Родительское собрание «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка».
консультация (младшая группа) на тему

Анна Ерофеева-Коришева

Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка».

Описание работы: Доклад к родительскому собранию «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка». Данный материал можно использовать в любой группе детского сада. Информация полезна для воспитателей детских садов, родителей. В работе описано влияние на детей мультиков советских и американских.
Цель: формирование родителей потребности в анализе воздействия мультфильмов на развитие ребенка.
ЗАДАЧИ: 
Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и американского происхождения
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор

                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx610.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка».

Описание работы: Доклад к родительскому собранию «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка». Данный материал можно использовать в любой группе детского сада. Информация полезна для воспитателей детских садов, родителей. В работе описано влияние на детей мультиков советских и американских.
Цель: формирование родителей потребности в анализе воздействия мультфильмов на развитие ребенка.
ЗАДАЧИ: 
Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и американского происхождения
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор

Доклад

Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. 

Телевизионное воздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания.
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей.

Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских).

По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

       Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж,который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому,

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_355493a518b16f06798fa2dec632dfe2.jpg.jpg

что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Для детей они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин,
«Куйбышевтелефильм»,1975г.).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_32b72d917df816ad070f9b81f712478c.jpg.jpg

Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.

Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать.
Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном» (реж. М. Каменецкий, «Союзмультфильм»)

Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.
Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг» (реж. П. Носов, «Союзмультфильм»)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_8aea16da320209b394d6674d4a6870ba.jpg.jpg

В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_1c815a4b1b722209ea0ab2b1e6af440b.jpg.jpg

Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде. 
Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари» (реж. Г. Сокольский, «Союзмультфильм»)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_9733c30b54e74b80962929f1829384a9.jpg.jpg

У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари, жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила, и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки.
На сегодняшний день телевидение исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок. Самым сильным аспектом детского восприятия реальности можно смело назвать влияние мультфильмов на детей. 
Что же сейчас показывают детям и какую идею преследуют мультипликаторы? Во-первых, мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей, хотя при просмотре нескольких таких серий даже взрослый человек будет озадачен тематикой. Немудрено, что колоссальное влияние мультфильмов на детей происходит из-за откровенного подхода ко многим темам, которые дети не решаются обсуждать со взрослыми. А вот «добрый» телевизор быстро решает эту проблему.

Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день, чему родители искренне рады, ведь наконец-то они спокойно смогут заняться своими делами. Влияние мультфильмов на детей заканчивается тем, что ребенок при неожиданном прекращении просмотра начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику. Чтобы успокоить ребенка, родители включают мультфильм заново, не понимая, что ребенок впал в зависимость.

Психологический смысл отечественных мультфильмов

 "Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга. "Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты". "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.

"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет". "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".

"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

"К.О.А.П.П."( Мультфильм-энциклопедия для детей по мотивам рассказов Майлена Константиновского об удивительных явлениях в природе и животном мире. КОАПП - это Комитет особо активной помощи природе) - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество

Рассмотрим главные аспекты негативного влияния мультфильмов на детей: 

Агрессия.


Ребенок наблюдает добро и зло в олицетворении главных героев. Не всегда ему может импонировать Джерри, ведь находчивый Том куда хитрее и забавнее. Это повод обратить внимание на поведение вашего ребенка во дворе, в саду и в школе. А вдруг он ведет себя точно так же, как Том? Стало быть, обижает тех, кто слабее и меньше его, но не чувствует вины, ведь мама и папа разрешают ему смотреть такой мультфильм, значит все в порядке.


Растление. 
Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Пересмотрите с десяток советских мультфильмов с тематикой любви. Вы не увидите там явного «взрослого» поцелуя. В современном мультфильме герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными — девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.


Склонность к подражанию. 
Если внешность — это еще полбеды, то подражание опасным сценам из жизни героя — это ужасно. Ребенок может попробовать выпрыгнуть из балкона, зная, что Чип и Дейл делали это неоднократно и становились героями. Если родители не в состоянии проконтролировать досуг своего ребенка, то они хотя бы должны объяснить разницу между реальной жизнью и мультфильмом, иначе будет беда. То же самое можно сказать и об экспериментах. Вы думаете, откуда ваш ребенок знает, как делать бомбы из пороха и серы? А не вы ли оставили его наедине с боевиком или мультфильмом, в котором главный герой проделывал нечто похожее? Склонность к подражанию — это хорошее явление, если ребенок учится подражать хорошему. Берегите его от негатива всеми возможными способами.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_10f868ba198db4b8b041e3cc79ff42d3.jpg.jpg


Особенности содержания Американских мультфильмов.
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_399df8b43578eb4fbffe754d657b7298.jpg.jpg


Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе - «по телевизору детям плохого не покажут». 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_b6663dd43f6d00b57f6f216682eed896.jpg.jpg


Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.
Что же делать? 
Как прекратить это нездоровое влияние мультфильмов на детей и освободить ваше чадо из лап диснеевских красавиц и чудовищ? Для начала давайте разберемся, все ли мультфильмы имеют исключительно негативное влияние. Если мультфильмы были первоначально разработаны для детей, значит они должны носить прежде всего позитивный характер. Есть некоторые мультфильмы, которые, несмотря на давний срок производства, очень нравятся и современному поколению, например: 
«Ну, погоди»;
«Карлсон»;
«Кот Леопольд»;
«Чебурашка и крокодил Гена»;
«Простоквашино»;
«Бременские музыканты»;
«Винни Пух»;
«Улица Сезам»;
«Приключения Незнайки»;
мультики из серии «Сказки для малышей», например, «Варежка»;
мультики из серии «Веселая карусель»;
«38 попугаев».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31440_7d719b13341e41467bead443424d0405.jpg.jpg


Кроме того, некоторые диснеевские мультфильмы тоже благоприятны, если родители во время просмотра общаются с ребенком, объясняя, что хорошо, а что — плохо. Во время просмотра у родителей и ребенка должен быть постоянный диалог.

Почему некоторые мультфильмы могут быть опасны?

Мы не будем обсуждать давно известные факторы, такие как: ядовитые цвета, неестественные однотипные лица героев или уродство тел. Заострим внимание на самом важном, по мнению психологов, факторе, влияющем на подсознание детей. 

Образ женщины. Маленький ребенок практически всю информацию воспринимает в виде образов. И самый важнейший из них – образ девочки, девушки, женщины. Глядя на героинь мультфильмов, девочки впитывают модель своего будущего сексуального поведения. А у мальчиков формируется образ женщины, которую он будет выбирать в качестве матери своих детей.

В «неправильных мультфильмах», с точки зрения психологов, образ девушки наделяется жестокостью, взрослостью и чрезмерной выраженностью физиологических особенностей. Попутно высмеиваются качества целомудрия, скромности, романтизма, бескорыстие. Систематический просмотр таких мультфильмов ведет к угасанию функции рода.

Прежде чем разрешить своему ребенку просмотр того или иного мультфильма (особенно иностранного), обязательно посмотрите и проанализируйте его сами. 

 Обратите внимание на следующие моменты:

  • Не проявляет ли главная героиня жестокости. Сложно представить себе русскую Настеньку, которая оскалив зубы, отрабатывает приемы карате на своих недругах.

женщина или мужчина

  • Нет ли в мультфильме элементов садизма, замаскированных юмором. Например: Феона из мультфильма «Шрек» надувает лягушку или голосом убивает птичку.
  • Не слишком ли откровенно выглядит главная мультгероиня. Насколько она откровенно флиртует и проявляет свои сексуальные хитрости. Даже поцелуй должен быть таинством для ребенка.

отсутствие целомудренности

  • И самое главное!!! Как представлен образ Матери в мультфильме. Особенно это касается, так называемого 25-го кадра. Коротких, малозаметных моментов, которые напрямую впечатываются в детское подсознание. Обратите внимание на кадр показанный ниже. Едва заметный момент мультфильма – тот самый 25-ый кадр. Грязная, изнеможенная, не красивая многодетная мать, на руках которой то ли дети, то ли поросята. И над всей этой картиной возвышается цветущая «красавица». Ужасающие постулаты откладываются в голове у маленькой зрительницы «Хочешь быть бедной, толстой  — становись матерью» «Если хочешь оставаться веселой цветущей красавицей – не рожай!».

образ матери 

Проверить положительное воздействие анимации (при правильном подборе мультфильмов) можно несколькими путями:

1).Ребенок сохраняет прежнюю адекватность в поведении, а его мышление стало более раскрепощенным и конструктивным;

2).У ребенка возникло желание заняться рисованием и лепкой героев мультфильмов, воспроизвести их положительные качества (защита слабых, построение сюжетных игр и пр.);

3).Чадо искренне переживает за героев, разделяя их на «плохих» и «хороших», не бездумно пересказывая увиденное. Как тут не вспомнить известный сюжет из «Ералаша» о том, как «тот к этому подходит, и бац-бац»;

4).Ребенок не замыкается в себе, ожидая новую «мультипликационную жвачку», а стремится к общению с окружающими и улучшению собственного поведения.

Мультипликация подразумевает такое важное для педагогов понятие, как «акт доверия». Сочетание вымысла и реальности, столь очевидное для взрослого человека, не различается и не осознается ребенком. Не забывайте и о том, что дети в первую очередь доверяют нам, взрослым. Поэтому «эфирное меню», выбранное нами, может обрести как созидательное, так и разрушительное направление. Когда-то Уолт Дисней сказал: «Возможно, секрет моего успеха в том, что все мои фильмы не бывают слишком детскими». Продолжая мысль легендарного мультиликатора, любой опытный психолог обязательно добавил бы: «Главное, чтобы эти фильмы не были слишком взрослыми».

 Какие мультфильмы советую психологи

В сознании большинства людей укоренилось понятие, что мультфильмы предназначены в основном для детей. Но все чаще и чаще родители задумываются о безопасности и пользе современных мультфильмов.

И эти опасения не безосновательны! Большая часть  мультпродукции для  детей не безвредна.

Мультфильм по сути своей является сказкой. А сказка формирует в сознании ребенка ориентиры для дальнейшей жизни: образы мамы и папы, друга и врага. Ребенок живет в мире мечтаний! И этот факт не должен пугать родителей. Такой способ восприятия мира не является уходом от реальности – это правильный, закономерный процесс развития ребенка.

Сказка – самый лучший психологический инструмент позитивного внушения. В ней нет опоры на логику и строгой ориентации. Ассоциируя себя со сказочными героями, ребенок может найти выход из трудной ситуации, с которой столкнулся в реальной жизни. Он чувствует, что не одинок в своей беде. Причем происходит это совершенно безболезненно для детской психики. Правильный мультфильм (сказка) должны поднимать и раскрывать важные мировоззренческие проблемы, с которыми малыш еще не в состоянии справится сам.

Например:

«Золушка» — раскрывает для ребенка понятия «холодная мама» и «неравенство братьев и сестер». Малыш видит ситуацию, в которой мама (мачеха) может не любить и отвергать, а некоторые дети, по каким-то основаниям лучше или хуже. Мир бывает несправедлив. Но добро побеждает зло. Сказка дает ребенку надежду на то, что и у него все получится! Ребенок ассоциирует себя с Золушкой и видит позитивный финал: «Золушка справилась, значит и я смогу».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на формирование личности дошкольника

В статье приводится ряд аргументов против большинства западных мультфильмов и примеры их негативного влияния на формирующуюся личность дошкольника....

Конспект родительского собрания «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10916864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"480"}}]]Важные этапы формирования личности детей происходят до 7...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка".

Цель: 1.     Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;          2.Разработка основных правил семейного воспитанияВ этом родительс...

Родительское собрание Роль семьи в формировании личности ребенка.

Цели родительского собрания:1.                Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их увер...

Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»

Дети любят смотреть мультфильмы, так как яркий мир анимации помогает им погрузиться в мир сказки и фантазии. Но всегда ли мультфильмы оказывают терапевтическое, благоприятное воздействие на психику ре...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка"

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ....

Родительское собрание: «Влияние семьи на формирование личности ребенка»

Воспитательная функция семьи одна из важнейших функций. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс....