Русские фольклорные традиции
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Русские фольклорные традиции»
(познавательно развлекательный час)
Цель: познакомить с фольклором русского народа.
Задачи:
- развивать интерес к произведениям народного творчества;
- упражнять в выразительном чтении произведений устного народного творчества;
. - воспитывать любовь к своей стране и уважение к культуре родного народа.
Оборудование: фонограммы русских народных песен. Группа оформлена в виде русской избы с использованием народных промыслов.
Ход мероприятия:
I.Организационный момент
Воспитатель: Дорогие ребята мы с вами уже знакомились с устным народным творчеством. Какие жанры устного народного творчества вы запомнили? (Ответы детей.)
II.Основная часть
Воспитатель: Сегодня наша встреча посвящена не только устному народному творчеству. Каким словом можно заменить словосочетание « народное творчество»? (Ответы детей.)
Воспитатель: Фольклор – это и сочинение песенных мотивов, танцевальной музыки, и произведения народной живописи, создание одежды, изготовление посуды, постройку зданий, храмов, изготовление игрушек. И сегодня мы поговорим о русском фольклоре, вспомним, что нам уже известно и, конечно, узнаем много нового. Представим, что мы в деревенской избе собрались на посиделки. Раньше люди очень часто вот так собирались вместе, зажигали лучины и начинали…
Воспитатель: У нас лошади в колошах, а коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, а боронят на санях. Как вы думаете, что я сейчас прочитала? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно ребята это небылица.
1ребенок : Небылицы в лицах сидят в светлицах
Щелкают орешки, говорят насмешки.
2ребенок: Рано утром, вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
3ребенок: Лошадь ела сало, а мужик овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
4ребенок: Нет! Такого не бывает! Небылицы все это.
Воспитатель: Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли.
Ребенок : Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют простые родные
И звонкие песни поют!
( Звучит песня: «Во саду ли, в огороде».)
Воспитатель: Ребята к устному народному творчеству относятся и поговорки. В них заключается народная мудрость. А так как раньше люди не умели писать, то у простого народа был только один способ хранить свой жизненный опыт – передавать его из уст в уста. Давайте поиграем. В первом столбике написано начало поговорки, а во втором столбике вам надо найти его концовку. Даю вам время подумать.
Семь раз отмерь,… а имей сто друзей.
Без труда… людей насмешишь.
Не имей сто рублей… один раз отрежь.
Поспешишь,… не вытащишь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Проверяем.
Воспитатель: Сейчас давайте поиграем в русскую народную игру «Ручеек»
Воспитатель: Собирались крестьяне на посиделки позабавиться да потешится. А вот вам и потешка «Четыре кумы».
1-я. Здорово, кума!
2-я. На базаре была!
1-я. С ярмаркой поздравляю!
2-я. Петуха купила!
1-я. Ты что, кума, глуха?
2-я. Хочу жареного петуха! (Расходятся, вторая идет по кругу и встречает третью куму).
3-я. Здорово, кума!
2-я. На рыбалке была!
3-я. Ты никак, кума, глуха?
2-я. Купила курицу да петуха!
3-я. Точно глуха! Прощай, кума!
2-я. (вслед третьей). Пять алтын дала!
Появляется 4-я кума:
4-я. Добрый день, кума, послушай…
2-я. Муженьку несу покушать!
4-я. Эй, кума, ты что, глуха?
2-я. Жареного петуха!
Воспитатель: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся, детвора, ждет вас русская игра «Золотые ворота». Давайте золотые ворота для Весны – красны открывать. Это поможет весне силу удвоить, а зиму побороть.( Дети проходят цепочкой через ворота и приговаривают:)
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай!
Воспитатель: На посиделках часто устраивали конкурсы частушечников. Частушка - частая, скорая песня, бойкая плясовая. Встанем, девицы, рядком. Да частушки пропоем! ( Девочки исполняют частушки).
Воспитатель: Раньше на Руси по селам и деревьям, по разным городам ходили люди с коробами, торговали мелким товаром. Назывались они коробейниками. Ходили они и созывали народ прибаутками.
Коробейники:
Не ходите никуда, подходите все сюда!
Гляди, не моргай. Рот не разевай! Ворон не считай! Товар покупай!
Все товары хороши, что угодно для души!
Тары-бары-растабары. Расторговываю товары!
Подходите, молодцы! Есть гребешки и ножницы!
Булавки, иголки, нитки, приколки.
Для старушек шали- знатные мастера вышивали!
Для девиц платочки- посередине цветочки!
Подходите, покупайте! Веселее разбирайте!
Воспитатель: Коробейники, а что ещё есть в коробках?
Коробейники : Загадки!
- У двух матерей по пять сыновей. (Руки).
- Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала. (Туча).
- Не бьёт, не ругает, а плакать заставляет. (Лук).
- Яичко в чашечке с дерева свалилось и не разбилось. (Желудь).
Воспитатель: Носили коробейники в своих коробках и произведения русских умельцев. Это и игрушки, и посуда, и кружева, и одежда, и платки. Это тоже фольклор – народные промыслы. Эти промыслы возникли в глубокой древности. Современные умельцы сохранили народные промыслы. (Ребята рассматривают произведения русских умельцев)
Ребенок:
Обойди хоть всю планету, лучше русской песни нету!
Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!
Эй, девчонки-молодицы, распрекрасные девицы!
Эй, ребята-молодцы, силачи и удальцы!
( Звучит фонограмма: «Калинка-Малинка»)
III. Заключительная часть
Воспитатель: Чем дальше в будущее входим,
Тем дольше прошлым дорожим.
И в старом красоту наводим,
Хоть новому принадлежим.
Устроив деревенские посиделки, мы с вами будто окунулись в старину. Мы поиграли, повеселились, а также вспомнили известные жанры фольклора и познакомились с новыми жанрами. Я думаю, что праздник удался! Всем спасибо!
Значение традиции в современном обществе
Традиционная народная культура складывалась тысячелетиями, бережно хранилась и наследовалась множеством поколений. Ее уникальность проявляется во всем: и в содержании, и в способах хранения, передачи, распространения. Она имеет глубочайшие исторические корни. В, следствии чего, необходимо возрождать и сохранять культурные традиции для подрастающего поколения.
Мы живем в период кризиса - политического, социального, экономического, экологического, однако самый страшный кризис - нравственный. Поэтому воспитывать подрастающее поколение необходимо на основе народных традиций.
Традиции народа - это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Меньше всего они похожи на застывший обряд, торжество формы, облаченной в архаичные костюмы; напротив, это - живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от безличия. Позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить необходимую в трудную минуту поддержку и жизненную опору [36; 5].
Традиция рассматривается как сложная система знаков и символов, несущая в скрытой, зашифрованной, художественной форме информацию о мире, природе и человеке. Уникальная среда традиционной культуры испокон веков формировала, воспитывала, развивала всех тех, кто с ней тесно соприкасался. Будучи системой, содержащей и передающей в художественной форме информацию, касающуюся наиболее важных этапов жизни человека, традиция всегда способствовала и становлению его внутренней среды.
Большая территория расселения русского народа обусловила формирование множества традиций с ярко выраженной жанрово-стилевой спецификой. В них отражаются характерные черты русской нации в ее самых разнообразных проявлениях. Наряду с общей восточнославянской основой каждая традиция сохраняет своеобразие материальной и духовной культуры, фонетического и словарного строя языка [18; 41]. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал плоть и кровь традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему традиционной празднично-обрядовой жизни. На основе этого крепла связь ребенка с родителями, с семьей.
Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей (особенно городского ребенка) и живой фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни сказок на ночь, утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для всестороннего развития личности ребенка [22; 70].
В связи с этим, традиционную культуру необходимо возрождать, прежде всего, в семье. Так как клубок семейных проблем начинается именно с потери нравственных и духовных ценностей, с разрыва связи поколений, что характеризует состояние современной семьи как кризисное. Все это негативно отражается на социализации детей, ведет к реальному отходу от семьи.
С другой стороны остается незыблемым желание детей и подростков жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взро
«Русские народные игры»
(Конспект развлечения по русскому языку в подготовительной группе)
Цель: познакомить детей с русским народным творчеством.
Развивать внимание, память, творческие способности детей на певческих навыков, актёрского мастерства, музыкальности на основе разных жанров русского фольклора .Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям. Воспитывать нравственных качеств личности ребёнка: доброты, справедливости, правдивости.
Материал и оборудование: зал ярко украшен. Стол накрыт яркой скатертью. На столе самовар, угощения, расписная посуда, дымковские игрушки. В центре зала- русская печь. На окнах вышитые шторы. На стене зеркало, украшенное расписными полотенцами. Деревянные стены. На стене- кукольная глиняная и деревянная посуда.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие, проходите, будьте как дома!
Дети, к нам гости пришли, поздороваемся с ними.
Дети. Здравствуйте, добрый день.
1-ая девочка. Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях
не стоим. ( хозяйка усаживает детей на лавку, те достают рукоделье, вязание, вышивание).
Хозяйка. Проходите, красавицы у нас для каждого работа найдётся и местечко.
2-ая девочка. Гости люди подневольные, где посадят там и сядут.
Хозяйка. Давно мы вас ждём- поджидаем, посиделок без вас не
начинаем. Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому песни да пляски. Дети, сегодня мы с вами узнаем о том, как принято было отдыхать на Руси. Много работали, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Раньше, ребята, не было телевизоров, магнитофонов и молодёжь собиралась вечерами после работы в какой- нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми.
C:\Users\User\Desktop\Филиза\подготовительная группа,Филиза 036.jpg
Мальчик. Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.
Хоровод. «Мак маковистый»
Хозяйка. Небылицы в лицах сидят в теремах светлицах. Щёлкают орешки да творят насмешки.
Девочка.
Стучит- бренчит по улице,
Фома едет на курице.
Тимошка на кошке
Туда же по дорожке.
- Куда Фома едешь
Куда погоняешь?
Мальчик.
- Сено косить
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- На что тебе молоко
- Ребяток кормить.
Мальчик.
На болоте стоит пень,
Шевелится ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
(Дети сидят на своих местах и имитируют свою работу)
(Входит Красная шапочка, поёт).
Песня «Красная шапочка».
Красная шапочка. Здравствуйте.
Дети. Здравствуйте.
Красная шапочка. Вот увидела у вас в окнах свечи, услышала веселье и заглянула. А вы знаете кто я?
Дети. Знаем. Красная шапочка.
Хозяйка. Добрый вечер Красная шапочка. Проходи, милости просим, присаживайся. Будешь с нами веселиться, играть.
Красная шапочка. Спасибо. Я очень люблю петь, плясать и играть. А это вам гостинцы.
Хозяйка. Спасибо Красная Шапочка. Мы попьём чай с твоими пирожками.
Красная шапочка. Моя бабушка научила меня интересной игре. Она называется «Дударь». Давайте я вас научу.
Дети. Мы эту игру знаем.
Красная шапочка. Давайте тогда вместе поиграем.
Дети. Давайте поиграем.
Красная шапочка. А можно я считаю.
Хозяйка. Хорошо, считай Красная Шапочка.
Красная шапочка.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
C:\Users\User\Desktop\подготовительная группа,Филиза 044.jpg
Хозяйка. Русский народ всегда славился трудолюбием. Дети, вспомните пословицы о труде.
- Дело мастера боится.
- Куй железо- пока горячо.
- Готовь сани- летом, а телегу зимой.
- Глаза боятся, руки делают.
- Кончил дело, гуляй смело.
- Уменье и труд, всё перетрут.
Девочка.
Где гармошка заиграла,
Там частушка прозвучала-
Русская народная,
Весёлая, задорная.
Мальчики.
Проходи честной народ.
Не пыли дорожка.
Добры молодцы идут
Погулять немножко.
Шёл древней- девки спали,
Заиграл в гармошку- встали,
Встали пробудилися,
Окна отворилися.
Ох, у нас речка не глубока
На дне видно камушки.
Наши девки не гуляют-
Записались в бабушки!
Девочки. (изображают, что они сердятся. Выходят руки в боки на середину избы).
Какие же мы бабушки? Мы вам сейчас покажем. (Звучит плясовая)
Я девчонка боевая
Боевой останутся.
Плохо будет тому парню
Кому я достануся.
Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа
Косолапы женихи.
Красная шапочка.
По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела.
Как мальчишки разойдутся,
Никому их не унять.
А как только разоспятся
Никому их не поднять
Красная шапочка.
Не смотрите на меня
Глазки поломаете.
Не из вашей я деревни
Вы меня не знаете.
Красная шапочка. Ой, ребята, я не устояла.
Хозяйка. Спасибо красная шапочка. Очень красиво поёшь, не стесняйся, будь как дома. Без хороводных песен не обходились ни посиделки, ни гулянья.
Русский народный танец «Приседай».
Мальчик.
Собирайся народ в хоровод!
Кто работы не боялся-
Тот и пляшет и поёт.
Девочка.
Кто с солнцем встаёт, да песни поёт?
Тот будет весел весь день напролёт.
Песня- хоровод. «Во поле берёза стояла».
Девочка.
Было время петь, плясать
А теперь пора на музыкальных инструментах поиграть.
Игра на музыкальных инструментах под музыку «Два весёлых гуся» русская народная мелодия.
C:\Users\User\Desktop\Филиза\подготовительная группа,Филиза 040.jpg
Мальчик.
Справился с работой-
Отдыхай с охотой.
Хозяйка. Мы поиграем в хороводную игру «Сиди- сиди, Яша»
1-ая девочка. (прыгает на месте)
Разрешите мне считать.
Хозяйка.
Пожалуйста Зиля, даём тебе слово.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел заяц погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф- пав! Не попал.
Серый зайчик убежал.
2-ая девочка.
На Руси у нас живёт!
И охотник, и плотник,
И жнец и певец
Как начнёт плясать
Никому не устоять.
Русский народный танец.
Хозяйка.
Мы смеялись веселились,
Хохотали от души.
А сейчас я приглашаю
На чай с пирожками.
Жаль расставаться, но праздник кончается. Спасибо всем. До свидания.
Дети. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»
Проект направлен на приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным тр...
Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»
Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...
Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря
Изучение уровня представлений детей и их родителей о русских народных традициях и элементах русского-народного календаря...
Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.
В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...
Методическая разработка. Музыкально - познавательный проект «Фольклорные традиции русского народа»
Целью данного проекта является освоение детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности. ...
Статья "Фольклорные традиции по сказкам А.С.Пушкина"
В статье описана работа над проектом "Фольклорные традиции по сказкам А.С. Пушкина" с детьми старшей группы "Аистёнок"....