Проект «Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Проект направлен на приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым. Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gostinaya_bondar.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Проект
«Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка»
Подготовила:
воспитатель
Бондарь Любовь Николаевна
Санкт – Петербург
2015 год
Тип: практико – ориентированный
Участники:
- родители
- дети 4-5 лет
- воспитатели группы
- специалисты: музыкальный руководитель, преподаватель музейной педагогики.
Проблема:
«ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА»
Цели:
1.Приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры: знакомство с русской народной игрушкой.
2. Формирование у детей и родителей устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам, устному народному творчеству на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослым.
3. Возрождение культурных традиций, старинных праздников и обрядов русского народа.
Предварительная работа:
- тестирование родителей для изучения проблем (смотри приложение)
- составление плана работы
- использование папок-передвижек для знакомства родителей с материалом по данной теме ( смотри приложение)
- мини консультации для родителей ( смотри приложение)
- посещение Музея кукол.
План работы:
1 встреча:
ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИГРУШКАМИ.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКОЛ «ОТДАРОК НА ПОДАРОК»
2 встреча
ЗНАКОМСТВО С ДЕТСКИМ УСТНЫМ ФОЛЬКЛОРОМ, ХОРОВОДАМИ И НАРОДНЫМИ ИГРАМИ, СТАРИННЫМ ПРАЗДНИКОМ «РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
3 встреча
ЗНАКОМСТВО С РУССКИМИ НАРОДНЫМ ОБРЯДОВЫМ ПРАЗДНИКОМ «МАСЛЕНИЦА»
ВСТРЕЧА № 1
ЦЕЛЬ:
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ: ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКОЙ
ХОЗЯЕВА:
воспитатели и преподаватель музейной педагогики
ГОСТИ:
родители и дети
Хозяева встречают гостей, приглашают за стол.
1. «Круг знакомств»
Игра «Ромашка» (обмен премудростями)
На столе цветок – ромашка , сделанный из бумаги. На обратной стороне лепестков написаны цитаты о значении русской народной игрушки в воспитании ребенка.
Или «А у нас в семье хранится..» (нужно продолжить предложение – какой из названных ниже предметов изобразительного и декоративно – прикладного искусства есть в семье: икона, вышитое полотенце, хохломская посуда, русская народная игрушка, лаковая миниатюра и т.д.)
1 лепесток
«Русские народные предметы, увиденные детьми первыми , пробуждающие душу, воспитывающие в ребенке чувство красоты, любознательность. Соприкосновение с ними помогает детям с раннего возраста понять, что они - частица великого русского народа».
2 лепесток
«А у нас в семье хранится…»
( назвать предметы декоративно – прикладного искусства)
3 лепесток
«Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность»
4 лепесток
(смотри лепесток № 2)
5 лепесток
«Как животворная родниковая вода питает землю, так русская народная игрушка обогащает национальную культуру и искусство»
6 лепесток
(смотри лепесток № 2)
7 лепесток
«Народная игрушка тем и ценна для нас, что сохранив народную поэтическую память, донесла до нас животворную силу народного искусства»
8 и 9 лепесток
(смотри лепесток № 2)
П. Хозяйка:
- А сейчас я предлагаю вам, дорогие гости, создать у нас временную экспозицию музея русской народной игрушки.
Объявляем презентацию: «Во что играли наши прабабушки»
Ребенок вместе с родителями знакомит всех с одной из русских народных игрушек
( показывают и рассказывают: название, где сделана ,из чего сделана, как украшена, как можно использовать в играх)
- Богородская резная игрушка
- Филимоновская глиняная игрушка
- Дымковская игрушка
- Каргопольская игрушка
- Городецкая игрушка
- Матрешки
Ш. Музыкальный экспромт
Праздник «Свистопляски»
Веселая плясовая под аудиозапись русской народной песни «Ах ты, канава» с использованием игрушек – свистулек, а также ложек, трещоток и других русских народных инструментов.
Хозяйка:
- А еще матрешки нам споют частушки
1У. Исполнение частушек
Эй, девчонки – хохотушки,
Запевайте-ка частушки
Запевайте побыстрей,
Чтобы было веселей.
Девчоночки- беляночки,
Где вы набелилися.
Мы вчера коров доили
Молоком умылися.
Шли матрешки по дорожке.
Было их немножечко.
Две Матрены, три матрешки
И одна матрешечка.
Я цветочек вышивала
Жу-жу-жу услышала.
Села пчелка на цветок-
Мастерица наутек.
Если б не было воды,
Не было бы кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
У. Творческая мастерская «Умелые ручки»
Изготовление тряпичных кукол «Отдарок на подарок»
( участвуют все)
Хозяйка рассказывает о русской народной кукле и способах ее изготовления ( смотри приложение)
У1. Гостевой стол
Общее угощение в национальных традициях – чай с печеньем.
ВСТРЕЧА № 2
ПОСИДЕЛКИ «ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СЛОВА»
ЦЕЛЬ:
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО ИНТЕРЕСА К РУССКИМ НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБРЯДАМ, УСТНОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ НА ОСНОВЕ АКТИВНОГО УЧАСТИЯ В ПРАЗДНИКАХ И СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА И ВЗРОСЛОГО.
ХОЗЯЕВА:
хозяйка – мама ребенка
ГОСТИ:
родители , дети, воспитатели
1. Хозяйка встречает гостей, рассаживает
- Вот так хорошо посидим, друг на дружку поглядим.
Посидите-ка. побеседуйте.
Сказки , песенки ,да вы послушайте,
Где я только не бывала,
Что я только не слыхала.
Побывала я во всей небывальщине,
Повидала я всю неслыхальщину.
Тень, тень, потетень
Выше города плетень.
Давайте-ка друг друга порадуем, слова добрые скажем.
Комплимент: - все поочередно читают потешки (дети- родителям, родители - детям)
Хозяйка:
- Какие же у нас детки: послушные, здоровенькие да красивые, а родители заботливые.
П. Хозяйка:
- А вот и еще гости дорогие к нам пожаловали ( смотри приложение – сценарий досуга «Зимушка – зима» с участием тетушек)
Ш. Круглый стол по решению семейных проблем
Родители делятся своим опытом:
- Эти веселые зимние каникулы
- Как провести дома празднование «Рождества Христова»
- Разучивание рождественских колядок ( смотри приложение)
1У. Чаепитие «У самовара»
ВСТРЕЧА № 3
«ПРАЗДНИК «МАСЛЕНИЦА ГОДОВАЯ – НАША ГОСТЮШКА ДОРОГАЯ»
(на улице)
ЦЕЛЬ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ, СТАРИННЫХ ПРАЗДНИКОВ И ОБРЯДОВ РУССКОГО НАРОДА.
ХОЗЯЕВА:
воспитатели и ДЕТИ
ГОСТИ:
родители
Примерный сценарий праздника «Масленица» смотри в приложении.
Сжигание Масленицы
Катание на лошадях
В ГРУППЕ
Дети приглашают всех за стол
1.
Разрешите петь, кричать.
вас гостей величать.
Принимаем гостей, не жалея сластей.
На скамейки садитесь
И на нас не сердитесь.
2.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Ой , блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Чаепитие из самовара с блинами.
Конкурс на лучший блин.
Обмен рецептами изготовления блинов.
Прощай Масленица – плутовка.
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего семь деньков,
А мы думали семь годков.
Проводили Масленицу, пора весну в гости звать.
Мини – концерт «Весенние заклички» (смотри приложение)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 1
1. Тест для изучения проблемы
2. Материалы для папок – передвижек по теме «русская народная игрушка»
- Дымковская глиняная игрушка
- Богородская игрушка
- Филимоновская игрушка
- Каргопольская игрушка
- Матрешки
- Кукла
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 2
1.Тесты для изучения проблемы
2.Подборка потешек
3.Подборка колядок
4. Материал для папок – передвижек и мини – консультаций для родителей по подготовке праздника Рождество Христово
5.Сценарий вечера досуга «Зимушка – зима» с участием тетушек.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К ВСТРЕЧЕ № 3
1. Материал для папки-передвижки «Знакомство с русскими народными обрядовыми праздниками – «Масленица»
2. Примерный сценарий праздника «Масленица годовая – наша гостюшка дорогая»
3. Подборка рецептов для масляничной недели «Блины, блинчики, оладушки».
4. Подборка закличек о весне.
ТЕСТЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
( для родителей)
1
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста на следующие высказывания
- моя любимая игрушка в детстве:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- любимая игрушка моей мамы в детстве: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- любимая игрушка моей прабабушки в детстве:________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- любимая игрушка моего ребенка:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2
ЧТО Я КУПЛЮ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК
Уважаемые родители! Подчеркните, пожалуйста следующие высказывания
1. Мягкую игрушку
2. Куклу Барби
3.Трансформер
4. Конструктор Лего
5. Русскую народную игрушку:
- Богородского резного медведя
- Семеновскую матрешку
- Полхов – Майдановскую лошадку
- Глиняную филимоновскую свистульку
- Дымковского индюка
3
Уважаемые родители! Продолжите, пожалуйста следующее высказывание:
старинные праздники и обряды русского народа , существующие и в наше время, это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4
Уважаемые родители! Продолжите, пожалуйста следующее высказывание:
колыбельная песня для моего маленького сыночка ( или доченьки):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПОТЕШКИ
Родители – детям
1. Ах ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка | 4. Лень – потягота Поди на Федота. с Федота на Якова. С Якова на всякого. А со всякого И с Якова, И с Федота Уходи ты Лень – потягота К себе на болото. | 7. Ай тари, тари, тари, Куплю Маше янтари, Останутся деньги- Куплю Маше серьги. Останутся пятаки – Куплю Маше башмаки, Останутся грошики – Куплю Маше ложки. |
2. Ротик – клюковка, Носик – пуговка, Глазки – луковка. Дочка моя куколка скорей вырастай, моя Катенька Наша любимая пташенька. | 5. Ваня, Ваня, простота. Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед И поехал в огород | 8. Пошла Маша на базар, Принесла домой товар. Родной матушке – платок, Посередочке цветок. Батюшке – кушачок, Бабушке – гребешок, Дедушке – поясок, Тетушке – туесок. Братьям – соколам По козловым сапогам, Сестрицам – лебедицам По пуховым рукавицам, Дорогим подружкам Конфеты и игрушки. |
3. Ох ты, девица – краса, Золотая коса, С такой длинной косой Не ходи за водой. У колодца роса Намокнет коса. | 6. Ой ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек. Сиреневый кусточек. |
Дети – родителям
1. Наша-то хозяюшка сметлива была Всем в избе работушку К празднику дала. Чашечку собачка моет языком, Мышка собирает Крошки под окном. По столу котища Лапою скребет, Половичку курочка Веничком метет. | 4. Кот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. | 7. - Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? - Еду сено косить. - На что тебе сено? - Коровок кормить. - На что тебе корова? - Молоко доить. - А зачем молоко? - Ребяток поить. - На что тебе детки? - Счастливым быть! |
2. Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду Потерял пастух дуду. Пастушку я отдала -Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить Сашу кашкой кормить. | 5. Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на козлятках. | 8. Идет лисичка по мосту, Несет вязанку хворосту. - Зачем ей хворост? - Печь топить. - Зачем ей печь? - Обед варить. - Зачем обед? - Гостей кормить. - А гости кто? - Медведь с женой, Да еж, да кот, Да мы с тобой. |
3. Тень, тень потетень. В огороде-то плетень. В избе печка топится, Бабушка торопится, Она репу печет, По тарелочкам кладет. Кот к тарелке – скок, Себе нос обжег. | 6. - Куда едешь? - На базар. - Что купишь? - Самовар. - Сколько дашь? - Три рубля. - Кто поставил? - Бабушка! |
ВЕСЕННИЕ ЗАКЛИЧКИ
1. Жаворонки прилетите Холодную зиму унесите, Теплую весну принесите! Нам зима-то подоскучила, Без хлебушка замучила. | 3. Жаворонок-дуда, прилети к нам сюда. Нам зима-то надоела Всю соломушку поела И сенцо, и бренцо, Золотое кольцо. | 5. Весна – красна! На чем пришла? На березе, на сосне. На шелковой траве, На ржаном снопочке, На золотом колосочке. |
2. Солнышко, колоколнышко, Ты пораньше взойди, Ты пораньше разбуди: Нам в поле бежать, Нам весну встречать! | 4. Весна, весна красная, Приди весна с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: С льном высоким, С корнем глубоким, С дождями, ливнями, С хлебами обильными. | 6. Солнышко, покажись, Красное, снарядись, Поскорей, не робей, Нас , ребят, обогрей. |
АНКЕТА
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПРОСИМ ВАС ОТВЕТИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:
1. В КАКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ ВЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ? ____________________________________________________________________________________________________________________________
2. ЧТО ВЫ САМИ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА? (РОЖДЕСТВО, МАСЛЕНИЦА)?
____________________________________________________________________________________________________________________________
3.КАКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ ВЫ МОЖЕТЕ ПРОВЕСТИ С ДЕТЬМИ?
____________________________________________________________________________________________________________________________
4. НАЗОВИТЕ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ ВАШИХ РОДИТЕЛЕЙ, БАБУШЕК, ДЕДУШЕК?
____________________________________________________________________________________________________________________________
5. КАКИЕ ПОДАРКИ ВЫ МОЖЕТЕ ПРИГОТОВИТЬ ВАШИМ ДРУЗЬЯМ, ДЕТЯМ?
____________________________________________________________________________________________________________________________
6. ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ СЕБЯ ВЫ УЗНАЛИ, ПРИНИМАЯ УЧАСТИЕ В ПРАЗДНИКАХ?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ ВАМ НРАВЯТСЯ (ЗНАЕТЕ, ПОМНИТЕ)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ВЫ ЗНАЕТЕ?
____________________________________________________________________________________________________________________________
9. КАКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ , ПРИНЯТОЕ В ОПРОСЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"
Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...
Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».
Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Детские сады, школы являются помощниками семьи, создавая необходимые условия продолжения жизни ребенка в семье....
Консультация для родителей «Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка».
Уважаемые родители! - Как вы думаете, что означает слово «семья»? Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. Семья – это группа живущих вместе ...
"Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"
Консультация "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"...
народные традиции помогут вам в воспитании ребенка
В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.Многие родители с...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЛИЯНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» «РУССКАЯ МАТРЁШКА»
Познакомить детей с особенностями народного декоративно-прикладного искусства (материал, форма, цвет, узор), углубить представления о связи орнаментальной композиции с природой; Познакомить с пр...
Протокол родительского собрания "Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка"
Тема Семейные традиции. Их роль в воспитании ребёнка.Председатель: Абрамов Г.С.Секретарь: Гончарова М.АПрисутствовали -24 человека (сп...