Развитие элементарного логического мышления у старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учиться воспринимать думать, говорить. Он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек - все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать , но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цели и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которое ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занятия по развитию элементарному логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры. Ведь для них игра – ведущая деятельность. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности
последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления дети и грают в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогут детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки» - они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающий от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду «Назови предмет одним словом», «Что лишнее? Почему?», «Как одним словом можно назвать предметы».
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять…» Она учит классифицировать и обобщать.
Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды», в результате дети усваивают, что представители вида входят в пределы рода. Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины» и прочие. Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
К концу года подготовительной группы дети играют в более сложные игры: «Вычислительная машина», «Ход конем», «Игры с обручами», «Где, чей дом?» Цель этих игр – формирование представлений об алгоритме, классификация по одному свойству, формирование логической операции.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умения классифицировать, обобщать, группировать предметы ,строить графические модели, развитие и интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствуют развитию умения находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков, обеспечивает усвоению детьми обобщенных названий.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом
Запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в поведении и психике детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В статье представлена такая проблема как: "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста" с рекомендациями....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Это занятие интересно тем, чтопиктограммы впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».
Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».
Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Кульминация курса: все отработанное ранее объединяется в полномосштабный мыслительный процесс....