Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Цель познавательно-экспериментальной деятельности:
· развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
· развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnye_svoystva_peska.doc | 656 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
конспекта НОД
с детьми старшей группы
(на основе интеграции образовательных областей)
Тема: «Чудесные свойства песка»
Составил:
воспитатель ГБДОУ ДС № 12
Петродворцового р-на
г. Санкт-Петербурга
Новоженина Валентина Владимировна
Санкт – Петербург
Петергоф
2013
Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №12 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитываются 22 ребенка 5-6 лет: 12 мальчиков и 10 девочек.
Дети в группе любознательные: любят задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывают новые варианты использования знакомых предметов, любят наблюдать и экспериментировать.
В возрасте от 5 до 6 лет дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах; повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, поэтому, предлагая детям работу в парах или подгруппах необходимо ориентироваться на предпочтения детей
НОД с детьми старшей группы «Чудесные свойства песка», была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Мой любимый детский сад!»
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Физическое развитие».
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:
- Формы:
Фронтальная и групповая (на основе личных симпатий воспитанников) формы организации образовательной деятельности.
Фронтальная форма работы была использована при организации беседы.
Индивидуальная форма работы была использована при организации дидактической игры и в качестве оказания помощи в процессе художественной деятельности детей.
- Методы и приемы:
методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые действия.
- Технологии:
- здоровьесберегающая технология:
- технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- обучения здоровому образу жизни;
- технология исследовательской деятельности:
- решение вопросов проблемного характера;
- технология сотрудничества
- игровые технологии:
- дидактические игры,
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
В результате НОД воспитанники приобретут навыки взаимодействия друг с другом и со взрослыми, приобретут опыт совместных игр, приобретут элементарные энциклопедические знания о свойствах песка, научатся использовать его в разных видах деятельности, получат опыт нестандартных решений проблемных ситуаций.
Цель познавательно-экспериментальной деятельности:
- развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
- развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.
Задачи:
- обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование окружающих предметов (объектов) с опорой на разные органы чувств.
- развивать умение замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые; устанавливать связи между качествами предмета и способом его использования,
- формировать энциклопедические знания детей о песке посредством знакомства с ним и его свойствами.
- развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
- поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.
- развивать связную речь, обогащать словарь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, пользоваться элементарными формами объяснительной речи, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.
- воспитывать познавательную активность, любознательность, аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Используемые материалы и оборудование:
- таз с песком;
- таблица для фиксирования полученных знаний о песке;
- разрезные картинки для фиксации и обозначения приобретенных знаний, о песке в процессе экспериментальной деятельности;
- листы цветного картона;
- подносы с песком;
- влажные салфетки.
Ход познавательно-экспериментальной деятельности
Воспитатель приносит в группу таз с мелким, просеянным песком и ставит его на стол для экспериментирования.
К воспитателю подходят дети и начинают задавать вопросы:
Дети: а зачем вы принесли песок? А что мы будем с ним делать?
Воспитатель: Опустите руки в песок; расскажите о своих ощущениях
Дети делятся своими впечатлениями: теплый, сухой, мягкий, приятный и т.д.
Воспитатель: пропустите его между пальчиками.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: поделитесь своими ощущениями.
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: чувствуется тепло собственных рук. Приятные воспоминания (чувства) охватывают тебя: река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда. Чувства переполняют тебя, и хочется поделиться ими. Ты стоишь на пороге открытий.
Воспитатель: вы готовы совершать открытия?
Ответы детей.
Дети: а что мы будем делать из песка?
Воспитатель: а давайте вместе придумаем, что можно делать с песком в группе?
Дети предлагают построить из него куличики.
Воспитатель: правильно, из песка можно строить куличики, но мы делаем это с вами каждый день на участке в песочнице. А как его можно применить в группе?
Дети задумываются и смотрят друг на друга.
Воспитатель: я предлагаю вам исследовать песок, и, узнав о его свойствах, мы сможем придумать, как его использовать в группе.
Дети опять набирают в ладошку песок в тазу и высыпают его обратно в таз. Кто-то из ребят высыпает песок тоненькой струйкой, кто-то сквозь пальцы, кто-то сквозь ладошки, сложенные лодочкой.
Воспитатель: что вы делаете?
Ответы детей.
Воспитатель: о каком свойстве песка вы сейчас мне рассказали?
Ответы детей (если дети испытывают затруднения с определением свойства песка, воспитатель называет его сам).
Воспитатель: выберите картинку, которая поможет обозначить сыпучесть песка.
Дети из предложенных разрезных картинок выбирают ту, которая, по их мнению, передает сыпучесть песка (в нашем случае – это картинка:
)
Воспитатель: итак, мы узнали о первом свойстве песка – его сыпучесть. Как в группе мы можем использовать это свойство песка?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, что вы сделали, когда поиграли с песком?
Дети: вытерли руки салфеткой.
Воспитатель: рассмотрите салфетки, которыми вы вытирали руки.
Дети рассматривают салфетки.
Воспитатель: что вы видите на салфетках?
Ответы детей.
Воспитатель: о каком качестве песка рассказали нам ваши салфетки?
Дети: песок грязный, потому, что на салфетках осталась грязь.
Воспитатель: правильно. Какая картинка поможет передать нам это качество песка?
Дети, после диалога между собой выбирают картинку:
Воспитатель: какие правила мы должны с вами вспомнить, после игры с песком?
Ответы детей.
Воспитатель: молодцы. Не забывайте мыть руки после игры с песком. а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Для игры мне понадобится один помощник.
К воспитателю подходит один ребенок.
Воспитатель: Ваня, вытяни руки в стороны ладошками вверх и закрой глаза.
Ребенок выполняет задание.
Воспитатель: сейчас я положу на твои ладошки бутылочки. Одна бутылочка пустая, во второй – насыпан песок. Твоя задача отгадать, какая бутылочка пустая, а в какой насыпан песок.
Ваня безошибочно справляется с задачей.
Этот опыт проводится несколько раз с разными детьми.
Воспитатель: как вы догадывались, в какой бутылочке песок?
Ваня: бутылочка с песком тяжелая.
Воспитатель: какое свойство песка, помогало нам безошибочно справляться с заданием?
Ответы детей.
Воспитатель: выберите картинку, которая поможет нам отобразить это свойство песка.
Дети, посовещавшись, выбирают картинку:
Воспитатель: молодцы, как мы можем в группе использовать это свойство песка?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: а сейчас давайте немного отдохнем.
Физминутка на стихотворение Е. Ярышевской
Я не ем, я не сплю – Я куличики леплю. | Дети «лепят» куличики перед собой на вытянутых руках |
На песочке у воды Встали ровные ряды. | Правая рука подносится ко лбу козырьком, левая – на поясе. Повороты всем корпусом вправо и влево. |
Свежий воздух, море, лето... | Большой круг описать руками перед собой. |
Жарким солнышком согреты | Потираем ладошку о ладошку перед собой. |
Вырастают куличи – Крепыши и силачи! | Выполняются приседания, руки на поясе. |
Силачей из песка Огромное количество! | «В позе силачей» повороты вправо, влево всем корпусом. |
Это храбрые войска Песочного Куличества! | Маршируем на месте, высоко поднимая колени. |
Воспитатель ставит перед детьми коробочку, на дне которой ровным слоем насыпан песок.
Воспитатель: скажите, пожалуйста, можете ли вы сказать мне, что я спрятала на дне коробочки?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: почему же вы не можете правильно ответить на мой вопрос?
Дети: нам не видно, что спрятано под песком?
Воспитатель: какое свойство песка помешало вам ответить на мой вопрос?
Дети: песок не прозрачный.
Воспитатель: какая картинка поможет нам передать это свойство песка.
Дети, посовещавшись, выбирают картинку:
Воспитатель: замечательно, а как это свойство песка мы сможем использовать в группе?
Дети высказывают свои предложения.
Воспитатель: посмотрите, сколько мы сегодня узнали о песке (воспитатель показывает детям таблицу с наклеенными детьми картинками). Расскажите о свойствах и качествах песка, используя информацию из таблицы.
Дети выполняют задание.
Воспитатель проводит волнистую линию по песку. На дне появляется голубая полоска:
Воспитатель: что же я спрятала на дне коробочки?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, это голубая картонка. На что похожа эта линия?
Ответы детей.
Hа песке рисунок мой,
- Речка, ты его не смой!..
- Твой рисунок так хорош,
Что сейчас же поплывёшь!
Воспитатель: скажите, пожалуйста, с чем сравнил автор стихотворения мой рисунок?
Ответы детей.
Воспитатель: следующее задание я попрошу вас выполнить парами.
Дети разбиваются на пары по интересам.
Воспитатель: подойдите, пожалуйста, к столу, на котором стоят подносы с песком.
Дети подходят к столу с подносами.
Воспитатель: посмотрите, картонки какого цвета спрятаны на ваших подносах.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Ксюша, картонка какого цвета спрятана под песком на вашем подносе?
Ксюша: на нашем подносе под песком спрятана картонка зеленого цвета.
Воспитатель: что можно изобразить на вашем подносе?
Ксюша и Оля предлагают различные варианты рисунков.
Аналогичная беседа проводится с остальными парами детей.
Дети рисуют на песке, затем сдвигают свои подносы в центр стола и любуются всеми работами.
Воспитатель: понравилось ли вам рисовать на песке?
Ответы детей.
Воспитатель: какие свойства и качества песка помогли нам сотворить такие произведения искусства?
Ответы детей.
Воспитатель: понравилось ли вам исследовать песок?
Ответы детей.
Воспитатель: что показалось вам сегодня самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: что бы вы еще хотели узнать о песке?
Ответы детей.
Воспитатель: что мы можем рассказать другим детям о песке и его способах использования?
Ответы детей (с опорой на составленную таблицу о свойствах песка).
Воспитатель: что бы вы еще предложили всем вместе исследовать в группе?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ "Воздушный транспорт"
Закрепление представлений о воздушном транспорте...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие "Вот какая стрекоза"
Использование игровых технологий, здоровьесберегающих технологий, мнемотехники....
Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»
Цель: · создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:· создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»
Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»
Цель НОД:· овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»
Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...
Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»
Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...