"Шаги навстречу или адаптация детей к условиям ДОУ"
консультация (младшая группа) на тему

Токарева Наталья Юрьевна

Семинар практикум для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 8 Золотая рыбка" общеразвивающего вида

городского округа Стрежевой

Семинар-практикум для педагогов

Тема: «Шаги навстречу или адаптация детей к условиям ДОУ»

Выполнила : Старовойтова Наталья Юрьевна

Стрежевой –2016

Слайд 2

Каждому, кто работает в дошколь​ном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей младшего возраста, так как это — период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и ро​дителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются не дают работать, а воспитателю нужно всё успеть, всё сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от криков новенького.

Адаптационный период — серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние де​тей. Этот период не проходит бесследно даже при его благоприятном окончании, а оставляет след в нервно-психическом развитии ребенка. Да и воспитатели групп не всегда оказывают вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку. Между тем период адаптации на​столько серьезен в жизни ребенка, что для его облегчения требуются действия со стороны взрослых. Решение этой задачи ложится в первую очередь на педагогов.

А сейчас я проведу упражнение, которое называется «Я иду в детский сад».

Цель упражнения— прочувствовать эмоциональ​ное состояние ребенка, пришедшего первый раз в детский сад.

Закройте глаза. Представьте, что мама ведет вас первый раз в дет​ский сад. Вы входите в незнакомые двери. Раздеваетесь в незнакомом для вас шкафчике. Затем, вы входите в ярко освещен​ную комнату, вокруг всё неизвестное, вы видите высокую, незнакомую тетю, возможно в халате. В комнате вы видите не​знакомых мальчиков и девочек. В этой комнате очень шумно. Рядом с высокой тетей стоит девочка и она плачет, а на руках у тети мальчик, который громко кричит и зовет маму. Тетя ласково зовет вас войти, вы оборачиваетесь, чтобы взять маму за руку... А мамы нет...Что вы почувствовали в этот мо​мент? О чем подумали?

Так всё же, что такое «адаптация»?

Слайд 3

Адаптация-процесс приспособления человека (ребёнка) к новой для него среде, или изменившимся условиям, это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

Следующее упражнение, которое я проведу называется «Теннисные мячики».

Посмотрите на шарики в моей корзинке — это трудности, с которы​ми сталкивается ребенок, пришедший в детский сад. Я раздам их вам (тен​нисные шарики раздаются по кругу). 

Я раздаю вам такие трудности как:

  1. Ощущение одиночества от отсут​ствия близких людей в течение «беско​нечного времени», и «неизвестно, за​берут ли меня домой»;
  2. Незнакомая обстановка;
  3. Незнакомые взрослые, мальчи​ки и девочки;
  4. Недостаточно развитые навы​ки самообслуживания (не умеют или не аккуратно кушают, не умеют или стесняются попроситься на горшок, не умеют одеваться и т. п.);
  5. Новый режим дня.

    - Удобно ли вам держать в руках столько шариков? Что вы чувствуе​те, если они падают? Что вам хочет​ся сделать?

Именно с такими трудностями, ребенок сталкивается, приходя в детский сад.

А сейчас давайте назовем те изменения, которые происходят в по​ведении и настроении малыша, пока он привыкает к детскому саду.

Слайд 4

Отрицательные эмоции — неиз​бежные спутники психического состоя​ния малыша при адаптации к детскому саду. Ребенок напоминает собой при​шельца: то он сидит как окаменевший, не отвечает на вопросы, не идет на кон​такт, то вдруг начинает бегать по группе. Он вырывается из рук воспитателей и нянь, постоянно подбегает к дверям, дожидаясь прихода родителей.

Слайд 5

Слезы. Малыш часто плачет — от временного хныканья до постоянно​го, почти непрекращающегося плача. А иногда даже плачет «за компанию» с другими детьми.

Слайд 6

Страх. Ребенок боится много​го: незнакомой обстановки, новых лю​дей — воспитателей, порой и сверстни​ков. А больше всего боится, что мама не придет за ним и не заберет его об​ратно домой. И страхи эти служат ис​точниками стресса, спусковыми меха​низмами стрессовых реакций.

Слайд 7

Гнев, агрессия.  Это стрессовые ре​акции, выливающиеся во всевозможные конфликты и даже драки между ново​испеченными воспитанниками в детса​довской группе. Нужно понимать, что в это тяжелое для себя время ребенок очень раним, поэтому вспышки гнева порой проявляются «из ничего», без поводов. Поэтому разумнее будет их игнорировать, разбирая проблемные ситуации в спокойные моменты.

Слайд 8

Развитие вспять. Часто бывает, что малыш, прекрасно обученный всем социальным навыкам: самостоятельно есть, мыть руки, одеваться и справлять нужду в специально отведенном для этого месте, — напрочь забывает о своих возможностях. И кормят его теперь с ложечки, и штанишки мокрые меняют.

Слайд 9

Речевое развитие не только тор​мозится, но и временно деградирует. Вдруг выясняется, что ребенок помнит только глаголы и междометия...

Слайд 10 ( + 2 картинки; анимация)

Познавательная активность и обу​чаемость к новым знаниям затормажи​ваются: лишь ненадолго малыша, вос​питатели могут завлечь чем-то новым, но интерес быстро проходит.

Слайд 11.

Что уж говорить о коммуникабельности. Даже если ребёнок ранее легко сходился со сверстниками, сейчас у него не хватает моральных сил весь день находиться в группе назойливых, невыносимых, вечно орущих и не умеющих себя вести детей. Только когда он станет привыкать к своему новому кругу общения – налаживать новые контакты, тогда адаптационный период пойдет на убыль.

Слайд 12

Сон и аппетит. Дневной сон, к которому малыш привык дома, в саду во время адаптации сбивчив, порой ре​бенок не ложится спать вообще. Аппетит тоже оставляет желать лучшего, если не отсутствует совсем.

Слайд 13

Малыш, оказавшись в новой обста​новке с незнакомыми детьми и взрос​лыми, испытывает волнение, тревогу, страх, гнев. Ребенок переживает: «Как я без мамы? Не бросили ли меня?» Детям кажется, что если мама ушла, то это навсегда, так как особенность детской психики в том, что дети жи​вут текущим моментом. Привыкание к детскому саду — процесс непростой.   Адаптивные возможности дошкольника ограничены, и если привыкание про​текает тяжело, малыш может заболеть.

Чтобы снизить эмоциональное на​пряжение, необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, — на игру, а также создать условия для возникновения доверия между вос​питателем и ребенком.

Например :

Хочу рассказать вам про одну игру в которую мы с малышами играем. Называется она «Иди ко мне». Цель: установить контакт с ребёнком, снять эмоциональное напряжение. Суть игры:

  Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель присаживается к нему, и обнимает его, при этом он ласково приговаривает: «Какой ко мне хороший Андрюша пришел! Как же я тебя ждала! Как я скучала по тебе! Как я люблю тебя! Какой ты у меня хороший! У тебя всё хорошо? Тебя никто не обижал?». При этом воспитатель обнимает ребёнка, гладит его по головке. Данную Игру следует повторить и стараться, задействовав при этом всех ребят.

Основная задача игр в пери​од адаптации— формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспита​телю.

Ребенок должен увидеть в воспита​теле доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и ин​тересного партнера в игре. Эмоцио​нальное общение возникает на осно​ве совместных действий, сопровожда​емых улыбкой, интонацией, проявлени​ем заботы к каждому малышу.

Лучше, если первые игры будут фронтальными, чтобы ни один        ребе​нок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый.

Для того чтобы ребенок почувство​вал себя спокойнее, нужно направлять его внимание на телесные ощущения — потрогать, погладить. Включение теле​сных ощущений снижает тревогу ре​бенка и позволяет установить контакт.

А сейчас давайте мы с вами представим, что вы маленькие детки, а я ваша воспитательница и поиграем в одну игру.

Игра «Передай колокольчик»

Ребята, посмотрите, что это такое? Правильно, колокольчик! Послушайте, как он звенит. Динь-динь-динь! Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Ксюшенька, подойди, возьми колокольчик. (Участник становится на место «воспита​теля».) Ксюша, позвени колокольчиком. Умница! А теперь позови другую девочку по имени и дай колокольчик ей в руки. Оленька, а теперь ты позвени колокольчиком. Молодец! Позови по имени другую девочку и дай ей в руки колокольчик.

Данная игра учит детей делиться теми вещами, которые ему дали. Между детьми будет возникать чувство доверия, будет происходить сплочение коллектива.

Сначала это контакт через совместно переживаемые телесные ощущения (я чув​ствую то же, что и ты), а затем и через непосредственные телесные прикосновения, когда мы касаемся ручки ребенка, а он касается нашей ладони. Если ребенок прикоснулся к взрослому, если нам уда​лось установить и удержать с ним зри​тельный контакт; можно считать, что    пер​вый этап установления отношений пройден. Если не удается самостоятельно установить отношения с ребенком, надо попытаться сделать это через родителей.

Слайд 14

Так же в группе нужно создавать эмоционально-благоприятную атмосферу.

Необходимо сформировать у ребенка положительные установки, желание идти в детский сад.                                                                                                                                                                                         Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует тепло, исчезнут его волнения и страхи, легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно ходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу:

- хорошо, если в группе будет «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть (уголок уединения);

- в группе необходим и спортивный уголок, который бы удовлетворил их потребность в движении;

- изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества поможет решить эту проблему (фломастеры-маркеры вызывают интерес ребенка) либо стена творчества;

- игры с песком и водой;

- по мере привыкания к новым условиям сначала восстанавливается аппетит, потом сон. Можно взять любимую игрушку, что-то, что вышивала или делала мама. Включить успокаивающую музыку, колыбельные песни (можно спеть самому);

- необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте с взрослыми (ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание на руках дает чувство защищенности; не игнорировать вопросы детей);

- проводить интересные игры, занятия;

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачу, радуются успехам.

Слайд 15

Наша встреча подошла к концу. Надеюсь для вас было полезно это мероприятие. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации

познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО

Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...