Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
презентация на тему

Сочкалова Наталья Алексеевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно-развивающая среда Сенсорной Комнаты КАК условие психолого-педагогического сопровождения ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Сочкалова Наталья Алексеевна педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области

Слайд 2

Сенсорная комната – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей.

Слайд 3

Сенсорная комната создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность.

Слайд 4

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются: Стимулирование сенсорного развития детей , компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира . Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей : снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.

Слайд 5

Развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность). Развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Слайд 6

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих формах: релаксация для детей , которая уменьшает тревожное состояние, снижает агрессию , обучает саморегуляции ; использование стимулирующих упражнений , направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия; непосредственно общение , которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

Слайд 7

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и групповой формах. Продолжительность занятия составляет 20-30 минут. Кратность посещения-4-8 раз за курс реабилитации .

Слайд 8

Структура занятия: ритуал начала занятия; упражнения на развитие двигательных навыков; релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение; этап активного взаимодействия с интерактивной средой; ритуал окончания занятия.

Слайд 9

Основными показаниями к включению занятий в интерактивной среде сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; аутизм; адаптационные расстройства .

Слайд 10

Противопоказаниями к посещению сенсорной комнаты являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями является наличие у детей судорожной готовности эписиндрома . При работе с возбудимыми детьми время пребывания сокращается, минимизируется нагрузка на анализаторы. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому .

Слайд 11

Для развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата, создания положительного эмоционального настроения во время занятий используются «сухой бассейн», наполненный разноцветными шариками, а также напольные тактильные дорожки.

Слайд 12

В сенсорной комнате есть возможности для развития мелкой моторики. Так, тактильные панели способствуют развитию у детей тактильного, визуального, звукового восприятия; формируют осязательные навыки, мелкую моторику.

Слайд 13

Рисование песком (песочная анимация), рисование по воде способствует сенсомоторному развитию, интеграции движений рук и глаз, развитию обоих полушарий головного мозга, воображению, а также снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя.

Слайд 14

Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Основной принцип построения занятий — комплексный подход, позволяющий решать коррекционную, развивающую и воспитательную задачи.

Слайд 15

Важный элемент каждого занятия — этап релаксации, когда ребенок, лежа на мягком пуфе, придающем ему удобное положение тела, или на другом мягком покрытии, расслабляется. Во время отдыха, релаксации и для визуализации звучит успокаивающая музыка.

Слайд 16

Кроме специального оборудования, создающего особую среду, для сенсорного и моторного развития дошкольников важным элементом в ходе занятий выступают разного рода игровые задания и упражнения с использованием волшебного мешочка, сенсорных ковриков, шнуровок, использование материалов М. Монтессори

Слайд 17

В ходе специально организованных игр и упражнений у детей развиваются умения находить сходства, различия, устанавливать связи между явлениями, сравнивать, сосредоточенно рассматривать, выполнять задания. Также приобретается больший объем представлений о различных свойствах предметов. Важную роль при этом играет обучение ребенка определению различных свойств предметов на ощупь. Для этого используются разнообразные игры с применением различных материалов и фактур.

Слайд 18

Дети, побывавшие в сенсорной комнате, считают ее волшебной. Как же еще можно назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же, только сказкой !

Слайд 19

Литература : 1. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных . – М. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2002. 2. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М. : АРКТИ, 2008. 3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова , Л.Б. Баряевой , Ю.С. Галлямовой . – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как условие психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

О возможностях и целях использования развивающей предметно-пространственной среды сенсорной комнаты....

Сенсорная комната как условие нормализации психоэмоционального состояния детей с ОВЗ с использованием интерактивного оборудования темной сенсорной комнаты

В моей работе описано использование ресурсов тёмной сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста....

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Официальный сайт как условие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и их семей в условиях многофункционального центра

В системе дошкольного образования накоплен достаточно большой опыт по организации взаимодействия детского сада и семьи. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, инфор...