Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;
• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка», «кокон».
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_babochek.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА
САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
Методическая разработка
конспекта НОД
с детьми старшего дошкольного возраста
(на основе интеграции образовательных областей)
Тема: «Удивительный мир бабочек»
Составил:
воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Петродворцового района
Санкт-Петербурга
Косихина Людмила Васильевна
Санкт – Петербург
Петергоф
2015
Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В группе воспитываются 21 ребенок 5- 6 лет: 13 мальчиков и 9 девочек.
Дети в группе очень активные, любознательные, открытые новому, то есть проявляют стремление к получению новых знаний.
Эмоционально отзываются на красоту окружающего мира, (музыку).
НОД с детьми старшей группы «Удивительный мир бабочек», была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Весна пришла!»
В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:
- «Социально-коммуникативное развитие»;
- «Познавательное развитие»;
- «Речевое развитие»;
- «Художественно – эстетическое развитие»
- «Физическое развитие».
В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:
- Формы:
Фронтальная и групповая (на основе личных симпатий воспитанников) формы организации образовательной деятельности.
Фронтальная форма работы была использована при организации дидактических и спортивных игр, при организации беседы.
Индивидуальная форма работы была использована в качестве оказания помощи в процессе художественной деятельности ребенка.
- Методы и приемы:
Наглядные: метод демонстрации презентации;
Практические: упражнения, экспериментирование.
Словесные: беседа, рассказы воспитателя, детей;
Игровые: дидактические игры, создание игровой ситуации;
Методы повышающие познавательную активность детей: проблемные вопрсы.
Методы повышающие эмоциональную активность: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
Методы обучения: создание проблемных ситуаций.
- Технологии:
- здоровьесберегающая технология:
- технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры);
- технология исследовательской деятельности:
- решение вопросов проблемного характера;
- технология сотрудничества
- игровые технологии:
- дидактические игры,
- игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
В результате НОД воспитанники научатся устанавливать причинно-следственными связи, самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, приобретут элементарные представления о жизненном цикле бабочек, научатся бережному отношению к природе, научатся ценить ее красоту, приобретут опыт совместных игр, научатся выбирать участников для совместной деятельности
Тема: «Удивительный мир бабочек!»
Цель: обогащать представления об удивительном мире бабочек.
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о жизненных циклах бабочек;
• вводить в активный словарь детей понятия: «куколка», «кокон».
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать общую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей.
Форма проведения: НОД.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• изобразительная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• экскурсия на шоу бабочек;
• просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы. Бабочки».
Оборудование для педагога:
• проектор, экран, ноутбук, презентация «Удивительный мир бабочек», магнитофон, CD-диск с музыкой, обруч.
Раздаточный материал:
• браслеты с изображением разных бабочек по количеству детей;
Ход НОД.
Воспитатель: сегодня одна моя хорошая знакомая пришла пригласить вас в необычное путешествие.
Показ слайда №1
Дети рассматривают картинки с цветами и на одной из них отыскивают бабочку.
Дети делятся своими эмоциями друг с другом.
Воспитатель: а как вы думаете, почему бабочка спряталась?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: правильно, у бабочек очень много врагов и поэтому они вынуждены прятаться от них. Но сегодня бабочка приглашает вас в удивительный мир насекомых. Хотите отправиться за ней?
Звучит тихая и мелодичная музыка, дети надевают на руку браслет с понравившимся насекомым и садятся около проектора.
Слайд №2
Воспитатель: бабочка, это одно из самых удивительных существ на планете.
Слайд №2 картинка №1, 2
Жизнь бабочки зарождается в маленьком яичке, которое откладывает бабочка на внутренней стороне того листа, который будет есть вылупившаяся личинка.
Слайд №2 картинка №3, 4
Воспитатель: как только личинка бабочки созревает, она вылупляется и сразу начинает поедать лист на котором сидит. Скажите, как называется личинка бабочки?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, гусеницы прожорливы, но им необходимо накопить как можно больше питательных веществ для преобразования в красавицу-бабочку.
Слайд №3
Воспитатель: когда бабочка наедается, она прикрепляется к веточке или листу и замирает, начиная обматывать себя тонкими шелковыми ниточками.
Шуточная игра «Кокон»
Воспитатель: сейчас я предлагаю вам почувствовать себя личинкой бабочки. Вместо шелковой ниточки в ваших руках будет рулон бумажных полотенец. Как и личинка бабочки вы должны обмотать себя бумагой, превращаясь в кокон.
Звучит веселая музыка.
Дети разбиваются на пары по желанию, берут рулон бумажных полотенец и, договорившись между собой о том, кто будет «коконом», выполняют задание.
Воспитатель: посмотрите, какие красивые коконы у нас получились. В таком виде коконы могут висеть от нескольких дней до недель. Из коконов шелкопряда и других бабочек люди получают натуральный дорогой шелк.
Воспитатель: хотя кокон кажется совершенно неподвижным, внутри него растет насекомое.- Наконец, из кокона появляется бабочка.
Слайд №4
Этюд «Полет бабочки» (под музыку)
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Воспитатель: каких только бабочек не бывает в природе.
Слайд №5
Воспитатель: это самая распространенная в наших краях бабочка. Называют ее Крапивницей. Как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: посмотрите на слайд и расскажите, как развивается бабочка Крапивница.
Дети вспоминают ранее полученные знания и составляют рассказ о жизни бабочки Крапивнице.
Слайд №6
Воспитатель: а эта чудесная бабочка называется капустницей. Как вы думаете, много этих бабочек в наших краях?
Ответы детей.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Ответы детей.
Слайд №7
Воспитатель: а вот эта бабочка называется тутовым шелкопрядом. Как вы думаете почему ее так называют?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: вы очень близки к правильному ответу. Тутовый шелкопряд питается исключительно листьями тутового дерева, которые, не растут в наших краях. А почему эту бабочку называют шелкопрядом?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: ниточка, которой опутывает себя личинка тутового шелкопряда шелковая. Люди собирают готовые куколки этих гусениц, варят их и разматывают нити с кокона. А затем из этих нитей ткут красивые шелковые ткани (показ образца шелковой ткани).
Воспитатель: сейчас я сосчитаю до трех и вы превратитесь в тех бабочек, изображения которых у вас на руке. А я превращусь в коллекционера бабочек, и буду ловить вас сочком – обручем.
Подвижная игра «Бабочки»
Дети – бабочки бегают по групповой комнате, а воспитатель догоняет их, накидывая на бабочку обруч. Пойманная бабочка садится на место – в банку. Игра заканчивается после того, как последняя бабочка будет поймана.
Воспитатель: скажите, какой бабочкой вам нравилось быть больше: свободно порхающей по поляне, или сидеть пойманной в банке?
Дети делятся своими ощущениями.
Слайд №8
Воспитатель: и взрослые, и дети, увидев красивую бабочку, тут же кидаются ее ловить, а между прочим, крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир самых удивительных бабочек. Садитесь поудобнее, смотрите и слушайте внимательно.
Слайд №9
Воспитатель: эта ночная бабочка самая большая в мире, называется она Павлиноглазка Атлас или Князь тьмы живет она в южных странах. Ее личинки тоже довольно крупные и толстые, голубовато-зелёные, сверху и по бокам полностью покрытые белой «пылью» Вылупившаяся из кокона бабочка живет несколько дней и ничего в это время не ест. Ее задача за несколько дней своей жизни успеть найти самца и отложить яйца для своего потомства. После того как бабочка отложит яйца, она погибает. На Тайване пустые огромные коконы павлиноглазки атлас используют в качестве кошелька.
Слайд №10
Воспитатель: а это самая большая дневная бабочка. Называется она Птицекрыл или Парусник королевы Александры. Это самая редкая в мире бабочка, живет она всего 4 месяца.
Впервые ее получил в свою коллекцию знаменитый коллекционер лорд Ротшильд и назвал ее в честь королевы Англии – королевы Александры.
Слайд №11
Воспитатель: бабочка путешественница — Адмирал Эти насекомые, как и птицы, на зиму улетают из Ярославля в Африку, преодолевая огромные расстояния причем летят не стаями, а в одиночку.
Слайд №12
Воспитатель: а это самая распространенная бабочка в мире. Называется она Репейница. Как вы думаете, почему она распространена по всему миру?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: правильно, репейник – сорняковое растение, которое распространено по всему миру.
Слайд №13
Воспитатель: бабочка с самым лучшим обонянием — Ночной павлиний глаз. Самец способен ощутить запах самки за 12 км! Нюх этой бабочки можно сравнить с вашим, если бы вы, находясь в Петергофе, смогли почувствовать запах вкусных пирогов, которые испекли в Стрельне.
Воспитатель: иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать. Вы знаете, кто питается бабочками?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, кроме птиц у бабочек еще много врагов: это и летучие мыши, и пауки, и стрекозы, и богомолы, и жуки, и муравьи, и осы и, конечно же, человек. В мире, полном опасностей бабочкам очень трудно выжить, поэтому они научились прятаться.
Слайд №14
Воспитатель: некоторые бабочки научились маскироваться под внешний вид растений.
Слайд №15
Воспитатель: другие отпугивают врагов маскируясь под сильных животных.
Слайд №16
Воспитатель: бабочки самые безобидные в мире существа, ведь они питаются соком и нектаром растений.
Воспитатель: я предлагаю вам взять сейчас карточку с изображением бабочки и закончить рисунок, замаскировав бабочку, помогая ей спрятаться от врагов.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: посмотрите, сколько нам удалось спасти бабочек. Какие вы молодцы
Дети оформляют выставку «Бабочки – мастера маскироваться»
Слайд №17
Воспитатель:
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
Т. Нестерова
Воспитатель: берегите бабочек, сохраняйте красоту природы, иначе цветы потеряют способность летать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование эстетического отношения к искусству у детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей"
в статье поднимаются проблемы формирования эстетического отношения ребёнка к действительности в области эстетического воспитания, рассматриваются вопросы формирования эстетического отношения к искусст...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в страну Геометрия»
Цель: развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: наблюдение, измерение, сравнение, наблюдение, анализ, синтез, классификация....
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Чудесные свойства песка»
Цель познавательно-экспериментальной деятельности:· развитие первичных навыков в проектно- исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее рез...
Методическая разработка конспекта НОД с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Белоснежные улыбки»
Цель НОД:· овладение некоторыми сведениями об организме, понимание назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования.·...
Презентация к методической разработке конспекта НОД с детьми старшего дошкольного возраста (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Удивительный мир бабочек»
Наглядный материал к НОД....
Методическая разработка развлечения по познавательному развитию (математические представления) с детьми старшей группы (на основе интеграции образовательных областей) Тема: «Путешествие в сказку Гуси - лебеди»
Методическая разработкаразвлечения по познавательному развитию(математические представления) с детьмистаршей группы(на основе интеграции образовательных областей)Тема: «Путешествие в сказку...
Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»
Методическое пособие «Игры-эстафеты для детей старшего дошкольного возраста на основе интеграции образовательных областей»...