Родительское собрание Роль семьи в формировании личности ребенка.
методическая разработка на тему

Бакулина Светлана Михайловна

Цели родительского собрания:

1.                Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.                Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

3.                Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общее родительское собрание

Тема: «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Цели:

  1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  2. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
  3. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

                                            Ход собрания

       Здравствуйте уважаемые родители, сотрудники.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста.

1.Выступление заведующей МБДОУ Мартынюк Т.А. Доклад по теме «Реорганизация, переход ДОУ на 10,5 часовой рабочий день».

2.Успешное осуществление поставленных перед нами задач  невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.

Слайд № 2: Что такое семья?

          -Да, семья – это, прежде всего, любовь.

Недаром восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на  век вперед, воспитай человека.

Слайд № 3. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, которые вы видите на экране.

Поговорим о роли семьи в   воспитании и формировании личности ребенка.

Слайд № 4. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.  За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы.

Слайд № 5 и № 6. Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую, зрелую личность, необходимо, чтобы

воспитатели  и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Слайд № 7  - режим дня.

 Слайд № 8 – здоровое питание

 Слайд № 9 – закаливание.

Слайд № 10 – прогулки на свежем воздухе.        

Слайд № 11В дошкольном возрасте важно и психологическое состояние ребенка.

Рисунок – метафора «Губка» 

- Что изображено на картинке?        

- Губка (родители).

- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?

- Она хорошо впитывает жидкость (родители).

- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

- Губка станет синего цвета (родители).

- А если мы вольем в губку красную жидкость?

- Губка станет красной (родители).

- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

- Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Слайд № 12: Что такое воспитание?

- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание».

Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

Например, можно  долго убеждать ребенка, что курить вредно.

Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.

Назовите один из главнейших принципов воспитания детей?

- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Воспитывая ребенка, встает необходимость в  знаниях психологических закономерностей детского развития; методах воспитания, в индивидуальном подходе  к ребенку,

Слайд № 13:  Рисунки «Замок» и «Ключи».

- Посмотрите на рисунок, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный, закрытый и т.д. (родители).

- Замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть замок.

С чем же можно сравнить замок и ключи.

Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним.

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним.

Многие из вас заметили, как меняется поведение детей к концу младшей группы. В чем же дело?

Слайд № 14:  Рисунок «Яйцо»  проблема – возрастной кризис 3-х лет.

Для того, чтобы лучше понять, почему же наступает кризис 3-х лет я предлагаю представить цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как вы думаете, как он чувствует себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ?

- Скорее, да (родители).

- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?

- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т.д. (родители).

Слайд № 15: кризис 3 лет

- Правильно! Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.

Слайд № 16:  Что и проявляется в кризисе 3-х лет.

Следующий рисунок затрагивает проблему - отсутствия последовательности в воспитании, единства требований к ребенку.

Слайд № 17:  Рисунки «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей» 

Посмотрите на предложенные изображения и сравните их. Что происходит на каждой из картин?

- На первой картине изображен сюжет басни С. Крылова «Лебедь, рак и щука», в которой каждый запряженный тянет в свою сторону. Каждый из них старается, но воз так и не сдвинется с места. На второй же картине изображена тройка лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия (родители).

- С какими двумя типами семей можно сравнить эти два рисунка?

Родители высказывают свои предположения.

- Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов, собственного желания.

В подобной ситуации все члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра – другого, после завтра – третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую слажено, сообща, двигаясь к одной цели – гармоничному развитию ребенка. В этой семье соблюдается главный принцип воспитания – согласованное последовательное предъявление требований к своему малышу. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т.к. всегда знает, как поступят его родители.

Слайд № 18:  любовь родителей

Слайд № 19:  Рисунок «Рюкзак» (затрагиваемая проблема - подготовка ребенка к школе).

- Что изображено на рисунке?

- Рюкзак (родители).

- Зачем человеку может понадобиться рюкзак?

- Для того, чтобы пойти в поход (родители).

- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?

- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе (родители).

- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?

- Да (родители).

- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.

Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.

Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).

Слайд № 20:  В этом возрасте  вы столкнетесь с кризисом 7 лет.

  • В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

Слайд № 21:  у ребенка может сформироваться субъективное стремление к школе, но объективные предпосылки перехода еще не сформированы.

Ребенок приходит в 1 класс с несформированными предпосылками перехода от игровой к учебной деятельности и получает первые дисциплинарные замечания, переживает неуспех в учебной деятельности и по-прежнему тянется к игре. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. В поведении появляется негативная симптоматика, направленная на родителей и учителя.

Слайд №  22: Радиостанция «Говорят дети»

Вам интересно узнать ответы Ваших детей на вопросы

Слайд №23: «Что разрешают родители»

Слайд № 24, 25:  «Что не разрешают родители»

Слайд № 26 и №27.   Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о наказаниях.

 Детям предлагались следующие вопросы:

 1) Тебя часто наказывают дома?

 2) Как тебя наказывают?

 3) Как ты думаешь, наказания помогают воспитывать детей или вредят?

 4) Когда ты вырастешь, будешь наказывать своих детей?

Слайд №28 и №29  Правила родительских запретов.

Слайд № 30:Совместное чтение – прекрасная возможность с пользой провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться.

В старину, когда  бабушка собиралась носочек вязать,  вокруг неё внучата устраивались, бабушка спицами работает, а сама сказочки сказывает.

А часто ли мы рассказываем сказки нашим детям? Может быть, именно сказок – то им  и не хватает. Хороших, добрых сказок, где царит красота и справедливость. Может тогда в их юных душах воцарится гармония?
А сейчас немного посоревнуемся:  Кто больше назовет детских книг /или вспомнит фамилии детских писателей.

Сейчас  редко кого увидишь  с книгой в руках. Многие  предпочитают телевизор или компьютер. Доклад: «Роль чтения книг в жизни дошкольника»

Воздействие американских мультфильмов на дошкольников (видеофильм).

Слайд № 31 и № 32:Доклад:  "Как уберечь ребёнка от вредного влияния компьютерных игр и телевидения" и показ видео «О вреде иностранных мультфильмов». Чаще говорите своему ребенку слова нежности, любви. Не бойтесь, они не испортят его.

Слайд №33.  Похвала приятнее наказания. Общаясь с человеком, помните, что перед нами живой человек со своими чувствами и переживаниями. Самое дорогое для нас – наши дети. Будьте терпеливее с ними, читайте им интересные книжки, играйте вместе с ними. Почему дети озлоблены? – часто удивляемся мы. Никакая методика, опыт не помогут пробудиться теплу детских сердец. Только отзывчивое сердце может услышать боль, принять ее и разделить. Что нужно сделать, чтобы наши дети постигли уроки доброты и поселили их в своей душе на всю жизнь. Чтобы лучше понять   последствия грубого, непедагогичного обращения с ребенком, послушайте  текст известной восточной притчи «Все оставляет свой след»:

«Жил-был один вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды ему отец дал мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев. И с каждым днем число забиваемых гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.Наконец, пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу. И тот сказал, что на сей раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытаскивать по одному гвоздю.

Шло время, и пришел тот день, когда он смог сообщить отцу, что в столбе не осталось, ни одного гвоздя.Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: «Ты неплохо справился. Но ты видишь, сколько в столбе дыр. Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда человеку говоришь что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз ты после этого извинился, шрамы останутся».

Слайд №34 и №35.  Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка  к школе.

 Слайд №36.  Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье, ощущает любовь и внимание близких людей.

Слайд №37.  Уважаемые родители, не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Уделяйте достаточно времени своим детям. Именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Подведя итог нашему с вами общению, я уверена, что наши совместные усилия дадут хороший результат в воспитании детей.

Слайд № 38   Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»

                                     [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"1159640...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности дошкольника"

В отношениях родителей и детей особое место занимает эмоционально - чувственный контакт, близость. Для решения данной проблемы рекомендуется воспользоваться для работы с родителями- социально - психол...

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка".

Цель: 1.     Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;          2.Разработка основных правил семейного воспитанияВ этом родительс...

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании личности ребёнка»

Конспект родительского собрания«Роль семьи в формировании личности ребёнка»...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности дошкольника"

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника» направлен на выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителям; расширение...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности ребенка"

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ....