Социо-игровая технология в воспитательно-образовательном процессе детского сада
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valiullina_r.g._statya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА
Валиуллина Р.Г.
Воспитатель МБДОУ №18 «Колокольчик» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан
Федеральный государственный образовательный стандарт ДО большое внимание уделяет социализации дошкольников. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. Соответствовать этому помогает социо-игровая технология, представленная Е.Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.
Из существующих технологий наш детский сад остановил свой выбор на социо-игровой технологии, целью которой является - формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития. В основе данной технологии лежит игровое общение детей между собой и со взрослыми и предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познания, эмоционально-волевой сферы и т.д. В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения). Социо-игровую технологию можно системно использовать как в организованной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках внедрения данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:
- помочь детям научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
- способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.
Общение детей в рамках данной технологии мы организуется в три этапа:
- на самом первом этапе обучение детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
- на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.
Обучение происходит в игровой форме, для этого используются различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.[1]
Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:
- игры-задания для рабочего настроя, их главная задача – пробудить интерес друг к другу (или зависимость друг от друга), и повысить мышечную мобилизованность участников («Разведчики», «Волшебная палочка», «Встать по пальцам»);
- игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;
- игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
- задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат. [1]
Социо-игровая технология предполагает деление детей на микрогруппы. Сначала это пары, а затем – тройки, шестерки. Получаются микрогруппы, где дети связаны совместными играми, общим опытом жизни, тайнами. В практической работе микрогруппы возникают на каждом шагу, но нам важно, чтобы состав участников таких групп постоянно менялся. Для этого используем разрезные картинки, жеребьевки, считалки, учим находить что-то одинаковое в одежде, друг в друге. Например, глаза одинакового цвета, детей одинакового роста, одинаковые буквы в именах и т. д. Причем больший коэффициент полезной работы детей получается именно в тройках, а не в парах, так как в паре чаще возникают неразрешимые споры, которые требуется участия взрослого. А вот когда есть третий – то подобные ситуации, оказывались разрешимыми. Выход из данной ситуации дети находят самостоятельно, что с педагогической точки зрения очень ценно для формирования чувства сверстничества и развития личности. В результате такой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Для нас важно, чтобы дети взаимодействовали не только внутри микрогруппы, но и микрогруппы взаимодействовали между собой. Постепенно развивая навыки сотрудничества у детей, мы стремимся применить их на практике. Организуем итоговые занятия в форме всевозможных конкурсов и викторин, где дети объединяются в команды, и выполняют различные задания, требующие коллективного обсуждения, умения сотрудничать друг с другом. Занятия в такой форме всегда проходят очень увлекательно, все дети, стараясь не подвести свою команду, работают очень активно, и всегда радуются победе. Полученный опыт игрового взаимодействия используется и в продуктивной деятельности. В совместной, самостоятельной и организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисованию и аппликации детям предлагаются коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенние фантазии», «Любимые сказки», «Город будущего», «Симметричные рисунки». Дети совместно обсуждают сюжет своего творения, составляют план работы, выбирают необходимый материал, и делают совместную презентацию своему творчеству
В этих условиях сложным стало то обстоятельство, что во время проведения игр и занятий в социо – игровом стиле педагогу отводится лишь роль координатора действий, а роль оценщика, «судьи» должны выполнять сами дети. Зачастую педагоги были ориентированы на то, чтобы задание у каждого ребенка, у каждой пары или тройки обязательно получилось. А как показывает опыт на самом деле, дети лучше всего учатся на своих ошибках, и поэтому не нужно лишать их возможности набираться личного опыта, возможности ошибаться и проиграть. В процессе такого внутригруппового общения создаются благоприятные условия для формирования адекватной самооценки. Такая самооценка, отработанная своими собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребенка, чем оценка «хорошо» или «плохо» со стороны педагога.
Желание работать по новому, постоянно искать, творить, пробовать, добиваться планируемых результатов – это то, что является движущей силой педагога на пути повышения качества дошкольного образования.
Литература:
1.Интернет-ресурс Маам.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду.
Циклограмма воспитательно-образовательной работы (1-4 недели)....
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно -образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Представлена примерная циклограмма воспитательно - образовательной работы в детском саду с детьми среднего и старшего дошкольного возраста....
Годовой план воспитательно – образовательной работы ГККП «Детского сада № 2 «Жулдыз» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей на 2014 - 2015 учебные годы
Задачи на 2014 -2015 учебный год:1. Укрепление здоровья детей и создание необходимых условий для их физического развития в соответствии с ГОСО РК. Формировать здоровый...
Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIOв образовательном процессе детского сада
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...
Шаблоны для календарного планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду
Предлагаются шаблоны на неделю для календарного планирования...
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО....