственный. Поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.

Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от безличия. Позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору [36; 5].

Традиция рассматривается как сложная система знаков и символов, несущая в скрытой, зашифрованной, художественной форме информацию о мире, природе и человеке. Уникальная среда традиционной культуры испокон веков формировала, воспитывала, развивала всех тех, кто с ней тесно соприкасался. Будучи системой, содержащей и передающей в художественной форме информацию, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды.

Большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанрово-стилевой спецификой. В них отражаются характерные черты русской нации в ее самых разнообразных проявлениях. Наряду с общей восточнославянской основой каждая традиция сохраняет своеобразие материальной и духовной культуры, фонетического и словарного строя языка [18; 41]. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал плоть и кровь традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему традиционной празднично-обрядовой жизни. На основе этого крепла связь ребенка с родителями, с семьей.

Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка) и живой фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни сказок на ночь, утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для всестороннего развития личности ребенка [22; 70].

В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье. Так как клубок семейных проблем начинается именно с потери нравственных и духовных ценностей, с разрыва связи поколений, что характеризует состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к реальному отходу от семьи.

С другой стороны остается незыблемым желание детей и подростков жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взро

«Русские народные игры»

(Конспект развлечения по русскому языку в подготовительной группе)

Цель: познакомить детей с русским народным творчеством.

Развивать внимание, память, творческие способности детей на певческих навыков, актёрского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора .Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям. Воспитывать нравственных качеств личности ребёнка: доброты, справедливости, правдивости.

Материал и оборудование: зал ярко украшен. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. В центре зала- русская печь. На окнах вышитые шторы. На стене зеркало, украшенное расписными полотенцами. Деревянные стены. На стене- кукольная глиняная и деревянная посуда.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, будьте как дома!

Дети, к нам гости пришли, поздороваемся с ними.

Дети. Здравствуйте, добрый день.

1-ая девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях

не стоим. ( хозяйка усаживает детей на лавку, те достают рукоделье, вязание, вышивание).

Хозяйка. Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдётся и местечко.

2-ая девочка. Гости люди подневольные, где посадят там и сядут.

Хозяйка. Давно мы вас ждём- поджидаем, посиделок без вас не

начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому песни да пляски. Дети, сегодня мы с вами узнаем о том, как принято было отдыхать на Руси. Много работали, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Раньше, ребята, не было телевизоров, магнитофонов и молодёжь собиралась вечерами после работы в какой- нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми.

C:\Users\User\Desktop\Филиза\подготовительная группа,Филиза 036.jpg

Мальчик. Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Хоровод. «Мак маковистый»

Хозяйка. Небылицы в лицах сидят в теремах светлицах. Щёлкают орешки да творят насмешки.

Девочка.

Стучит- бренчит по улице,

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке

Туда же по дорожке.

- Куда Фома едешь

Куда погоняешь?

Мальчик.

- Сено косить

- На что тебе сено?

- Коровок кормить.

- На что тебе коровы?

- Молоко доить.

- На что тебе молоко

- Ребяток кормить.

Мальчик.

На болоте стоит пень,

Шевелится ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

(Дети сидят на своих местах и имитируют свою работу)

(Входит Красная шапочка, поёт).

Песня «Красная шапочка».

Красная шапочка. Здравствуйте.

Дети. Здравствуйте.

Красная шапочка. Вот увидела у вас в окнах свечи, услышала веселье и заглянула. А вы знаете кто я?

Дети. Знаем. Красная шапочка.

Хозяйка. Добрый вечер Красная шапочка. Проходи, милости просим, присаживайся. Будешь с нами веселиться, играть.

Красная шапочка. Спасибо. Я очень люблю петь, плясать и играть. А это вам гостинцы.

Хозяйка. Спасибо Красная Шапочка. Мы попьём чай с твоими пирожками.

Красная шапочка. Моя бабушка научила меня интересной игре. Она называется «Дударь». Давайте я вас научу.

Дети. Мы эту игру знаем.

Красная шапочка. Давайте тогда вместе поиграем.

Дети. Давайте поиграем.

Красная шапочка. А можно я считаю.

Хозяйка. Хорошо, считай Красная Шапочка.

Красная шапочка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы собрались поиграть

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

C:\Users\User\Desktop\подготовительная группа,Филиза 044.jpg

Хозяйка. Русский народ всегда славился трудолюбием. Дети, вспомните пословицы о труде.

- Дело мастера боится.

- Куй железо- пока горячо.

- Готовь сани- летом, а телегу зимой.

- Глаза боятся, руки делают.

- Кончил дело, гуляй смело.

- Уменье и труд, всё перетрут.

Девочка.

Где гармошка заиграла,

Там частушка прозвучала-

Русская народная,

Весёлая, задорная.

Мальчики.

Проходи честной народ.

Не пыли дорожка.

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Шёл древней- девки спали,

Заиграл в гармошку- встали,

Встали пробудилися,

Окна отворилися.

Ох, у нас речка не глубока

На дне видно камушки.

Наши девки не гуляют-

Записались в бабушки!

Девочки. (изображают, что они сердятся. Выходят руки в боки на середину избы).

Какие же мы бабушки? Мы вам сейчас покажем. (Звучит плясовая)

Я девчонка боевая

Боевой останутся.

Плохо будет тому парню

Кому я достануся.

Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Красная шапочка.

По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела.

Как мальчишки разойдутся,

Никому их не унять.

А как только разоспятся

Никому их не поднять

Красная шапочка.

Не смотрите на меня

Глазки поломаете.

Не из вашей я деревни

Вы меня не знаете.

Красная шапочка. Ой, ребята, я не устояла.

Хозяйка. Спасибо красная шапочка. Очень красиво поёшь, не стесняйся, будь как дома. Без хороводных песен не обходились ни посиделки, ни гулянья.

Русский народный танец «Приседай».

Мальчик.

Собирайся народ в хоровод!

Кто работы не боялся-

Тот и пляшет и поёт.

Девочка.

Кто с солнцем встаёт, да песни поёт?

Тот будет весел весь день напролёт.

Песня- хоровод. «Во поле берёза стояла».

Девочка.

Было время петь, плясать

А теперь пора на музыкальных инструментах поиграть.

Игра на музыкальных инструментах под музыку «Два весёлых гуся» русская народная мелодия.

C:\Users\User\Desktop\Филиза\подготовительная группа,Филиза 040.jpg

Мальчик.

Справился с работой-

Отдыхай с охотой.

Хозяйка. Мы поиграем в хороводную игру «Сиди- сиди, Яша»

1-ая девочка. (прыгает на месте)

Разрешите мне считать.

Хозяйка.

Пожалуйста Зиля, даём тебе слово.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел заяц погулять

Вдруг охотник выбегает

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф- пав! Не попал.

Серый зайчик убежал.

2-ая девочка.

На Руси у нас живёт!

И охотник, и плотник,

И жнец и певец

Как начнёт плясать

Никому не устоять.

Русский народный танец.

Хозяйка.

Мы смеялись веселились,

Хохотали от души.

А сейчас я приглашаю

На чай с пирожками.

Жаль расставаться, но праздник кончается. Спасибо всем. До свидания.

Дети. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»

Проект направлен на приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным тр...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря

Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...

Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.

В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...

Методическая разработка. Музыкально - познавательный проект «Фольклорные традиции русского народа»

Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности.    ...

Статья "Фольклорные традиции по сказкам А.С.Пушкина"

В статье описана работа над проектом "Фольклорные традиции по сказкам А.С. Пушкина"  с детьми старшей группы "Аистёнок"....