Статья "Фольклорные традиции по сказкам А.С.Пушкина"
статья (старшая группа)

Голубева Елена Владимировна

В статье описана работа над проектом "Фольклорные традиции по сказкам А.С. Пушкина"  с детьми старшей группы "Аистёнок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_folklornye_tradiii_po_skazkam_pushkina_a.s.docx813.96 КБ

Предварительный просмотр:

                        Фольклорные традиции в сказках А.С.Пушкина.

Голубева Е.В., воспитатель ГБДОУ                                                                                           д/с № 4 комбинированного вида                                                                                          Пушкинского района Санкт-Петербурга

                                                        Сказка - это, иными словами, правда жизни.                                                                                   Л. С. Сухоруков 

           В рамках проекта «Традиций живая нить», посвященный  Году культурного наследия народов России в ГБДОУ д/с № 4 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга, старшая группа № 1 «Аистёнок» вела работу над проектом «Фольклорные традиции в сказках А.С.Пушкина».                                                                                                                                       Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку, и задача взрослых с ним как можно раньше, и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека. Когда мы знакомим ребёнка с каким либо видом творческой деятельности: литературой, музыкой, живописью, это обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.

       Цель проекта - формирование целостного восприятия окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина.

        Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.

2.Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.

3. Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.

2. Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.

3. Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина.

4. Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

7. Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

8. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

9. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.

Дети изучали пушкинские сказки в хороших изданиях сборников. Они учились добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё дети учились  любить и ценить прекрасный родной русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Воспитанники заучивали стихотворные отрывки из сказок:  «Ветер по морю гуляет», «Ель растет перед дворцом», «Свет мой зеркальце скажи». Это способствовало к высокому интересу к театрализации сказок.  Показывали теневой театр «Сказка о рыбаке и рыбке»,  что способствовало развитию памяти, речи.  Родители принимали совместное участие в создании атрибутов для театра.

Рисунок 1. Теневой театр «Cказка о рыбаке и рыбке»

 C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\IMG-20221103-WA0030.jpg                                                         

        В группе с детьми проходили беседы  «А.С. Пушкин – сказочник», беседа  о зависти и злости по сказкам А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне»,  беседа  о жадности по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» «Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта», «Что такое хорошо и что такое плохо в сказках А.С.Пушкина».

А так же исследовательские работы о жизни А. С. Пушкина («Первые книги», «Откуда брались сказки») выполняли родители с детьми, составляли словарь устаревших слов из сказок А.С. Пушкина.

   

       За время работы над проектом педагоги, дети и родители создали поделки и рисунки: лепка «Золотая рыбка», поделка из природного материала «Золотая рыбка», коллективное творчество «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт…»,  коллективное работа в технике пластилинографии «У лукоморья дуб зелёный…»  и многое другое. Работы детей украсили группу. Расcматривая их, дети делились своими впечатлениями, мнениями и эмоциями. Потом они забрали свои работы, подарили близким и родным. 

Hb

Рисунок 2 «Золотая рыбка из природного материала».

C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\IMG_20221013_094224.jpg

Рисунок 3 «Выставка поделок по сказкам».

C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\.trashed-1668783584-IMG_20221017_161009 - копия.jpg

Рисунок 4 «Поделка  «царевна-Лебедь».

C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\IMG_20221017_154431.jpg 

Рисунок 5 «Орешки для белочки…»

C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\ЮБ\.trashed-1669278372-IMG_20221025_094733 - копия.jpg

Педагоги подобрали дидактический материал по сказкам: «угадай сказку по иллюстрации», «какой сказочный герой лишний?», «найди предметы из сказок Пушкина» и другое.

            Проходили экскурсии и маршруты выходного дня. Ребята посетили игровое  мероприятие «Путешествие в Лукоморье» в детской библиотеке на Кадетском бульваре, цель  которого - воспитание интереса к детской книге на сказках А.С. Пушкина. Дети с большим удовольствием участвовали в викторине,  которое было интересным и по-настоящему дружным.

Рисунок 6 «Экскурсия в библиотеку»

C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\ЮБ\IMG-20221102-WA0019.jpg

Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта, участвовали в мастер-классах, посещали маршруты выходного дня, экскурсии по местам А.С.Пушкина.                    Все дети группы  познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками,  участвовали в продуктивной деятельности по произведениям.  

Рисунок 7,8,9 «Маршруты выходного дня по местам А.С.Пушкина»

   C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\ЮБ\IMG-20221024-WA0012.jpg C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\IMG-20221022-WA0003.jpg      C:\Users\лена\Desktop\ПРОЕКТ ПУШКИН\IMG-20221023-WA0002.jpg                                                                                                 Работа по изучению фольклорных традиций по произведениям А.С.Пушкина продолжена и будет вестись в течение года.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

Сценарий мероприятия по сказкам А. С. Пушкина. Квест по сказкам Пушкина.

Сценарий мероприятия (квест) по сказкам А. С. Пушкина, посвященного 225-летию великого писателя. Мероприятие представляет собой КВЕСТ (прохождение заданий по станциям). Время прохождения квеста 2...

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина Познавательное развитие15 МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА « СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА»

ЗАДАЧИ:1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина, вызвать интерес к произведениям писателя. Совершенствовать умение слушать и понимать заданный вопрос, правильно и полностью отвечать на в...

"Фольклор в сказках А.С. Пушкина как средство ознакомления дошкольников с русской народной культурой и традициями"

Данный материал содержит рекомендации из опыта работы по использованию фольклора в сказках А.С. Пушкина с целью ознакомления дошкольников с русской народной культурой и традициями....