Конспект родительского собрания "Детская речь: "норма" и диагностика речевого развития"+ презентация
методическая разработка по развитию речи по теме

Батакова Елена Владимировна

Мероприятие для родителей воспитанников ДОУ об особенностях речевого развития в дошкольном возрасте + презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Детская речь: «норма» и диагностика речевого развития»

План собрания:

  1. Вступительное слово по теме – старший воспитатель Батакова Е.В.
  2. Выступление «Детская речь: «норма» и диагностика речевого развития» - специалист диагностического центра Немальцева С.В.
  3. «Влияние занятий по  декоративно - прикладному творчеству на развитие мелкой моторики как средства развития речи дошкольников» - выступление воспитателя Батаковой Е.В.
  4. Индивидуальные консультации.

   

   Вступительное слово

   Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

   Всем известно, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.

    Во время пребывания ребёнка в детском саду он является главным. Его задача – познавая новое открывать самого себя (что я могу, что я умею, на что я способен) задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

    Сегодня наш разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Тема собрания: Детская речь: «норма» и диагностика речевого развития».

Выступление специалиста диагностического центра Немальцевой С.Ю.

Выступление воспитателя Батаковой Е.В.

   Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи.

    Одна из основных проблем, встречающихся у детей в моей группе, - это выраженные отклонения в речевом развитии.  Проводя диагностику развития речи детей моей группы (5-6 лет) на начальном этапе, учитель-логопед выявила, что у 80 % детей развитие речи на низком уровне.

    Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения.

    Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики.  Мышцы рук выполняют три основные функции:

  • органов движения;
  • органов познания;
  • аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других  

  органов).

    Если ребёнок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления. Современные учёные утверждают - работа пальцами развивает речь.

    В процессе исследования проблемы развития речи у дошкольников моей группы возникло противоречие между необходимостью развития речи у детей дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ. Наличие данного противоречия позволило мне обозначить проблему моей работы, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие речи у детей дошкольного возраста.

    Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определила необходимость поиска мной  новых форм работы. Такой формой мною была выбрана продуктивная деятельность (декоративно-прикладное творчество), как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Занятия различными видами продуктивной «рукотворной» деятельности (поделки из пластилина, бумаги, природного материала; работа с тканью, нитками и т.п.) крайне  полезны  для общего развития ребёнка. Все эти и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи.

Сроки реализации проекта: октябрь 2011г. – май 2013г.

Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель, сотрудники краеведческого музея и библиотеки.

Цель проекта: изучить влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие мелкой моторики как средства развития речи дошкольников.

Задачи проекта:

для педагога:

  • изучить теоретические основы проблемы развития мелкой моторики как средства развития речи дошкольников;
  • формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • расширять знания о видах искусства: декоративно- прикладном, изобразительном, литературе, музыке, театре.
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
  • воспитывать интерес к искусству родного края;
  • подобрать и систематизировать материал по изодеятельности, направленный на  развитие мелкой моторики.

для детей:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

для родителей:

  • учитывать опыт детей, приобретённый в детском саду;
  • создавать в семье благоприятные условия для развития мелкой моторики пальцев рук и речевой активности.

Гипотеза основана на том, что работа, направленная на развитие мелкой моторики дошкольников, будет эффективной при создании следующих условий:
- в содержание образовательного процесса будут активно внедряться инновационные технологии, способствующие развитию мелкой моторики  в разных видах декоративно-прикладного творчества;
- образовательный процесс будет строиться на основе интеграции деятельности; 
- основополагающим принципом работы ДОУ и семьи, будет партнерское взаимодействие по обеспечению условий для развития мелкой моторики детей в разных видах декоративно-прикладного творчества.

Формы организации продуктивной деятельности:

  • посещение выставок;
  • непосредственно образовательная деятельность: фронтальная, подгрупповая и индивидуальная;
  • самостоятельная творческая деятельность;
  • совместная деятельность детей и родителей;
  • практические занятия для родителей;
  • организация выставок детского творчества совместно с родителями.

    Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через продуктивную  деятельность с детьми, создание творческих групп (совместно с родителями), взаимодействие со специалистами ДОУ (учитель-логопед) и социальными институтами города (музей, библиотека).

    Реализуя

- Примерную основную общеобразовательную программу «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой),

- дополнительную коррекционную программу «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина),

- примерную рабочую программу по декоративно-прикладному творчеству «Сувенир»,

работа с детьми по развитию мелкой моторики осуществляется через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику, пальчиковые упражнения, практикуя их во всех видах деятельности и подбирая под лексические темы логопедических занятий и другой образовательной деятельности.

    Развитие ручной умелости осуществляется в различной продуктивной деятельности: рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. Целью этой деятельности является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.

Результаты реализации проекта:

    Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики пальцев рук, навыки детей стали более совершенными. Виден качественный скачок в развитии речи детей. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.

У большинства детей кисть приобрела хорошую гибкость, подвижность, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыками письма; возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами декоративно-прикладного творчества.

    В группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм продуктивной деятельности, методов направленных на развитие мелкой моторики.

    Родители активно поддержали интерес ребят и стали участниками совместных работ. Умелые руки, фантазия детей и взрослых пополняли выставки работами разной направленности декоративно- прикладного творчества в рамках группы и ДОУ.

    Участники нашего проекта стали смело и достойно представлять свои работы на городских и районных мероприятиях:

- Дыбченко Оксана – II место в районном конкурсе по экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Конкурс поделок из бросового (вторичного) сырья» (Приложение 11);

- Воронцов Вадим – II место в районном конкурсе по экологическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях в номинации «Конкурс поделок из бросового (вторичного) сырья» (Приложение 12).

    Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно, я планирую:

  • продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики средствами декоративно-прикладного творчества, которая положительно влияет на совершенствование речи;
  • продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой моторики, а также по развитию речи;
  •  организовывать деятельность детей так, чтобы они могли чаще самостоятельно пользоваться трафаретами, работать с пластилином, бумагой, природным материалом и др.
  • разработать перспективный план по декоративно-прикладному творчеству для средней группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЫ РАДЫ ВСТРЕЧЕ С ВАМИ!

Слайд 2

«Влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие мелкой моторики как средства развития речи дошкольников»

Слайд 3

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Диагностика развития речи детей 5-6 лет на начальном этапе

Слайд 5

Мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения; органов познания; аккумуляторов движения (и для самих мышц и для других органов).

Слайд 6

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Слайд 7

Цель проекта: изучить влияние занятий по декоративно-прикладному творчеству на развитие мелкой моторики как средства развития речи дошкольников.

Слайд 8

Формы организации продуктивной деятельности: посещение выставок; непосредственно образовательная деятельность; самостоятельная творческая деятельность; совместная деятельность детей и родителей; практические занятия для родителей; организация выставок детского творчества совместно с родителями.

Слайд 9

РАЗНОВИДНОСТИ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Занятия ручной труд конструирование аппликация рисование лепка Оригами, конструирование из бумаги Ткань, мех, бусы Элементы народно-прикладного искусства Бросовый материал, бисер, природный материал, Пластилин, тестопластика , глина

Слайд 14

Сравнительный анализ развития речи детей на начало и конец эксперимента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог...

конспект родительского собрания "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Конспект поможет привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе«Речевое развитие ребенка»...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Речевое развитие ребенка»...

презентация "диагностика речевого развития"

презентация "диагностика речевого развития"...