Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_geometriya.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ

ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА

САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

конспекта НОД

с детьми старшей группы

(на основе интеграции образовательных областей)

Тема: «Путешествие в страну Геометрия»

Составил:

воспитатель ГБДОУ ДС № 12

Петродворцового р-на

Санкт-Петербурга

Новоженина Валентина Владимировна

Санкт – Петербург

Петергоф

2014


Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №12 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 22 ребенка 5 - 6 лет: 12 мальчиков и 10 девочек.

В возрасте от 5 до 6 лет дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах; повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками, поэтому, предлагая детям работу в парах или подгруппах необходимо ориентироваться на предпочтения детей.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета — светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов:

В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением.

НОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну Геометрия», была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Мир вокруг нас!»

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

  • Формы:

Фронтальная и групповая (на основе личных симпатий воспитанников) формы организации образовательной деятельности.

Фронтальная форма работы была использована при организации беседы.

Групповая форма работы была использована в процессе организации дидактической игры.

Индивидуальная форма работы была использована при организации дидактической игры и в качестве оказания помощи в процессе художественной деятельности детей.

  • Методы и приемы:

методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

  • Технологии: 
  • здоровьесберегающая технология:

- технология обеспечения социально- психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

- обучения здоровому образу жизни;

  • технология исследовательской деятельности:

- решение вопросов проблемного характера;

  • технология сотрудничества
  • игровые технологии:

- дидактические игры,

- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

В результате НОД ребенок научится проявлять активность в познавательной деятельности; научится наблюдать, экспериментировать, рассуждать, выдвигать различные варианты решения проблем, проявлять догадку и сообразительность в процессе их решения.

В общении со сверстниками научится проявлять дружелюбие, доброжелательность, научится договариваться, вносить предложения, соблюдать общие правила в совместной деятельности.  Научатся различать эмоциональное состояние героя, учитывать его в своем поведении, охотно откликаться на просьбу о помощи.

Цель:

  • развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация;

Задачи:

  • развитие умения различать и называть основные цвета и их оттенки (светло-красный, темно-красный);
  • развитие умения различать и называть геометрические фигуры (овал, прямоугольник, трапеция);
  • освоение способов воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части;
  • освоение умения выделять (с помощью взрослого) структуру плоских геометрических фигур (стороны, углы, вершины);
  • использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов (значок в форме квадрата, одеяло в форме квадрата и т. д.);
  • освоение умений выделять сходство и отличие между группами предметов;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, освоение способов эмоциональной поддержки;
  • проявление умения сравнивать предметы, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки;
  • использование приемов сравнения, упорядочивания и классификации на основе выделения их существенных свойств и отношений: подобия (такой же, как..; столько же, сколько...), включения (часть и целое);
  • освоение измерения (длины, ширины, высоты) мерками заданного размера;
  • освоение разных формы совместной деятельности и сотрудничества со сверстниками: работа парами, подгруппами, фронтально — вместе со всеми.

Материал и оборудование:

  • Квадратик;
  • карта страны Геометрия;
  • набор счетных палочек, спичек, картонных полосок прямоугольной формы, разного размера;
  • домик с набором геометрических фигур;
  • набор осенних листочков (4 листа клена, 4 листа березы, 4 листа дуба)
  • конверты с заданием для каждой подгруппы;
  • альбомные листы для рисования, по количеству детей, простые карандаши.

Ход совместной деятельности

Воспитатель привлекает внимание детей к грустному Квадратику, сидящему на полочке в уголке группы.

Воспитатель (обращается к Квадратику): Здравствуйте, Вы кто такой?

Квадратик: Я не знаю!

Воспитатель: А как Вы к нам попали?

Квадратик: Я попросил у мамы разрешение погулять. Гулял, гулял и заблудился.

Воспитатель: Ребята, как же нам помочь гостю?

Дети предлагают различные выходы из ситуации.

Воспитатель (обращаясь к герою): Не переживайте, мы сейчас с ребятами постараемся Вам помочь! Ребята, расскажите нашему гостю все, что вы успели узнать о нем в садике.

Дети рассказывают все, что они знают про квадраты: называют форму фигуры, считают количество углов и сторон в фигуре, сообщают другие названия фигур, называют предметы, похожие на эту фигуру и т. д. 

Квадратик: спасибо ребята, я рад познакомиться с такими добрыми и отзывчивыми ребятами, теперь я все вспомнил, но как же мне вернуться домой?

Воспитатель: ребята, что же нам делать? Как помочь Квадратику?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю проводить Квадратика до дома. Вы хотите отправиться со мной?

Ответы детей.

Воспитатель: Страна, в которой живет Квадратик, называется Геометрия. Там живут различные геометрические фигуры, формы, линии, точки. Там всегда порядок потому, что геометрия это очень точная наука. Но путь туда очень не легкий, вы готовы справиться с трудностями?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, тогда отправляемся в путь!

Физминутка «Путишествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

Дорогу в Геометрию найдем! (наклоны вперед, подносим руку к глазам домиком)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Через ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги -

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (движение вперед на корточках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в Геометрию придем! (обычная ходьба на месте)

Воспитатель вместе с детьми подходит к столу. На столе большая карта, на которой начало пути до дома Квадратика размыто широкой рекой, на берегу которой разбросаны бревна различной длины и ширины.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, дорогу размыла огромная река. Что же нам делать?

Ответы детей.

После обсуждения различных предложений ребята предлагают построить из рядом лежащих бревен мост.

Если ребята построят мост из бревен различной длины и ширины, то воспитатель напоминает детям, что в стране Геометрия всегда все строится точно и аккуратно, и дети исправляют допущенные ошибки, подобрав бревна одинаковой длины.

Воспитатель: Молодцы ребята, мы можем продолжать путь! Не переживай Квадратик, мы поможем тебе!

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы снова не можем продолжить путь, тут, видимо, нужна наша помощь. Поможем?

Ответы детей.

Воспитатель: На дорогу упал домик, и все фигуры, которые в нем жили, рассыпались. Надо помочь фигурам занять свои комнаты.

После рассматривания всех геометрических фигур, дети приходят к выводу о том, как надо расселить фигуры по комнатам.

В домике три этажа. Рассыпанные фигуры можно расселить либо по цвету: темно-красные, светло-красные, белые; либо по форме: овал, трапеция, прямоугольник; либо по размеру: большие, средние, маленькие.

Дети поднимают домик и раскладывают фигуры на этажи. Открывается развилка.

Воспитатель: Куда же нам идти дальше?

Ответы детей.

Воспитатель: А может нам помогут фигуры из дома?

Ребята спрашивают у фигур, куда им идти дальше?

Одна из фигур отвечает: «Вы должны пройти через волшебный лес.».

Воспитатель выходит с детьми в центр группы. Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют под него движения

Физминутка для глаз

Мы отправляемся в сказочный лес!

Сколько здесь вокруг чудес! (Дети моргают широко раскрытыми глазами)

Издали дубы нам машут, (Смотрят вдаль «из – под руки»)

Рядышком – осинки пляшут. (Смотрят на ладошки сложенные перед глазами «книгой»)

Листики в небе кружатся, (Смотрят вверх не поднимая головы)

На землю красиво ложатся. (Опускают взгляд вниз не опуская головы)

Ветер с листочками нежно играет,

Вправо и влево их разметает.(Переводят взгляд слева направо «маятником»)

Очень здесь много разных чудес!

Ведь мы посетили сказочный лес! (Дети закрывают глаза и отдыхают)

Воспитатель: посмотрите, сколько листочков нанес сюда проказник ветерок (березовые, осиновые и дубовые листочки лежат на полу: каждых по 2 штуки.). Подберите тот листок, который понравился вам больше всего.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: покажите друг другу свои листочки. Вы можете назвать их?

Дети называют листочек, который держат в руках.

Воспитатель: кто из вас догадался, как мы можем разбиться на группы.

Дети отвечают на поставленный вопрос и выполняют задание.

Воспитатель: найдите на столах конверты с такими же листочками. Откройте их. Кто догадался, что нужно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Выполните задание.

  • Конверт для первой группы

  • Конверт для второй группы

  • Конверт для третьей группы

Воспитатель снова обращает внимание детей на карту. На карте три домика: у первого растет береза, но в нем живет человечек; у второго растет пальма, но в нем никто не живет и третий – который стоит под пальмой и в нем живет человечек. 

Воспитатель: кто догадался, в каком домике живет Квадратик?

Ответы детей: в домике, который стоит под пальмой, в котором живет человечек.

Воспитатель: как вы догадались?

Ответы детей.

Воспитатель: вот мы и добрались до домика, в котором живут близкие нашего нового знакомого. Они очень благодарны вам за то, что вы не бросить в беде маленького Квадратика и помогли ему добраться до дома. В благодарность за вашу помощь Квадратик предлагает вам немного погостить у них, отдохнуть и поиграть в интересную игру, хотите? Тогда садитесь за столы, положите перед собой листочки. Я буду читать вам стихотворение Мориса Карема, а вы будите его рисовать. Морис Карем (перевод с франц. Михаила Слова)

Для глаз рисую два кружка я,

Нос – это линия прямая.

Рот – полукруг.

Две завитушки –

И встали ушки на макушке.

Так получается лицо.

Овал побольше – как яйцо.

Вот пуговицы – словно точки.

А с двух сторон торчат крючочки,

Нет, не крючочки –

Две руки:

Они длинны и высоки,

Они раскрыли всем объятья!

Чуть ноги смог нарисовать я.

В конце ребята выбирают самый точный портрет человечка из стихотворения.

Воспитатель: дополните рисунок так, чтобы всем стало понятно, что это жители страны Геометрия.

Дети дополняют рисунок своими элементами.

На магнитной доске оформляется выставка «Чудесная страна Геометрия»

Воспитатель: Что для вас в этом путешествии было самым сложным?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие задания показались вам простыми?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы большие молодцы, особенно я хотела бы отметить, достижения ……… (воспитатель отмечает достижения каждого участника совместной деятельности).

Квадратик: Ребята, спасибо вам большое за помощь. Приходите, ко мне в гости, я с удовольствием познакомлю вас с другими жителями страны Геометрия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД с детьми средней группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Давайте жить дружно!»

Цель: ·   создание условий для активного доброжелательного общения друг с другом. Задачи:·   создание условий для сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками;·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»

Цель познавательно-экспериментальной деятельности:·        развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»

Цель НОД:·        овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...

Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»

Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.Задачи:Образовательные:• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка»...

Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»

Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...