Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации
консультация (младшая группа) на тему

познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_oshibok_pri_adaptatsii.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании для родителей детей раннего возраста

«Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации»

Цель: познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовности к эмоциональной поддержке малыша в этот период.

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требованиями в семье, а могут и отличаться. Очень важное умение, которое осваивает ребенок, адаптируясь к детскому саду, - это умение различать ситуации и анализировать, что можно и что нельзя с теми или другими людьми, в тех или иных случаях. 

Теперь не только мама и папа, но и очень много разных людей (и взрослых, и сверстников) и разных обстоятельств (режим, расписание занятий, правила поведения и даже меню) влияют на малыша. Ему нужно научиться отстаивать свое мнение - но уважать правила, защищать себя - но не обижать других, быть личностью - но ценить коллектив, иметь свои постоянные вкусы - но допускать и что-то новое. 

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае это привыкание малыша к детскому саду.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в д/с (нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются ч/з 1-2 месяца пребывания а д/с. Нервно-психическое развитие замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком до 10 дней не более, без осложнений. Вес не изменился или изменился.

3. Тяжёлая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 мес.) и тяжестью всех проявлений.

4. Сверхтяжёлая адаптация: около 6 мес. и больше. Встаёт вопрос: стоит ли ребёнку оставаться в д/с, возможно он «несадовский» ребёнок.

Неправильный процесс адаптации у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие  (может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст).

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
1. Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
2. Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

                                       Рекомендации с учётом типичных ошибок

                                      родителей в период адаптации:

1.
Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивлённый детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами».  Я предпочитаю ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2.
Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3.
Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4.
Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку. Нужно приблизить режим питания к садовскому.

5.
Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6.
Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7.
Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8.
Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9.
Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.  Высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка, влечёт за собой неправильный настрой ребёнка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10.
Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11
. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12.
Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13.
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

Помимо наших рекомендаций, Вы, уважаемые родители, должны быть готовы соблюдать требования дошкольного учреждения, к которым тоже нужно подготовиться:

  1. Приучить ребёнка к горшку.
  2. Убрать бутылки и соски.
  3. Не носить памперсы.
  4. Отучить от груди.
  5. Одеваться по погоде (иметь несколько комплектов сменной одежды, Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка).
  6. Правильная сменная обувь.
  7. Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.
  8.  Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым.

Подводя итоги, хочется сказать, дети, родители которых заранее подготовили к саду, избегают сильных стрессов и быстрее адаптируются в коллективе;
от того как грамотно сработают взрослые, будет зависеть успешная адаптация ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

Консультация для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями...

Памятка для родителей "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Ознакомьтесь с моими памятками и не допускайте ошибок....

консультация для родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ

в консультации дается описание изменений, происходящих с ребёнком в период адаптации к условиям ДОУ, правила поведения родителей в этот период, условия облегчения адаптации, степеи адаптации детей...

Буклет для родителей на тему "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

Буклет для родителей на тему "Типичные ошибки родителей в период адаптации"...

Ребенок пошел в садик -типичные ошибки родителей в период адаптации.

Поступление ребенка в детский сад и адаптация малыша - это один из беспокойных этапов как для ребенка,так и для всей семьи. Для того чтобы адаптационный период прошел максимально безболезненно,предлаг...

Буклет "Типичные ошибки родителей в период адаптации"

В буклете описываются каких ошибок нужно избегать при адаптации ребенка к детскому саду....