Консультация для воспитателей: Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.
консультация на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей  и особенностей детей разных возрастных групп.

         Современные педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные.

         Безусловно, обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_rech_i_normy_rech_razv.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Детская речь: « нормы» и диагностика речевого  развития.

        В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями. Причин тому множество, одна из них – отсутствие готовых «диагностик» для педагогического наблюдения за речевым развитием, анализом и оценкой индивидуальных возможностей  и особенностей детей разных возрастных групп.

        Современные педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные.

        Безусловно, обследование речи – дело трудоемкое, но необходимое для осуществления личностно-ориентированного подхода к детям. Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

        Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: это наблюдение за «речевым поведением» ребенка, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, изучение соответствующих медицинских документов, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

        Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия (настольно – печатные игры), репродукции, картинки, книги с иллюстрациями, различные «театры» и т.д.

        Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает специальные «сценарии активизирующего общения», включая ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую, художественную и др.), требующую активизации определенных речевых умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, игрушки, материалы, тестовые задания.

        Такое обследование, не нарушая хода естественной жизни детей, должно восприниматься ими как совместная с воспитателем игра, развлечение, интересное общение.

                О возрастных « нормах» развития детской речи.

        Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных «норм».

Считается, что норма речевого развития -  обязательная точка отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений), так и опережений в развитии речи. Эти «нормы» изложены в основном руководстве деятельностью педагога – «Программе», в разделе «Развитие речи», но они представлены как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту.

        Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей  различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, а между отдельными периодами развития речи нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т.е. «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

                   Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы»

                                      речевого развития  и их причинах ?

        Воспитатели  неспециализированных детских садов, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка помочь малышу, страдающему речевыми нарушениями.

        Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (например, в семье ребенка излишне опекали, и у него не было надобности пользоваться речью или взрослые не добивались речевой активности ребенка, не учили  слушать рассказы, сказки и пересказывать их) и  ошибок коллег – непрофессионалов (например, раньше ребенок посещал детский сад. где не уделяли должного внимания его речи).

        Тем не менее воспитателю необходимо иметь некоторые представления о

наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

        Специалисты отмечают, что педагоги-практики (а иногда и родители) прежде всего замечают отклонения в сроках и темпах речевого развития, а затем уже – особенности в восприятии речи, нарушения в речевом общении, речевом поведении (например, ребенок не задает вопросов, не может назвать предмет, не умеет подражать голосам животных, отказывается слушать сказки, не участвует в сюжетно-ролевых играх.

        Немецкий детский психолог профессор Карлхайц Зик  в книге «Ребенок и его мир» (М. 1987) советует педагогам и родителям обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2 до 4 лет:

- совсем не говорит;

- начал говорить со значительным опозданием;

- развитие речи остановилось на одном уровне;

- ребенку три года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна;

- ребенку четыре года, но его речь грамматически не оформлена;

- ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

- говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

        Педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз или заключение, он обязан профессионально наблюдать за речевым поведением ребенка, проводить с ним индивидуальные занятия, а также рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

        Воспитатель должен иметь представления и об основных причинах  отклонений в развитии детской речи. Логопед Т.А.Ткаченко свела их к пяти группам:

  1. Наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, нарушения обмена веществ, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка.
  2. Осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
  3. Особенности родов: стремительные или затяжные;  осложнения (щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр.), приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
  4. Заболевания ребенка в первые два года жизни: дизентерия и другие желудочно-кишечные расстройства, пневмония. Отиты, сотрясения и ушибы мозга. Менингиты и менингоэнцефалиты.
  5. Влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание (педагогическая запущенность), двуязычие в семье.

          Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются  «зоной риска».

        К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1) очень внимательно смотрит на рот говорящего,  «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2) стараются подойти к  говорящему очень близко и не отводить глаз;

3) предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4) не реагируют на слова, если не  видят говорящего;

5) не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

        Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять в диагностические центры с аудиометрической аппаратурой, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Консультация для воспитателей:

Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития.

                                                             Составила:

                                                             Уч- логопед  Хайбуллина А.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

«Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб...

Доклад для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика развития»

Умение контролировать речь ребенка необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любая коррекция и любые обследования детской речи предполагают знание возрастных "норм"....

Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация

Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Консультация для молодого педагога "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ. Требования к речи воспитателя"

Консультация обращает внимание на то, что молодой педагог должен следить за своей речью и подавать пример детям. Культурная речь педагога - залог успешности речевого развития детей!...