Формирование исследовательских умений у дошкольников.
статья на тему
Выпускник дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее разрешения. Достижению данной цели способствует формирование у дошкольников исследовательски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Во ФГОС дошкольного образования указываются следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.. Выпускник дошкольного учреждения должен быть готов самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения обозначенной проблемы и прогнозировать возможные пути ее разрешения. Достижению данной цели способствует формирование у дошкольников исследовательских умений.
Исследовательские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность и качественное своеобразие процесса поиска, приобретения и осмысления новой информации. В фундаменте исследовательских способностей лежит поисковая активность. Она выступает в качестве мотива исследовательского поведения.
Несмотря на теоретическую разработанность данной проблемы важным остается разработка целенаправленной, системной работы в направлении формирования исследовательских умений у дошкольников. Для формирования исследовательских умений с детьми старшего дошкольного возраста планируется интегрированная образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать ребенка, развитие творческого мышления. Мыслительные эксперименты (игры) достаточно широко используются в обучении детей исследовательской деятельности. Старшим детям развивать свои мыслительные способности помогают такие игры: «Расставь тени по местам», «Найди похожий силуэт», «Найди недостающую фигуру», «Закончи ряд последовательности», «Отгадай предмет по его описанию», «Отгадай предмет по его частям», «Что будет, если…?» и многие другие. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиками, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности. Становление у детей начальных форм системного подхода к изучению явлений, предметного мира возможно в процессе игр-преобразований типа «Прогноз будущего». Данные игры предлагали детям набор задач по совершенствованию вещей. Для их решения используется разнообразный дидактический материал (разрезные детали и части предметов, «незавершенные» продукты аппликации, рисования, лепки, конструирования). Кроме того, дошкольникам предлагалось изменять предмет и в вербальном плане. К таким играм относятся: «Цепочка слов», «Эволюция предметов», «Соедини точки», «Соедини детали – получи новый предмет», «Кто интереснее закончит рисунок», «У кого необычнее получится предмет» и т.д. Игры-преобразования типа «Прогноз будущего» позволяют развивать стремление и умение настойчиво решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, используя действия разного характера. Кроме того, формируются умения целенаправленно рассматривать предметы и анализировать их - расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях составные детали и способы крепления. При этом игры–преобразования создают атмосферу свободного и радостного творчества. Игры-преобразования типа «Измени материал», «Измени предмет» побуждали детей выступать в роли творцов, преобразователей. Результатом проведения таких игр становилось появление потребности в творчес- тве, самовыражении. Это достигалось в играх: «Украсим елочку», «Вертушка», «Парусные гонки», «Согреем заюшкину избушку», «Теневой театр», «Лодка», «Дом из ткани» и т.д
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-69043-1541244799.jpg)
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е., воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/17/picture-146706-1426603978.jpg)
"Проектирование предметно-развивающей среды в формировании исследовательских умений дошкольников"
Сообщение для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-834890-1548742575.jpg)
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Организация: ГБДОУ д/с №86Населенный пункт: Санкт-ПетербургВлияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают з...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833353-1476810578.jpg)
Формирование исследовательских умений дошкольников
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205204-1361036341.jpg)
Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/16/picture-757614-1681614883.jpg)
Межрегиональный фестиваль педагогических идей и новинок в области дошкольного образования. Сообщение "Формирование исследовательских умений дошкольников"
Формирование целостного, интегративного, деятельностного подхода к воспитанию дошкольника, является целевой установкой ФГОС дошкольного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888910-1486197712.png)
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».
Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста»...