Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»
консультация

Валерия Владимировна Митрофанова

Дети любят смотреть мультфильмы, так как яркий мир анимации помогает им погрузиться в мир сказки и фантазии. Но всегда ли мультфильмы оказывают терапевтическое, благоприятное воздействие на психику ребенка. Какие мультфильмы несут негативный эффект. об этом стоит побеседовать с родителями в ДОУ, думаю конспект на эту тему будет полезен в работе педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»


       Данный материал можно использовать в любой группе детского сада. Информация полезна для воспитателей детских садов, родителей. В работе описано влияние на детей мультиков советских и американских.
Цель: формирование родителей потребности в анализе воздействия мультфильмов на развитие ребенка.

Задачи: Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки мультфильмов советского и американского происхождения
Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру мультфильмов и телепередач детьми.
Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор

       В: Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевизионное воздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. Они не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, и многие чувствуют, что есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). По мнению детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой, за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских» мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка, картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Для детей они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Лучшими отечественными мультфильмами являются маленькие притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Например, довольно старый мультфильм «Волшебный мешочек» 

Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела. Сначала он с большим трудом находит какое-то полезное приложение своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше возможностей помочь кому-то и мешочек, через некоторое время стал полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не наступает.
Есть известный духовный закон: «Когда нет в тебе любви и милосердия, твори дела милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце». В «медвежьем» педагогическом приеме интрига и опасность заключалась в том, что дед разрешил внуку озорничать после. Он рисковал, но духовный закон сработал. Конечно, мы не должны помнить о добрых делах, которые совершаем (не "класть камешек" себе в зачет). Но если сердце не воспитано - надо же с чего-то начинать. Бывает, что «подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что-то хорошее, но — исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью мультфильма «Самый маленький гном». Он тоже - о воспитании сердца, о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя». В вечно сказывающейся сказке лиса постоянно уносит петушка-золотого гребешка за темные леса и другой сказочный ландшафт, а спасает петушка его друг-кот. Заслуг у кота накопилось много. Когда гном Вася прибегает звать его на помощь, но на этот раз спасать петушка от лисы кот отказался.

       Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом - самый-самый маленький. А значит, если кому-то нужна помощь, рост не имеет значения.
В мультфильмах, как и в жизни, самыми добрыми и отзывчивыми чаще всего оказываются не большие и сильные, а маленькие и слабые (если иметь в виду мускулы). Про это рассказывает мультфильм «Самый большой друг».

       В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями -щенком, цыпленком, колокольчиком и бегемотом. На титул самого большого друга претендует бегемот. Но злому крокодилу вся эта дружба надоела.

Девочку он решил съесть. Не очень крупные друзья ее все время выручали, а вот бегемот в критический момент испугался и убежал. В конце девочка объясняет бегемоту, что все кто ей помог маленькие, но большие друзья. А он такой большой и бросил ее в беде. Рассмотрим такой пример, в беду попадает сам враг - крокодил. Крокодил довольно распространенный герой мультфильмов. Еще один крокодилий характер есть в мультфильме «Птичка Тари».

У этого крокодила, как полагается, все было страшное: страшный хвост, страшная пасть и очень страшные зубы. А еще он никогда никому не сказал доброго слова, поэтому его все бояться и не любят.
Но самое страшное было то, что он один во всей Африке не чистил зубы. Когда у крокодила разболелись зубы, он очень страдает. Джунгли счастливы, звери рады. Но прилетает птичка Тари, жалеет крокодила и дает первый урок. А крокодил зубы не чистил потому, что лапы у него коротки. Поэтому крокодил и был такой злой. Ведь стоило отважной и доброй птичке Тари вычистить зубы крокодила, и он впервые в жизни сказал доброе слово: «Спасибо». Птичка Тари сильно рисковала. И для ребенка это еще один важный момент в познании мира: есть, оказывается, в жизни такие вещи, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм может рассказать об этом, не пугая (а значит, не отпугивая) ребенка, а, наоборот, привлекая сердце к таким героям веселой и доброй сказки. На сегодняшний день телевидение исполняет не столько информативную функцию, сколько управляет мозгом человека. Самое страшное, что главными жертвами телевизионного помешательства становятся маленькие дети. Передачи, кино и, главное, мультфильмы — это все, чем сегодня напичкан современный ребенок. Самым сильным аспектом детского восприятия реальности можно смело назвать влияние мультфильмов на детей. Что же сейчас показывают детям и какую идею преследуют мультипликаторы? Во-первых, мультфильм давно перестал быть ценностью искусства. Если в советские времена старались обращать внимание на цензуру и вкладывали в каждый мультфильм какую-то поучительную или познавательную идею, то сейчас мультфильм больше похож на сериал для детей, хотя при просмотре нескольких таких серий даже взрослый человек будет озадачен тематикой. Немудрено, что колоссальное влияние мультфильмов на детей происходит из-за откровенного подхода ко многим темам, которые дети не решаются обсуждать со взрослыми. А вот «добрый» телевизор быстро решает эту проблему.

       Современный ребенок вынужден смотреть мультфильмы не по причине развития восприятия и мышления. Часто родители спасают свой рабочий день или досуг благодаря «Лунтику», «Шреку» и бессмертному мультику «Том и Джерри». Интернет в этом смысле поступает предательски: он дает возможность скачать все серии и занять ребенка просмотром на целый день, чему родители искренне рады, ведь наконец-то они спокойно смогут заняться своими делами. Влияние мультфильмов на детей заканчивается тем, что ребенок при неожиданном прекращении просмотра начинает нервничать, плакать и проявлять настоящую истерику. Чтобы успокоить ребенка, родители включают мультфильм заново, не понимая, что ребенок впал в зависимость.
Рассмотрим главные аспекты негативного влияния мультфильмов на детей:
Агрессия. Ребенок наблюдает добро и зло в олицетворении главных героев. Не всегда ему может импонировать Джерри, ведь находчивый Том куда хитрее и забавнее. Это повод обратить внимание на поведение вашего ребенка во дворе, в саду и в школе. А вдруг он ведет себя точно так же, как Том? Стало быть, обижает тех, кто слабее и меньше его, но не чувствует вины, ведь мама и папа разрешают ему смотреть такой мультфильм, значит все в порядке.

Растление. Целующиеся принц и принцесса — это немного перебор для формирующейся психики ребенка. Пересмотрите с десяток советских мультфильмов с тематикой любви. Вы не увидите там явного «взрослого» поцелуя. В современном мультфильме герои целуются, фамильярничают и всем своим видом намекают на сексуальный подтекст. Мультипликаторы с каждым годом все больше и больше «раздевают» принцессу, чтобы сделать ее образ неимоверно притягательным. Девочки формируют на основе такого образа стандарты своей фигуры и расстраиваются, если не получается быть похожими на свою любимую героиню-красавицу. Последствия могут быть самыми плачевными — девочки замыкаются в себе, комплексуют, а мальчики влюбляются только в заветных красавиц.

Склонность к подражанию. Если внешность — это еще полбеды, то подражание опасным сценам из жизни героя — это ужасно. Ребенок может попробовать выпрыгнуть из балкона, зная, что Чип и Дейл делали это неоднократно и становились героями. Если родители не в состоянии проконтролировать досуг своего ребенка, то они хотя бы должны объяснить разницу между реальной жизнью и мультфильмом, иначе будет беда. То же самое можно сказать и об экспериментах. Вы думаете, откуда ваш ребенок знает, как делать бомбы из пороха и серы? А не вы ли оставили его наедине с боевиком или мультфильмом, в котором главный герой проделывал нечто похожее? Склонность к подражанию — это хорошее явление, если ребенок учится подражать хорошему. Берегите его от негатива всеми возможными способами.

Особенности содержания американских мультфильмов.
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой страхи.

Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидной поделкой. Часто так же кажется поделкой весьма глупой и грубой, но, не несущей никакой особой смысловой, а, тем более, идеологической, нагрузки. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, (не осознавая полностью всего), просто запрещают своим детям смотреть их. Они воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». Многие родители не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому, что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что привыкли к ещё советской системе - «по телевизору детям плохого не покажут».

Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как «Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в себе доброе начало. Но эти фильмы не транслируются по телевидению. И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры — лишь бы сидеть перед телевизором. Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает, что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают, а чем больше устают, тем больше тянет их к телевизору.

Что же делать? Как прекратить это нездоровое влияние мультфильмов на детей и освободить ваше чадо из лап диснеевских красавиц и чудовищ? Для начала давайте разберемся, все ли мультфильмы имеют исключительно негативное влияние. Если мультфильмы были первоначально разработаны для детей, значит они должны носить прежде всего позитивный характер. Есть некоторые мультфильмы, которые, несмотря на давний срок производства, очень нравятся и современному поколению, например:
«Ну, погоди»; «Карлсон»; «Кот Леопольд»; «Чебурашка и  крокодил Гена»; «Простоквашино»;  «Бременские музыканты»; «Винни  Пух»; «Улица Сезам»; «Приключения Незнайки»; мультики из серии «Сказки для малышей», например, «Варежка»; мультики из серии «Веселая карусель»; «38 попугаев».

       Кроме того, некоторые диснеевские мультфильмы тоже благоприятны, если родители во время просмотра общаются с ребенком, объясняя, что хорошо, а что — плохо. Во время просмотра у родителей и ребенка должен быть постоянный диалог. Проблема в том, что современные молодые родители и сами не против потратить на просмотр мультфильма весь день. Сейчас мало кто из родителей может признаться, что не посмотрел все сезоны мультфильма «Маша и медведь». Ребенок смотрит на реакцию родителей и воспринимает все, как должное. Влияние мультфильмов на детей сильнее в два раза, если это влияние проявилось прежде на взрослых. Он уверен: если мама и папа больше времени проводят за компьютером, телевизором, а не за книгой, значит так и надо. Потом родители удивляются, что ребенка невозможно усадить за книгу. А что же здесь удивительного, если он вообще не наблюдал в семье такого явления, как читающая мама или читающий папа?

       Негативное влияние мультфильмов на детей можно ослабить или искоренить вообще, если проводить с ребенком больше времени на прогулках, читать с ним книги, делать аппликации, считать различные предметы, ухаживать за домашними животными, рисовать, учить стишки, ходить в зоопарки, музеи, разрешать играть во дворе со сверстниками и не делать из него домашнее растение, которое способно воспринимать только виртуальный мир. Помните, что в период формирования ребенок впитывает все, как губка. Постарайтесь окружить вашего ребенка интересными занятиями, добрыми веселыми мультфильмами, которых должно быть в меру, и можете быть уверены — ребенок будет счастлив. Будьте примером для своих детей, пытайтесь познакомить его с миром благодаря добру в разных его проявлениях. Ребенок максимально счастлив, если мама и папа уделяют ему внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания для детского сада «Зачем читать ребенку сказки?»

Материал для проведения родительского собранияЦель:Показать роль сказки в формировании личности ребенка-дошкольника.Дать некоторые рекомендации о чтении сказок....

Конспект родительского собрания «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10916864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","width":"480"}}]]Важные этапы формирования личности детей происходят до 7...

Родительское собрание «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка».

Конспект родительского собрания в детском саду «Влияние мультфильмов на формирование личности ребенка».Описание работы: Доклад к родительскому собранию «Влияние мультфильмов на формирование лично...

собрание «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка»

За воспитание детей несут ответственность родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.Благополучного воспитания можно дос...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»

РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛАХ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ....

Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности дошкольника"

Полный конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему "Роль семьи в формировании личности дошкольника"...

Конспект родительского собрания "Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка"

Родительское собрание на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка"...


 

Комментарии

Марина Александровна Евтушенко

Да, эта тема несомненно важна и нужна для работы с родителями.