План самообразования на тему "Гендерное воспитание в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности.
В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobraz_v_podgotovit_gruppe.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности.
В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Раздел 1. «Мужчина и женщина в семье и обществе».
Задачи:
1.Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.
2.Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.
Виды деятельности | Образовательная область | Задачи | содержание |
СЕНТЯБРЬ | |||
художественное творчество | Учить детей в рисунке передавать особенности внешности человека с учетом половых и возрастных различий. | Рисование на тему: «Моя семья» | |
совместная | коммуникация | Учить детей рассказывать о своей семье, о любви и заботливом отношении друг к другу. | Беседа «Я и мои родители». |
социализация | Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины в семье. | Дидактическая игра «Наша семья» . Оформление фотомонтажей «Мама, папа, я — дружная семья» | |
труд | Организация труда с учетом интересов мальчиков и девочек. | Труд детей в уголках «Самоделкин», «Мастерица». | |
самостоятельная | социализация | Отображать в игре взаимоотношения между родственниками. | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» . |
чтение художественной литературы | Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. | Рассматривание иллюстраций в любимых книгах Б. Благининой, А. Барто. | |
физическое воспитание | С уважением относиться к игровым интересам друг друга. Воспитывать выдержку, ловкость. Выносливость. | Подвижные игры по желанию мальчиков и девочек. | |
ОКТЯБРЬ | |||
художественное творчество | Знакомство детей с женскими и мужскими профессиями. | Рисование: « Все работы хороши- выбирай на вкус». | |
совместная | художественное творчество | Закрепить ранее полученные навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывать интерес к совместному труду с учетом полоролевой социализации детей. | Конструирование из бумаги:» Мои любимые игрушки». |
познание | Познакомить детей со строительными профессиями. | Показ иллюстраций и видео фильма о стройке | |
социализация | Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. | Дидактическая игра:» кому что нужно для работы». | |
труд | Развивать конструктивные навыки мальчиков в работе сбросовым материалом (изготовление мебели из коробок и баночек), продолжать учить девочек работе с тканью, нитками и иглой. Учить составлять выкройки. | Труд в уголках « Самоделкин», « Мастерица». | |
музыка | Воспитывать интерес к музыкальным произведениям. | Песни о труде взрослых. | |
самостоятельная | социализация | Познакомить детей с профессиями и трудовыми действиями. | Рассматривание иллюстраций о труде взрослых. |
чтение художественной литературы | Дифференцированно оценивать действия детей. | Чтение книги Маяковского «Кем быть». | |
физическое воспитание | Развивать физические способности детей с учётом пола. | Школа мяча для мальчиков, ритмика - для девочек. | |
НОЯБРЬ | |||
познание | Познакомить с профессиями мужчин и женщин. | Путешествие по морю профессий | |
совместная | художественное творчество | Отображать в рисунках полученные знания | Рисование» Кем я хочу быть « |
коммуникация | Развивать связную речь. | Дидактическая игра «Кто работает в детском саду». | |
социализация | Учить отображать в игре полученные знания. | Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь» | |
труд | Изготовить атрибуты к игре скорая помощь. | Работа в уголках « Самоделкин » и « Мастерица» | |
коммуникация | Отвечать на вопросы полными предложениями | д/игры» Поймай- скажи», «Кому, что нужно для работы». | |
самостоятельная | социализация | Заучивать пословицы о доброте, ласке, трудолюбии. | Обыгрывание ситуации» просьба о помощи». |
чтение художественной литературы | Учить высказывать свое отношение к поступкам героев. | Чтение книги К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха». | |
физическое воспитание | Продолжать осваивать упражнения для формирования правильной осанки.(девочки).закреплять навык ведения мяча правой и левой ногой (мальчики). | Школа мяча для мальчиков, ритмика для девочек. |
Раздел 2. Я мальчик — будущий мужчина. Я девочка — будущая женщина
Задачи:
- Расширить знания детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого.
- Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли мужчины.
- Расширить знания детей о специфических чертах личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей.
- Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли женщины.
Виды деятельности | Образовательная область | Задачи | содержание |
ДЕКАБРЬ | |||
художественное творчество | Формировать умение рассказывать о своих чувствах, доброжелательно относиться к сверстникам. Поощрять творческие появления детей в художественно- изобразительной деятельности. | Рисование своего портрета | |
совместная | коммуникация | Развивать воображение умение рассказывать о своих чувствах. | Аппликация «Мой портрет» |
социализация | Объединять одним сюжетом ролевые игры:»Семья», «Детский сад», «Скорая помощь». | Сюжетно- ролевые игры. Дежурство по столовой. | |
труд | Трудиться сообща, доводить начатое дело до конца. | Труд на участке вместе с папами (снежные постройки) | |
музыка | Развивать музыкальные способности детей. | Мальчики: упражнение»Приглашение на танец», танец «Гусары», «Девочки» танцевальные этюды «Озорница», Модница», «Снежинки», «Елочка». | |
самостоятельная | социализация | Проявлять инициативу, самостоятельность | Сюжетно-ролевые игры Строители», « Военные», «Салон красоты», « Ателье». |
чтение художественной литературы | Закрепление знаний о героях сказок | В гостях у сказки. Чтение любимых сказок | |
физическое воспитание | Соревноваться в ловкости, быстроте, умении ориентироваться в неожиданной ситуации. | Спортивные праздники. | |
ЯНВАРЬ | |||
художественное творчество | Знакомство с портретной живописью. | Рассматривание альбома «Мужской образ в искусстве», « Женский образ в искусстве». | |
совместная | художественное творчество | Побуждать детей к использованию различных способов рисования. | Выставка рисунков»Рисуют мальчики», «Рисуют девочки». |
познание | Расширять знания детей о специфических чертах личности мужчины. | Беседа» Каким должен быть настоящий мужчина». | |
социализация | Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли мужчины. | Заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваге. | |
труд | Развивать интерес к труду настойчивость в осуществлении результата. | Работа в уголках «Самоделкин» и «Мастерица».формировать культуру взаимо | |
Чтение художественной литературы | Формировать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками. | Чтение сказок К. И. Чуковского « Муха- Цокотуха», Ш. Перро «Спящая красавица». | |
самостоятельная | социализация | Формировать адекватную полу модель поведения | Составление кроссвордов для мальчиков |
Художественное творчеству | Учить детей изображать эпизоды из сказок | Рисование «Мой любимый сказочный герой» | |
физическое воспитание | Дифференцированно оценивать физические качества детей. | Хоккей для мальчиков, ритмика для девочек | |
ФЕВРАЛЬ | |||
познание | Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе . | Беседа» С кем бы я хотел дружить». | |
совместная | художественное творчество | Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек | Игра « Кто что носит», рисование «Мой друг» |
коммуникация | Закреплять знания о профессиях мужских и женских профессиях | Беседа « Путешествие по морю пофессий» | |
социализация | расширять кругозор , воспитывать любознательность | Составление кроссвордов для мальчиков, для девочек | |
труд | Трудиться сообща, оказывать помощь друг другу | Хозяйственно- бытовой труд | |
коммуникация | Развивать разговорную речь умение доказывать свои суждения | Дидактическая игра «Кубики настроения» | |
самостоятельная | социализация | Воспитывать уважение друг к другу | Инсценировка сказки К.И. ЧУКОВСКОГО»Муха-Цокотуха» |
чтение художественной литературы | Воспитывать отзывчивость к чужому горю ,способствовать развитию творческого воображения | КВН « В мире сказок» | |
физическое воспитание | Воспитание мужественности у мальчиков, женственности у девочек | Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества» |
Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы
Задачи:
- Уточнить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
- Воспитывать у мальчиков смелость, ловкость, активность, упорство, силу воли.
- Рассказать о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, о дружбе между ними.
- Формировать модель поведения, адекватную полу
Виды деятельности | Образовательная область | Задачи | содержание |
МАРТ | |||
художественное творчество | Воспитывать чувство любви к маме, желание порадовать ее своим вниманием. | Рисование:» Самая лучшая в мире мама моя» | |
совместная | коммуникация | Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия | Дидактические игры: « Мое настроение», «Я могу быть другим» |
социализация | Способствовать вербализации мыслей и чувств детей | Игра расскажи стихи руками | |
труд | Поощрять интерес к совместной деятельности детей | Изготовлении дома с родителями атрибутов к игре « Салон красоты» | |
музыка | Развивать умение передавать свои чувства через исполнение музыкальных произведений | Концерт для мам | |
самостоятельная | социализация | Формировать умение рассказывать о своих чувствах | Оформление фотомонтажа» Самая красивая мама моя» |
чтение художественной литературы | Поощрять творческие проявления детей | Кукольный спектакль по сказке « Морозко» | |
физическое воспитание | Воспитывать ловкость, выносливость, умение самостоятельно организовывать знакомые игры | Подвижные игры по желанию девочек и мальчиков | |
АПРЕЛЬ | |||
художественное творчество | Расширять знания детей о мужских профессиях | Рисование:»Полет в космос» | |
совместная | Физическая культура | Воспитание выдержки, организованности, взаимопомощи | Спортивное развлечение :»Полет в космос» |
познание | Знакомство с космическим пространством, планетами, звездами | Игра :» Школа юных космонавтов» | |
социализация | Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек | Игра:»С кем бы я хотел дружить» | |
труд | Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца | Трудовые поручения по созданию красоты, уюта в группе | |
Чтение художественной литературы | Продолжать знакомить детей с трудом взрослых | Чтение рассказа Е. Пермяка:» Мамина работа» | |
самостоятельная | социализация | Применять полученные знания в организации самостоятельных игр | Творческие игры детей, посвященные Дню космонавтики |
Художественное творчеству | Воспитание самостоятельности, творческой активности | Конструирование из бумаги «Космический корабль» | |
физическое воспитание | Дифференцированно оценивать выполнение упражнений детьми | Футбол для мальчиков. Художественная ритмическая гимнастика для девочек | |
МАЙ | |||
познание | Формировать способность детей принимать правильное решение в экстремальных условиях | Беседа:» Один дома», «я гуляю один» | |
совместная | художественное творчество | Развивать творческое воображение, умение воплощать в рисунке задуманный сюжет | Рисование:» кем я стану, когда вырасту» |
коммуникация | Научить детей вести правильно диалог со сверственниками и взрослыми | Игра « в гости к интересному человеку» | |
социализация | Воспитывать у детей способность к сочувствию, вниманию к тем,кто нуждается в нашей помощи | Беседа: «Почувствуй мир другого» | |
труд | Оказывать помощь малышам | Уборка игровой площадки малышей на участке | |
коммуникация | Прививать навык общения мальчиков с девочками | Упражнения: « Знакомство» , « Приглашение на танец», « Наши отношения» | |
самостоятельная | социализация | Повышать уверенность в себе | Этюд: «Встреча с другом» |
чтение художественной литературы | Формировать адекватную полу модель поведения | Чтение сазки Ш. Перро «Спящая красавица» |
Работа с родителями.
Сентябрь Папка-передвижка : " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"
Октябрь Консультация «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»
Ноябрь Советы по воспитанию дочери:"Как воспитывать девочку"
Декабрь Советы родителям по воспитанию сыновей: "Психологическое развитие мальчиков".
Январь Рекомендации дидактических игр по гендерному воспитанию
Февраль Памятка : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".
Март-Апрель Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".
Май Анкета по гендерному воспитанию для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...
План самообразования на тему "Воспитание дошкольников по средствам трудовой дисцеплины".
План самообразования...
Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».
Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....
План самообразования "Нравственно - патриотическое воспитание детей в средней группе!
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям....
План самообразования по экологическому воспитанию
Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изу...
План Самообразования руководителя физического воспитания в ДОУ.
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем....